Рубрики
Дошкольное образование

Формирование у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья представлений о профессиях через игровую деятельность

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования любознательности у детей. Этот период может быть использован для формирования активного интереса детей к различным профессиям.

0
Гафурова Зифа Меликовна,
воспитатель СП «Содружество»
ГБОУ г. Москвы СОШ № 875,
zifa34@mail.ru
Книгу переворошив,
Намотай себе на ус 
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!

В.В. Маяковский

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования любознательности у детей. Этот период может быть использован для формирования активного интереса детей к различным профессиям.

Наше образовательное учреждение (структурное подразделение «Содружество» ГБОУ СОШ № 875 г. Москвы) посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с детьми, у которых присутствует нарушение зрения, мы воспитываем детей с ДЦП, синдромом Дауна, ЗПР и детей с соматическими заболеваниями. Поэтому при планировании и проведении занятий, развлечений, экскурсий, досуга различных тематик необходимо учитывать индивидуальные психофизические особенности детей.

Для того чтобы ребенок гармонично развивался, понимал, что такое профессия, какое значение она имеет в жизни каждого человека, необходимо знакомить детей с миром профессий. Важно помочь ребенку узнать, какую пользу приносит та или иная профессия, вызвать интерес к ней.

Итак, как же происходит эта работа, казалось бы, несложная, но в то же время кропотливая и важная? Такая работа реализовывается через совместную деятельность педагога с ребенком и педагога с родителями и самостоятельную деятельность детей, которая происходит через познание продуктивной и игровой деятельности.

Основное место в жизни дошкольника занимает игра. Сюжетно-ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых, отражают их взаимоотношения, воссоздают действия взрослых. Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и реальными отклонениями, в которые вступают дети в процессе коллективной игры и при реализации ее общего замысла.

Большинство игр отражают труд взрослых. Дети подражают работе воспитателя, врача, повара, продавца, водителя, экскурсовода и др. Ненавязчиво педагог старается влиять на содержание игры, в которой уместна предварительная работа: беседа о профессиях, показ иллюстраций, объяснения и т.д. Все это влияет на выбор темы игры, развитию сюжета, распределение ролей и на выявление новых образов. Для детей с низкой остротой зрения для полноценного восприятия мы используем оптическую технику  увеличительное стекло, лупу, микроскоп, мультимедийный проектор, компьютер. Две девочки из нашей группы уже могут сами с помощью лупы рассматривать мелкие детали на иллюстрациях, форменных костюмах.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья очень важно непосредственное участие в играх – их самих и педагогов. Кроме того, мы часто привлекаем и родителей детей к участию в этих мероприятиях, особенно в период проведения «Недели игры и игрушки». Детям очень нравятся такие совместные мероприятия: они горды за своих родителей.

Так, совсем недавно дети познакомились с профессией экскурсовода. Мама воспитанника нашей группы (Ds: амблиопия высокой степени) работает экскурсоводом в музее. В этом музее была проведена большая работа для знакомства с этой профессией всех детей группы: проводились беседы, показы репродукций, занятия с участием мамы; в групповой комнате создавались разные виды мини-музеев. В ноябре 2014 года в мини-музее «Часы» дети получили возможность взять на себя роли экскурсовода и слушателей. В роли экскурсовода смогли побывать многие дети, но самым интересным экскурсоводом оказался один из воспитанников (Ds: миопия средней степени): мальчик знакомил слушателей с историей возникновения часов, разновидностями часов. Особое внимание ребенок уделил рассказу о творческих работах своих друзей, которые рисовали, лепили, конструировали, выполняли аппликацию часов самостоятельно или совместно с педагогами и родителями.

Занятие-экскурсия переросло в проектную деятельность дошкольников. В ходе работы были представлены очень интересные проекты: «Я горжусь своей мамой, она у меня продавец», «Моя бабушка – учитель», «Мой папа служит России». Эти проекты дети представляли в старшей группе, а также во время проведения консультации для педагогов нашего структурного подразделения. Дети получили высокую оценку своим работам.

Такие виды работ дают каждому ребенку возможность почувствовать, что значит быть взрослым экскурсоводом и слушателем, уметь правильно рассказать об экспозиции музея, отвечать на вопросы, т.е. нести ответственность за свою работу.

В этой связи хочется остановиться на работе по знакомству детей с профессией продавец-консультант бытовой техники. На занятиях были проведены беседы, ряд занятий с подробным изучением бытовой техники: для этого потребовалось много бытовой техники  пылесос, миксер, фен, кофемолка, соковыжималка, утюг, блендер, магнитофон и др. Под руководством воспитателя дети смогли попробовать сушить волосы феном, взбивать сливки, молоть кофе, выжимать сок, гладить одежду, пылесосить ковер в группе, измельчать овощи и фрукты и т.д. Конечно, каждый бытовой прибор изучался отдельно и с множеством повторов для детей, испытывающих трудности в обучении. Работа проводилась планомерно и систематически, в течение длительного времени. Родители принимали активное участие в процессе ознакомления детей с каждым видом бытовой техники.

После окончания ознакомительного периода мы провели в группе презентацию бытовой техники. Дети с родителями и педагогами выбирали в «магазине бытовой техники» необходимый прибор, а продавец-консультант рассказывал и демонстрировал правила пользования, подробно рассказывал для чего нужен тот или иной бытовой прибор.

Так, дошкольники 6-7 лет (с диагнозами: ретинопатия недоношенных; миопия средней степени; миопия высокой степени; амблиопия средней степени, сходящееся косоглазие; амблиопия высокой степени, порок сердца I степени; гиперметропия высокой степени) консультировали покупателей и демонстрировали работу пылесоса, фена и рассказывали об их возможностях, рассказывали о работе кофемолки, миксера, показывали работу блендера, демонстрировали соковыжималку. Ребятам очень понравилась роль продавца-консультанта и они справились с поставленной задачей.

Еще хочу рассказать о совместной с родителями работе по знакомству детей с профессией летчик-истребитель. Папа воспитанников, являющийся полковником авиации России, очень интересно и доступно рассказал о своей профессии, показывал слайды, демонстрировал шлем летчика-испытателя. Большой интерес вызвал у детей паек военного летчика. Дети после проведенного занятия еще долго рассуждали об этой профессии. Выставка детских работ на военную тематику оказалась очень интересной и содержательной.

Профессия инспектор ГИБДД также получила отклик у детей и родителей нашей группы. После посещения структурного подразделения инспектором ГИБДД, его рассказа о том, что соблюдение правил дорожного движения очень важно для сохранения жизни и здоровья пешеходов и водителей. Особое внимание инспектор ГИБДД обратил на то, чтобы дети обязательно имели на своей одежде светоотражающие элементы – это необходимо для безопасности самих детей особенно в темное время суток. Сотрудник ГИБДД спросил у детей, как они ездят в машинах, используются ли детские удерживающие устройства. Дети ответили на этот вопрос утвердительно. После посещения инспектора они играли в сюжетно-ролевую игру «Дорожное движение», самостоятельно рисовали на тему правил поведения на дороге, в транспорте и общественных местах.

Много есть интересных профессий для ознакомления дошкольников. В игре дети получают возможность для расширения и уточнения знаний о профессиях, обогащения словарного запаса. И сколько бы мы не перечисляли профессий, всегда должен быть положительный результат.

У детей с ограниченными возможностями здоровья через игру-занятие происходит формирование социально-бытовой адаптации и ранней профессиональной ориентации. Игра, через которую ребенок познает мир, является уникальным средством формирования его мировоззрения, дает возможность повысить самооценку, осознавать имеющийся опыт, сопоставлять прежний опыт с новым, оценить и проанализировать свои достижения.

Список литературы:

1. Васильева М.А., Веракса Н.Е., Комарова Т.С. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М.: Просвещение, 1988.
2. Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М.: Экзамен, 2003.
3. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4–6 лет. М.: Сфера, 2011.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.