Все мы хорошо знаем, что научить ребенка (особенно в дошкольном возрасте), не имея под рукой необходимого оборудования – игрушек, иллюстративного материала, учебных наборов – достаточно сложно и не всегда эффективно. Ведь в основу обучения дошкольников заложены именно принципы наглядности!
Существует много разнообразного учебного и игрового оборудования для детей дошкольного возраста. Как же правильно выбрать такой материал?
На сайте Городского методического центра (www.mosmetod.ru) в разделе «Проекты» – «Учебное оборудование» опубликован список рекомендуемого материала для развития разных видов деятельности дошкольников.
Если мы с Вами внимательно посмотрим на этот список, то увидим, что среди рекомендуемого оборудования есть довольно простые и знакомые предметы: наборы буквенных и цифровых кубиков, горки, шарики, простейшие конструкторы и т.д. – то есть материал, доступный по цене и простоте обращения.
Поэтому мы и решили предложить Вашему вниманию серию методических рекомендаций по работе с таким оборудованием.
Данные рекомендации разрабатываются специалистами Городского методического центра и апробируются в работе с детьми дошкольного возраста. К некоторым рекомендациям в дальнейшем размещаются учебные видеопрограммы, фотогалереи.
Постепенно мы будем представлять методические рекомендации по работе с разными видами оборудования в разных образовательных областях.
Желаем Вам удачи, уважаемые родители и педагоги, в развитии Ваших детей!
Оборудование 1: ВЕТРЯНАЯ ВЕРТУШКА
Варианты использования.
1 вариант: «Как устроена и работает вертушка».
1. Предложите детям рассмотреть конструкцию вертушки и определить, из каких частей она состоит:
• деревянная (пластмассовая) палочка;
• пропеллер, лопасти (из легкого материала);
• гвоздик (или другой крепеж) для соединения движущейся части с палочкой.
2. Предложите выполнить несколько действий с вертушкой:
— действие 1: легкое передвижение рукой с вертушкой вправо-влево (рис 1.);
— действие 2: повернуться кругом с вертушкой (НЕ резко) (рис 2.);
— действие 3: подуть «ветерком» на лопасти вертушки (рис 3.).
Обратите внимание на происходящие действия с лопастями вертушки. Предложите детям рассказать об увиденном и попытаться догадаться, почему лопасти крутятся, на чем основан принцип действия такой конструкции?
Как думаете, какие еще движения можно предложить с вертушкой, чтобы лопасти приводились в действие? Предложите выполнить эти действия.
2-1 вариант: сравнение предметов.
Расскажите детям, что вырабатывать электричество можно разными способами, одним из которых является применение специальных конструкций – ветряных станций.
Предложите рассмотреть конструкцию ветряной станции, определить части конструкции и размеры.
Проведите сравнение по конструкции, размерам, дополнительным элементам:
• вертушки-игрушки;
• ветряной станции.
Предложите ребятам дорисовать ветряную мельницу, раскрасить изображение (рис. 4).
2-2 вариант: сравнение предметов.
Игра: «Куда дует ветер» (направление ветра).
Расскажите детям, что для определения направления ветра применяются разные конструкции, одной из которых является флюгер.
Но для определения направления ветра можно также попытаться использовать и обычную ветряную вертушку.
Проведите сравнение конструкции ветряной вертушки и флюгера (рис. 5).
Экспериментальная деятельность детей:
Детям предлагается с ветряными вертушками на участке встать в разных направлениях.
Обратите внимание ребят, что в момент возникновения ветряного потока (даже несильного), лопасти вертушки начинают раскручиваться. Предложите им объяснить, за счет чего происходит такое явление.
Легкая подвижная часть вертушки даже при слабом ветре приводится в движение (вспоминаем поворот лопастей, когда мы дули на вертушку (см. рис. 3).
Обращаем внимание, в какую сторону происходит поворот лопастей (рис. 6).
Предложите ребятам попробовать сделать вывод: «В какую сторону дует ветерок?».
Примечание: Можно предложить детям дополнительную информацию по направлению ветра (северный, западный, восточный и т.д.).
3 вариант: «Раскручиваем нашу вертушку».
Предложите детям вспомнить, что приводит в действие вертушку (несложный механизм), и какие нужны условия для раскручивания лопастей вертушки (воздушный поток – ветер). Обратите внимание, что не всегда в природных условиях может дуть ветер.
Подумайте вместе, как в этом случае можно привести в действие вертушку – «Как создать свой ветерок».
В случае возникновения затруднений у детей, можно предложить пробежаться без вертушки. Что в таком движении почувствует ребенок (действие воздушного потока – ветерка)?
Двигательная деятельность детей:
Предложите группе детей передвигаться с вертушками – быстро, медленно, в беге.
Как думаете, почему при быстром передвижении вертушка крутится быстрее? (рис. 7).
4 вариант: «Сделай сам».
Обратите внимание детей, из каких несложных деталей сконструирована ветряная вертушка.
Подготовка материала к изготовлению вертушки:
• неплотный картон;
• линейка;
• простой карандаш;
• острый нож (детям – ножницы);
• шариковая ручка без чернил (заостренная палочка);
• шило (детям канцелярские кнопки);
• клей ПВА;
• деревянная палочка;
• разноцветные ниточки (пряжа).
Последовательность изготовления ветряной вертушки Вы можете посмотреть в учебной видеопрограмме с использованием данного QR-кода:
Или после перехода по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=lyurzfHmVHQ.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.