Рубрики
Литература

Лузянина А.Г. Нравственное воспитание учащихся при изучении русской литературы в старших классах

Лузянина Антонина Григорьевна,
Почетный учитель РФ,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2080 “Грайвороново”»,
luzyaninaag@2088.edu.ru

 

Нравственное воспитание учащихся – одна из самых важных задач современной школы.

Как никогда остро стоит эта проблема в наши дни. Среди значительной части молодёжи проявляется бездуховность, отсутствие чувства ответственности за своё поведение. Мы сталкиваемся сегодня с детской жестокостью, равнодушным отношением к судьбе Родины, своим обязанностям.

Гражданское сознание и самосознание, интеллигентность, гуманизм, доброта, внутренняя красота – понятия вечные и неразделимые. Во все времена для всех поколений они являлись мерилом нравственности человека, его сутью и величайшей ценностью.

Донести до учащихся эти истины – главная задача учителя литературы.

Как же сделать, чтобы ученик уносил с урока не только знания, но и нравственные переживания, чтобы на уроке обогащался не только его ум, но и сердце?

Даже урок литературы может быть нейтральным в нравственном воспитании учащихся, если учитель не сосредоточил внимание класса на решении нравственных вопросов, не сумел создать атмосферу эмоциональной настроенности. Для создания такой атмосферы важны, в первую очередь, собственное отношение учителя к материалу, его сознание, настроение.

Современным и актуальным остаётся высказывание Л.Н. Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку, и ты воспитаешь его; ежели ты сам не любишь её, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния».

Большую роль играют уроки изучения биографии писателя. В статье «Сочинения Александра Пушкина» Виссарион Белинский писал: «Наше время  преклонить колени перед художником, жизнь которого есть лучший комментарий на его творения, а творения лучшее оправдание его жизни». Изучение биографии писателя – это знакомство школьников с людьми, чья жизнь подвиг овладения высотами человеческих знаний, подвиг труда, служения людям. Многие писатели вошли в духовную культуру народа не только своим литературным наследием, но и необыкновенной нравственной высотой своей личности. Поэтому я придаю большое значение этому этапу работы при изучении творчества того или иного писателя. Что из себя представлял писатель как человек? Что он любил и ненавидел? Какими путями шёл в своём творчестве? Вот круг вопросов, на которые я направляю внимание учащихся.

Всякий человек сам проходит свой путь. Можно стать хорошим человеком, а можно  плохим. Нужно только найти верный способ, которым собираешься жить. Яркий пример этому – биография А.П. Чехова. Для нас великой загадкой остаётся и он сам. Антон Павлович преодолел не болезнь, не трагическую случайность  самого себя.

В одном из своих писем А.П. Чехов писал: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании… лицемеривший и богу, и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества; напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

Как можно, изучая биографию А.П. Чехова, не сказать о его внутренней красоте, чуткости к больным, обездоленным – к людям вообще! И о том, как актуальны в наш «жестокий век» его слова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь».

Изучение биографии И.С. Тургенева я начинаю с лекции, в которую включены поисковые задачи. Отрывки из рассказа «Бурмистр» заставляют задуматься над вопросом: «Каким мировоззрением обладал писатель, создавший такое произведение?» Учащиеся отмечают антикрепостническую направленность рассказа, симпатию автора к простому крестьянину.

Далее освещаем вопросы:

– Что формировало взгляды И. Тургенева?

– Как, воспитанный в семье жестокой крепостницы, он сумел сохранить лучшие качества человека?

– Что в его биографии произвело на вас сильное впечатление?

Ответы разнообразны. Они, дополняя друг друга, помогают понять, что ребят глубоко тронула история жизни писателя, заставила их задуматься над некоторыми жизненными вопросами. Одна ученица говорит о том, что глубокое впечатление оставила любовь Тургенева к Родине. Вспоминает, что ни строчки не написал не по-русски, очень тосковал вдали от родных мест, плодотворно работал только в России. «Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине моей поклонитесь…», –  звучат слова Тургенева. Учеников восхищает необыкновенная красота любви Тургенева к Полине Виардо.

Богатые возможности для нравственного воздействия на учащихся имеют уроки изучения русской классической литературы. И в первую очередь, на мой взгляд, произведения А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

Безжалостно развенчал ложь, корысть, эгоизм Л.Н. Толстой на страницах романа «Война и мир». Многие десятиклассники называют этот роман первым среди книг, который произвел на них сильное впечатление. Не только «громада и стройность» привлекают их. Это произведение стало источником важных открытий в области человеческих отношений. Толстой помогает найти ответы на вечные вопросы о счастье, долге, смысле жизни, учит отделять истину от фальши, находить красоту не во внешнем облике, а в богатом внутреннем мире, заставляет задуматься об истинном и ложном патриотизме.

Например, после анализа сцены Шенграбинского сражения учащиеся обращают внимание и на более тонкие нравственные вопросы, которые решает Толстой наряду с масштабными (20-ая глава). Задаётся вопрос: «В чем разница между поведением Долохова и Тимохина?».

Отвечая на этот вопрос, ученики безошибочно определили, что внешне поведение Долохова и Тимохина сходно: оба идут в первых рядах атакующих, проявляют героизм. Но истоки героизма различны. Тимохин возглавляет атаку, желая победы над врагом; Долохов сражается, желая вернуть себе офицерское звание.

«Почему автор начинает рассказ об отношении к захватчикам именно с письма Жюли Курагиной к княжне Марье?»,  звучит вопрос.

Только одна ученица говорит о том, что даже Жюли в такой в трудный момент оказалась патриоткой. Остальные не согласились с таким определением. Письмо об отказе от французского языка выглядит жалким, полным ложного пафоса рядом с грандиозными сценами народного движения. Простой народ, не говоря громких слов, делает великое дело. Это и есть проявление великой любви к Родине и ненависти захватчикам.

Поиски истины – то, чем живут герои Толстого в дни войны и в дни мира. В этой же беседе можно обратить внимание на одного из них – наиболее подготовленного к войне Андрея Болконского. «Почему Толстой в сцене отступления от Смоленска включает, казалось бы, незначительную сцену купания?»

Эта сцена запомнилась ученикам не только горькими размышлениями князя Андрея, что война превратит все здоровые тела в пушечное мясо. Впервые князь Андрей слышит, как солдаты называют его «наш князь». Толстой подводит своих героев, а вместе с ними и своих читателей к важнейшему пониманию: смысл жизни в единении с народом, в сознании необходимости людям. Наши юные читатели, проследив путь проб и ошибок, убеждаются в правильности этого выбора, видят его величие и красоту.

Чем дороги современным юношам и девушкам герои Толстого? Об этом они пишут в сочинениях. «Есть в одной современной песне слова: «Мода на девушек в джинсах пройдёт – Наташа Ростова останется». Секрет её обаяния прост, на ней нет светского «лака» от взглядов, как на Элен, в ней нет холодного женского расчета. Есть только богатая натура, которая воспринимает всё окружающее сердцем.

«Доброта необыкновенная – вот, пожалуй, самое яркое в Пьере Безухове». «Сначала князь Андрей вызывает у нас некоторое отчуждение, это связано с чертами его характера: сухостью, доходящей до черствости. Но после прочтения романа он становится любимым героем, а иногда даже примером для жизни. Его ум, честность, благородство, храбрость не могли не привлечь к нему внимания.

Но литература располагает такими произведениями, где нет ни одного положительного героя, а воспитательное воздействие их необыкновенно сильно. Герои романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы», словно вобрав в себя самые низкие человеческие качества, не оставляют равнодушными юных читателей. При знакомстве с текстом романа последовательным подбором заданий вызываю определённое отношение к его героям:

– Выразительно прочитайте сцену разговора Порфирия и Арины Петровны о дальнейшей судьбе Степана из главы «Семейный суд».

– Почему больше нигде не описывает Салтыков-Щедрин предпринимательских «подвигов» Иудушки?

– Какие сцены наиболее ярко подтверждают слова мужика о том, что этот барин словами человека «сгноить может»?

– Прочитайте сцену прощания Иудушки с Петенькой. Почему его «зудение» в этой сцене становится невыносимым?

Текст, звучащий в классе, производит сильнейшее воздействие на учеников. Такое впечатление невозможно создать ни ответами учеников, ни пересказом эпизодов. Только мастерство писателя, ненавидящего ложь и лицемерие, способно вызвать такое отношение к героям романа.

Способность Иудушки сладко говорить, кажется сначала безобидной. Потом его «сюсюканье» становится неуместным, мерзким, а «словесный запой» в конце жизни Иудушки вызывает даже не чувство раздражения, а отвращения.

Современная литература с новой остротой выдвинула на первый план идею духовного и нравственного самовоспитания личности, идею совести. В этом плане очень значительно творчество таких писателей, как В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, В. Дудинцев, В. Шукшин.

Василий Шукшин писал: «Никогда, ни разу в жизни, я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран». В этой статье с чувством боли он отмечает: «Нам бы с нашими скоростями не забыть, что мы люди…».

С этим жил, это проповедовал В. Шукшин в своих произведениях. Через всё его творчество проходит резко отрицательное отношение к псевдоинтеллигенту, человеку полукультуры.

Глеб Капустин, главный герой рассказа «Срезал»,  белобрысый мужик сорока лет, «начитанный» и ехидный. Свободное время Глеб развлекался и мужиков развлекал тем, что «срезал», «осаживал» деревенских выходцев, добившихся разных степеней жизненного успеха, когда они приезжали в деревню. «Срезал» он и очередного знатного гостя, кандидата наук Журавлева, который откровенно посмеивается над поверхностными знаниями Глеба, почерпнутыми цепкой памятью из журнала «Наука и жизнь».

Глеб жесток. «А жестокость никто никогда и нигде не любил»,  замечает автор.

– А каков же Журавлёв,  задаем вопрос классу.

– Полукультурный, самонадеяннный. Истинный интеллигент не стал бы откровенно посмеиваться над Глебом и довольно грубо «тыкать» ему,  отвечают учащиеся.

Большие воспитательные возможности заложены в произведении Олега Волкова «Погружение во тьму».

По силе воздействия на читателя, на мой взгляд, в литературе последних лет нет ничего равного этому произведению.

В годы сталинских репрессий, самые страшные годы «ежовщины», двадцать лет провёл О. Волков в лагерях, тюрьмах, ссылках, испытал голод, холод, карцеры, расстрелы…

Согласись на требование чекистов стать их секретным сотрудником, он выиграл бы несколько лет пребывания на воле. Но, продав душу, потерял бы другую волю, без которой человек перестаёт быть личностью.

Верный кодексу чести, он отверг лестное предложение «стучать» на близких друзей, затем на любого, на кого укажут чекисты. О. Волков выдержал экзамен, не изменил себе.

Исполнены сострадания строки о якутах, привезенных этапом на Соловки и вымерших за одну зиму от перемены климата и последовавшей за нею чахотки; о мусаватистах, не потерявших на Соловках достоинства, но как якуты, быстро расставшихся с жизнью: «В то время в Бутырке их было около трехсот, ссылаемых на Соловки членов партии мусаватистов, цвет тюркской, по позднейшему азербайджанской нации… Мне открылся мир не ведомый, но своеобразный. Мир небольшого народа, отчаянно отстаивающего свою самостоятельность, свои традиционные воззрения и обычаи дедов. Когда потом пришлось жить бок о бок с мусаватистами на Соловках, видел, каким сыновним уважением окружены у них седоглавые, как заботливо следят старшие, чтобы никто не был обделён за братской трапезой, как внимательны к тем, кто ищет уединения для молитвы…».

Как не зачитать на уроке приведенный выше отрывок из этой книги! Как не раскрыть смысл истинного подвижничества, уважительного, почтительного отношения к старшим, к обычаям, традициям своего народа.

Нет человека без Родины. От обездоленной, нищей, больной – от нее нельзя отказаться, как нельзя оставить, предать мать.

«В страшные годы исходы российской интеллигенции за рубежи ощетинившийся отчизны,  читаем дальше,  отец и слышать не хотел ни о каких отъездах… крысы, покидающие обреченный корабль,  образ для русского интеллигента неприемлемый. Допустимо ли оставить Родину в беде?».

Боль Родины, боль о России в каждой строке этой выстраданной книги. Она проникает в сердце и не уходит. Автор утверждает: «нельзя, чтобы повторилось время, когда бы поощрялись донос и предательство, были поставлены вне закона терпимость к чужим мнениям, человеческое сочувствие, чтобы повторилось вновь «погружение в пучину бездуховности».

Говоря о нравственных ценностях, проповедуемых О. Волковым в своём произведении, не лишне прочитать классу письма благодарных читателей автору:

«Для меня эта книга стала как Евангелие… Ваша книга как очищение от всякой скверны, она делает людей добрее и чище, чего так не хватает нам в наше тревожное время».

«Читая эту книгу, заряжаешься силой духа, волей автора… нам открывается смысл истинного подвижничества, жертвенности. Этот смысл для автора и дорогих его сердцу героев в любви к Богу, к людям, к жизни, какой бы трудной она ни была, в стремлении сохранить в себе человека даже на самом мученическом пути, творить добро, даже когда оставляют последние силы».

Итак, каждый урок литературы должен быть направлен на воспитание души ребенка. Девизом в этой работе могут стать прекрасные слова Сухомлинского: «Ум воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине – действительным служением Родине».

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.