Описание
Инструменты табличного процессора используются при создании универсальной программы перевода чисел в позиционных системах счисления.
В данной работе рассматриваются основные инструменты мультимедийного процессора Open Office Impress, который по своему интерфейсу схож с мультимедийными процессами Microsoft Office Power Point 2003.
Open Office – офисный пакет, который является программным обеспечением, распространяемым по лицензии GNL/GPU (т.е. является свободно распространяемым программным продуктом), и устанавливаемый на домашний компьютер ученика.
Перечень терминов:
Исследовательская модель по созданию программы автоматизированного перевода чисел позволяет переводить числа в любых позиционных системах счисления (к сравнению: калькулятор (программиста) позволяет осуществлять перевод только в 2, 8, 10 и 16 СС).
Формализованное описание методов
Метод сумм
В основе метода лежит развернутая форма числа. Просмотреть информацию о процессе перевода чисел можно на сайте «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/).
На основе этого метода был разработан шаблон (см. Шаблон 1).
В ячейки, выделенные зеленым цветом, ввод данных осуществляется пользователем, все остальное ЭТ должна делать сама.
Необходимо помнить, что для осуществления процедуры «протяжки» ячейки с формулой, в некоторых случаях необходимо использовать знаки абсолютности ($).
В данной задаче необходимо записать четыре формулы и одну ссылку:
Метод деления
Перевод числа из 10СС в любую СС осуществляется путем деления исходного числа на основание искомой СС до тех пор, пока в частном не будет получен 0, затем остатки от деления выписываются в обратном направлении, информацию о процессе перевода можно сайте «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов».
На основе этого метода был разработан шаблон:
В ячейки, выделенные зеленым цветом, ввод данных осуществляется пользователем, все остальное ЭТ должна делать сама.
Необходимо помнить, что для осуществления процедуры «протяжки» ячейки с формулой, в некоторых случаях необходимо использовать знаки абсолютности ($).
В данной задаче необходимо записать четыре формулы и одну ссылку:
Метод разностей
Перевод числа из 10СС в любую СС является обратным методу сумм и заключается в разложении числа на ряд искомой СС с указанием коэффициентов разрядов.
Пусть дано число 140 и его нужно перевести в 3СС, при этом используется ряд СС.
Разряд |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Ряд СС |
2187 |
729 |
243 |
81 |
27 |
9 |
3 |
1 |
Ближайшее число из ряда 81 (5 разряд) |
140/81= Извлекаемое целое 1 (коэффициент 5 разряда) |
140-1*81=59 |
Ближайшее число из ряда 27 (4 разряд) |
59/27= Извлекаемое целое 2 (коэффициент 4 разряда) |
59-27*2=3 |
Ближайшее число из ряда 3 (2 разряд) |
3/3= Извлекаемое целое 1 (коэффициент 2 разряда) |
3-3=0 |
Формируется развернутая форма и выделяются коэфициенты |
140=1*81+2*27+0*9+1*3+0*1 |
Ответ: 14010=120103 |
На основе этого метода был разработан шаблон:
В ячейки, выделенные зеленым цветом, ввод данных осуществляется пользователем, все остальное ЭТ должна делать сама.
Необходимо помнить, что для осуществления процедуры «копирования» ячейки с формулой, в некоторых случаях необходимо использовать знаки абсолютности ($).
В данной задаче необходимо записать пять формул и одну ссылку:
▪ то предыдущее значение рабочей ячейки;
▪ иначе предыдущая ячейка минус произведение предыдущих ячеек коэффициента на ряд СС;
▪ функция IF («УСЛОВИЕ»; «ТО»; «ИНАЧЕ»).
Пример работы программ
Метод сумм
Перевести число 123456707 в 10 СС.
Метод деления
Перевести число 16012510 в 7 СС.
Метод разностей
Перевести число 16012510 в 7 СС.
Критерии оценивания работы
Работа оценивается по шкале 2 — 5 баллов.
В работе проверяются навыки владения основными инструментами электронных таблиц и навыками перевода чисел в позиционных СС.
Учащиеся выполняют дома перевод заранее данных им чисел методом разрядов и методом деления, на практической работе по окончанию заполнения каждого раздела вводят их как проверку и сравнивают полученные данные. В конце работы учащийся получает две оценки.
Распределение баллов за домашнюю часть.
Элемент |
Балл |
Примечание |
Одно число переведено правильно |
3 |
Всего возможно 9 балла по одному за каждое число |
Присутствует решение, но допущена ошибка в записи формул |
1 |
Всего возможно 3 балла по одному за каждое число |
Присутствует решение, но допущена арифметическая ошибка |
2 |
Всего возможно 6 баллов по два за каждое число |
Нет решения |
0 |
|
Всего: |
9 |
Соответствие набранных баллов за домашнюю часть полученной оценке.
Балл |
Оценка |
0-2 |
2 |
3-5 |
3 |
6-7 |
4 |
8-9 |
5 |
Соответствие набранных баллов за практическую часть полученной оценке.
Раздел выполнен |
Оценка |
Отсутствует решение |
2 |
Метод сумм |
3 |
Метод деления |
4 |
Метод разностей |
5 |
Варианты заданий
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Приложение доступно для скачивания по ссылке.
Список литературы:
2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. М: БИНОМ, 2011.
3. Перевод недесятичных чисел в десятичную систему счисления // БИНОМ. Лаборатория знаний [Электронный ресурс]. URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1a264912-eca9-4b45-8d77-c3655b199113/?interface=catalog (дата обращения 03.01.2015).
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.