Рубрики
Литература

Андреева А.Ю. Урок литературы в 5 классе по балладе В.А. Жуковского «Кубок»

 Андреева Алла Юрьевна,
учитель литературы
ГБОУ «Школа № 345 имени А.С. Пушкина»
(Подразделение № 353 им. А.С. Пушкина) г. Москвы,

Предисловие

Изучение текста баллады В.А. Жуковского «Кубок» вызвало искренний интерес у пятиклассников и удовлетворение результатом работы у меня. Класс работал на эмоциональном подъеме, активно подключился к ответам на проблемные вопросы. Эвристическая беседа с учениками неоднократно сопровождалась небольшими исследовательскими элементами. Дети с увлечением высказывались, развивая монологическую речь, аргументировали свои высказывания цитированием, пытались понять авторский замысел и смело выдавали свою (иногда откровенно детскую) интерпретацию избранных для обсуждения эпизодов, находили ключевые слова, прочувствовали их экспрессивную окраску.

С этой целью использовала приём «Чтение с остановками», завершающимися проблемным вопросом, ответы на которые переходили в беседы или дискуссии.

Естественно, для того чтобы подобный урок состоялся, чтобы он стал по-настоящему уроком сотворчества, учителю нужно заранее заслужить доверие собеседников. Это достигается регулярностью использования этой методики, поощрением тех, кто желает высказаться, а для этого ребенку надо поверитьь, что его мнение интересно одноклассникам и учителю. В нашем случае этот контакт налажен.

С таких уроков общения не только дети, но и я, учитель с 45-летним стажем, выхожу в состоянии словно сквозь промытое стекло просмотрела страницы сотни раз прочитанной классики. Мы с детьми проникаем в глубины произведения. Речь идет не только об этой балладе. Иногда воспринимаю текст, благодаря им, моим первооткрывателям, под таким ракурсом, что сама диву даюсь! Одновременно в атмосфере абсолютно свободного общения я наблюдаю за учениками, отмечаю их и свои пробелы, радуюсь достигнутому ими.

Эти записи были сделаны сразу после проведенного урока с целью самоанализа в форме дневникового наблюдения за уровнем восприятия текста произведения в 5 классе, за умениями и навыками учеников среднего звена, чтобы в последующем проследить их изменение.

Чтобы мы понимали друг друга

Чтобы мы говорили «на одном языке с Жуковским» и со мной, учителем словесности, необходимо провести словарную работу: объяснить литературоведческий термин, прояснить значение устаревших и редко употребляемых слов.

Слайд 2

Баллада – стихотворное произведение с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, героическую, сказочную или бытовую тему, в основе которого чаще всего лежит необычный случай.

Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.

Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).

Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.

Епанча – широкий плащ без рукавов.

Чрево – внутренность чего-либо.

Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.

Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.

Мокой – рыба морской волк, род акулы.

Учимся выразительному чтению

Слайд 3

Минутное прослушивание начала баллады в исполнении актера дает образец того, как надо читать и настраивает на торжественный высокий лад. Аудиозапись можно найти в Интернете, например, по адресу: muzofon.com›search/Кубок Жуковский.

Слушать только первые полторы минуты (монолог царя).

Дальше – стоп-момент: «Внимание! Вопрос!»

О чем говорят и думают дети

Слайд 4

 Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?

– Думаю, испытывает свиту на преданность и верность.

– Может быть, проверяет смелость и решительность. Царь дважды делает упор на слове СМЕЛЫЙ. Он подзадоривает самолюбивых и отважных юношей.

Рисунок 1

– Моя версия, возможно, нелепа: от нечего делать? Для него – это развлечение, зрелище, потеха.

И вовсе не нелепо это предположение! Радует, что мои собеседники входят во вкус собственного проникновения в глубины художественного текста, а в этом случае еще и то приятно, что выступившая выстраивает монологический ответ, а не отделывается репликой.

– Скорее всего, это царский каприз.

– Им руководит желание очередной раз насладиться своей властью, почувствовать свое величие. Посмотрите: он же не говорит, а «ВОЗГЛАШАЕТ!» И этим словом, повторенным дважды, мне кажется, подчеркивается его самолюбование.

Внимание учеников к слову – для меня приоритет во время работы с текстами. Сегодня это слово найдено самостоятельно(!), осмыслено, донесено его толкование.

– Да, это царское желание поиграть жизнями людей, показать окружающим, какой он могучий: ради него, как он предполагает, кинутся на смерть подданные.

– Ищет охотников за золотом?

Заметно, что ученикам самим нравятся их находки; в такие моменты дети очаровательны: одухотворяет их осмысленное перечитывание строк, их озарения, которыми торопятся поделиться с учителем, с одноклассниками – не такая ли активность желанна любому учителю литературы!

О тех, кто стоял в стороне…

Слайд 5

Рисунок 2

После 3-ей строфы, прочитанной учениками, вопрос:

 Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?

– Потому что это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не стоит собственной жизни.

Умиляет услышанное далее. Здесь столько детского неумения принять условность литературного слова, а все воспринимается как реальность:

– Они же одеты в тяжелое, металлическое, конечно же, сразу пойдут ко дну. Времени-то снимать латы, кольчуги нет – кубок совсем утонет.

А то, что паж снимал свою епанчу и пояс, не заметили…

Мнение о главном герое

Слайд 6

Рисунок 3

Выразительное чтение 4-8 строфы. Рассуждаем по поводу поступка пажа.

 Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?

– Желание выделиться, проявить свою отвагу и готовность услужить царю.

– Он же еще очень юн, его подталкивает мальчишеский задор.

– Он тоже хочет быстрее стать рыцарем, а это надо заслужить.

– Хочет скорее стать взрослым.

– Возможно, он еще сам не осознаёт степени опасности.

– Думаю, что он из тех, кто действует по закону: кто же, если не я, сделает это, если другие не могут?

– Хотя он и мальчик, но в нем просматривается мужской характер!

– Так поступают настоящие герои, этим они и выделяются из толпы.

– Это его дерзкий вызов струсившей свите. В тексте так и сказано: он выступает «ДЕРЗКО».

– Он верит в Бога и свою судьбу. В тексте об этом говорится: «Спасителя-бога призвал».

– Он хочет завоевать сердце царской дочери?

– Нет, это будет потом, а пока о любви не было речи в тексте.

– Может быть, хочет угодить царю?

– Вряд ли. Хотя он потом и скажет: «Да здравствует царь!», но я не чувствую нем угодливости, скорее, он гордый!

Так ученики сами по тексту контролируют правильность суждений, наблюдают за хронологией фактов, исправляют ошибающихся. И сколько же интересной интерпретации одного эпизода! И все они имеют право быть! Одна проблема все же выписывается: культура общения не на высоте… Азартные дети забываются, громко требуя права голоса, забивая менее бойких, часто заглушая отвечающих.

Покаяние

Слайд 7

После чтения 9–10 строфы:

 Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши?

Рисунок 4

– Они чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден был выполнить царское требование.

– Считают себя виноватыми за то, что не сберегли отважного смельчака.

– За то, что не предостерегли, не предупредили о том, что это смертельно опасно.

– За то, что отмолчались перед царём.

– Они, наверно думают: мы-то живы, а самый прекрасный из нас, наверное, уже погиб…

– Мне кажется, что сначала Жуковскому не нравятся эти зрители, они у него «не охнули», а «ВОЗОПИЛИ». Это слово с каким-то неприятным привкусом. Но когда люди опомнились и поняли свою вину за предполагаемую гибель мальчика, они воспринимаются уже лучше.

Такие микро находки часто звучат на уроках словесности и побуждают меня вновь и вновь выделять и приближать к моим собеседникам новые нравственно излучающие эпизоды.

Дети не прощают царя-убийцу

Слайд 8

Прочитан и прокомментирован рассказ чудом спасшегося пажа о красотах и ужасах подводного мира.

Рисунок 5

Перечитан вслух монолог царя, мольба его дочери. Затем – вопрос:

Слайд 9

— Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?

Рисунок 6

– Царь пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ юноши заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика:

…смертный пред богом смирись:

И мыслью своей не желай дерзновенно

Знать тайны, им мудро от нас сокровенной,- 

он просто не слышит, не хочет слышать. Узнать хочет, но сам-то не рискнёт собой.

– Еще бы — на то он и царь!

Очень по-детски, но забавно!

– Если в первый раз царь, может быть, не думал о степени риска (хотя в это плохо верится), то в этот раз он уже проверяет смельчака на беспрекословность подчинения ему.

– Заметили, что первый раз царь « БРОСИЛ свой кубок златой», а второй раз: « свой кубок златой / В пучину ШВЫРНУЛ с высоты»? Это уже ярость.

Я уверена, что с этим учеником уже сейчас можно делать исследовательские проекты, потому что интуитивное исследование текста он уже проводит.

– Теперь это уже деспотичный эгоизм, царю вздумалось убедиться, что его желание – закон. Не подлежащий обсуждению. Неизменный.

 Почему даже мольба дочери не останавливает царя?

Слайд 10

Рисунок 7

– Царевна назвала отцову выдумку «опытом», Но это страшная игра со смертью.

– Вообще-то царь хитрый, знает людские слабости и умеет управлять. Если первый раз он «играл» на тщеславии, то теперь он заметил, что между пажом и царевной возникла симпатия. Он использовал это чувство в своих жестоких целях.

– Дочь пыталась его образумить, напомнить, что есть рыцари, в конце концов, если уж так захотелось потешиться, это для него обязаны делать рыцари. Но он и дочери показывает, что его слово – закон.

– А то, что он заявил: «Заступница будет твоею женою», — звучит как угроза царевне, попытавшейся перечить отцу.

– Да. Это так. И чтобы добиться исполнения своего повеления , чтобы не случилось непредвиденного неподчинения, он готов пообещать «золотые горы»: и перстень, и дочь в жены.

– А почему и не пообещать, он же прекрасно понимает, что ждать чуда еще раз бессмысленно?..

– Он выглядит жестоким убийцей. Он убил самого верного подданного. Он убил любовь. И все ради чего?..

Теперь детям не придётся объяснять авторскую мысль, она понята, осмыслены ее разные аспекты, глубинные повороты.

Безумство влюбленных

Слайд 11

Читается предпоследняя строфа.

 Второй раз отчаянным порывом юноши руководит…? (Договорить фразу)

– И опять: «отважность сверкнула в очах» – это сказано в тексте.

– Теперь еще и вспыхнувшее первое чувство к девушке.

– Благодарность за её заступничество, за жалость к нему.

– Желание не разочаровать её.

– Он делом доказывает, что готов за неё «на жизнь и погибель», причем делает это с огромной радостью.

– Он слишком увлекся тем, что испытывает свою судьбу, одержимый желанием заполучить в жены царевну, он действует уже совсем необдуманно, сражаясь с морской стихией.

Сам же недавно говорил: «Смертный пред богом смирись!»

 А, может, все-таки желает заполучить еще и царский перстень?

– Такой корысти у героя нет.

– А в моих глазах он лучший из рыцарей!

Не перевелись романтики и в наше время!..

Задумаемся о вечном и быстротечном…

Слайд 12


 

Рисунок 8

 Прочитана последняя строфа. Задумаемся над финальными строками:

Приходит, уходит волна быстротечно:

А юноши нет и не будет уж вечно.

– Становится совсем грустно от трагической смерти юноши.

– От нелепой гибели мальчика.

– Представляешь, как долго и неутешно молодая царевна будет приходить к морю и, глядя на волны, горевать о милом герое.

– Волны сменяют одна другую, но память о таких безумствах влюбленных будет вечна.

– И любить царевна будет долго-долго.

– Задумываешься о том, что есть могучие природные явления: например, морские просторы, морские стихии, покорить которые еще не дано человеку.

– Задумываешься о том, что иногда жизнь человеческая такая же быстротечная, как жизнь волны, особенно жизнь храбрецов, рискующих собой.

Использованные материалы:

В оформлении использованы иллюстрации к балладе В.А. Жуковского «Кубок» Д.И. Митрохина, А.В. Озеровской, А. Кошкина.

К статье приложена авторская презентация: для скачивания наведите курсор на название файла и нажмите на него, или перейдите по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.