Главная задача современной образовательной организации:
– это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
– школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.
(Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 ”О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»)
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) — впервые в истории российского образования. Разработчики называют его «стандартом поддержки разнообразия детства». Новый статус дошкольного образования предусматривает дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования.
Современное дошкольное образование, опираясь на адекватные и современные потребности личности и общества, как одну из основных целей введения ФГОС, для достижения нового качества, требует совершенствование образовательного процесса, проектирования новых технологий, обновления оборудования, повышения квалификации педагогов и творческого подхода через развитие культуросообразного предметно–развивающего пространства с привлечением творческих возможностей семьи.
Под культуросообразной предметно-развивающего пространства, с точки зрения педагогики, понимается целенаправленное организованное окружение, систематически воздействующее на ребенка, в котором наиболее эффективно развиваются его интеллект, эмоциональная и социальная сфера, а также позитивное отношение к окружающему миру, обществу и культуре. (фото 1)
Формирование интеллекта (условно)
К концу 1 года жизни — 20%.
К 4 годам жизни — 50%.
К 8 годам жизни — 80%.
К 13 годам жизни — 92%.
Наша творческая группа задалась вопросом о необходимости разработки модели образовательного пространства ДОУ с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и программы “От рождения до школы”.
В основу построения модели предметно-развивающей среды нами положен системный подход.
ЦЕЛЕВОЙ |
Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной Программы ДОУ. | ||||
Задачи:
создавать условия для участия родителей в жизни группы. |
|||||
Принципы организации предметно-развивающей среды:
|
|||||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ |
Компоненты предметно-развивающей среды | ||||
Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Физическое развитие | |
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ |
Требования к предметно-развивающей среде по зонам в соответствии с возрастными группами | ||||
Рефлексия: самооценка, оценка педагогов ДОУ. | |||||
Планируемый результат: предметно-развивающая среда ДОУ соответствующая всем требованиям ФГОС и особенностям образовательной программы “От рождения до школы”. Способность детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени, легко адаптироваться к особенностям школьной жизни, владеть умением жить в мире с самим собой, использовать, полученные в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия. Научиться учиться — вот основная цель при проектировании образовательной модели ДОУ. |
Принципы организации предметно–развивающей среды:
• соответствие педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели);
• вариативность (соответствие виду ДОУ, региональному компоненту и культурным традициям);
• комплексирование, гибкое зонирование и мобильность развивающей среды (способствуют индивидуальной комфортности и эмоциональному благополучию каждого ребенка);
• разнообразие игровых и дидактических материалов в сочетании привычных элементов и элементов нового поколения;
• учет национально-культурных и климатических условий.
Проектирование среды ребенком, активное познание окружающего мира, детская любознательность – все это частички изучения Программы ДОУ, которые во многом зависят от эмоционального климата и подготовленности, компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно. И здесь важную роль играют психолого–педагогические требования к созданию предметно–пространственной среды:
• пространство должно мотивировать взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности;
• материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду, обеспечивающую самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка;
• при создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общими, так и специфичными материалами для девочек и мальчиков;
• в качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе и зона его ближайшего развития;
• подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства.
Успешность воздействия развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса нашего ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Поэтому мы рассмотрели такую модель организации образовательного пространства ДОУ, которая позволяет ребенку на каждом возрастном этапе получить все необходимые условия для полноценного развития личности и счастливого проживания своего детства. Каждый год, взрослея и проходя определенный этап изучения Программы ДОУ, путь ребенка сопровождает неповторяющееся предметное окружение, соответствующее всем требованиям ФГОС, возрастным особенностям ребенка и запросам современности.
Конечно, пути реализации этого проекта во многом зависят от педагога–воспитателя: от его творческого потенциала, от практических умений, от его внутреннего мира, от его умений видеть удивительное и прекрасное в окружающих нас предметах и явлениях.
Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Здесь важно положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.
В связи с этим, творческая группа детского сада, рассмотрев современные запросы общества к воспитанию детей, их возрастные особенности и требования ФГОС, спроектировали новую тематическую модель оформления предметного пространства ДОУ, осуществляемую в три этапа:
• Первый этап – анализ модели образовательного пространства и создание проекта ДОУ.
Действия по изучению объекта исследования, получение модели, создание эскиза проекта ДОУ. (Основное содержание деятельности на этом этапе: вычленение модели, формулировка целей и задач, представление модели в виде компонентов одного целого, изучение связи между ними.)
• Второй этап – компоновка модели.
Процесс создания проекта ДОУ, как необходимого единства, целостности при объединении отдельных компонентов. (Этап завершается, когда полностью разработана модель всего образовательного пространства ДОУ.)
• Третий этап – проверка состоятельности всей модели проекта ДОУ.
Достижения точности создания модели и ее эффективного внедрения. (Данный этап связан с представлением созданной модели коллегам и частичной ее апробацией.)
Проект ДОУ:
Название и возраст группы |
Название образовательного пространства группы |
Название образовательного пространства интерьера (коридора) ДОУ
|
Результат |
Первая младшая группа (2,6 – 3 года) |
«Лесные приключения» |
«Сказочный лес: у Лукоморья дуб зеленый» |
Изучение тем по направлениям и по Программе ДОУ.
Создание поделок в различных видах техники (лепка, аппликация, живопись, коллаж, бумагопластика и пр.). Постановка спектаклей, сказок с участием детей, педагогов и родителей воспитанников. Использование тематического пространства ДОУ в различных видах непосредственно–образовательной деятельности |
Вторая младшая группа (3-4 года) |
«По морям, по волнам, с Робинзоном тут и там» |
«Тайны морских глубин» |
|
Средняя группа (4-5 лет) |
«Театральная гавань» |
«Дорогами сказок» |
|
Старшая группа (5-6 лет) |
«Тайны бабушкиного сундука» |
Кукла в русском крестьянском быту |
|
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) |
«Планетарий» |
«Легенды о космосе» |
Образовательное пространство первой младшей группы «Лесные приключения» (возраст 1,5-3 года)
(фото 2, 3, 4, 5)
Нами было определено, что проектирование тематического пространства всего ДОУ мы будем осуществлять с соблюдением определенных требований:
1. Все экспонаты, оборудование, осуществляющие основное содержание тематического пространства, должны быть изготовлены качественно, с высокохудожественным вкусом.
2. Изделия, включенные в проект создания тематического пространства, должны находиться в доступном и интерактивном состоянии. Их можно использовать в самых разных видах детской деятельности: игра, экспериментирование, социализация, художественное творчество, театральная деятельность, праздники, развлечения и т.д.
3. Обучение детей с использованием образовательного пространства осуществляется в форме освоения целостного пласта знаний исторических и современных событий.
4. Проекты основаны на тесном взаимодействии педагогов, детей и родителей, на активном и непосредственно-приближенном их участии в реализации ФГОС, воплощение которого помогает всем участникам процесса, увидеть и раскрыть творческие потенциалы друг друга.
5. Включение в образовательный процесс максимально доступного пространства ДОУ, использование пространства всего интерьера ДОУ для обеспечения открытости дошкольного образования.
Образовательное пространство второй младшей группы «По морям, по волнам, с Робинзоном тут и там» (возраст 3-4 года)
(фото 3-1, 3-2, 3-3)
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.
Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – одна из главных задач при проектирования образовательного пространства, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждениях.
Образовательное пространство средней группы «Театральная гавань» (возраст 4–5 лет)
Предметная развивающая среда – это система материальных средств и условий, обеспечивающих возможность деятельности ребенка, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Образовательное пространство старшей группы «Тайны бабушкиного сундука» (возраст 5–6 лет)
(фото 5-1, 5-2, 5-3, 5-4)
Грамотная организация тематического пространства в группе способствует формированию у дошкольников совокупности основных учебных действий, направленных на развитие социализации и индивидуальности личности, развитию у ребенка инициативности, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Образовательная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Образовательное пространство подготовительной к школе группы «Планетарий» (возраст 6–7 лет)
(фото 6-1, 6-2, 6-3)
Наполняемость предметной среды должна отвечать принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС дошкольного образования, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей.
При насыщении образовательного пространства группы по нашему проекту мы старались, чтобы традиционные материалы и материалы нового поколения существовали сбалансированно, сообразно педагогической ценности. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, отражали уровень современного мира, несли информацию и стимулировать поиск. Вместе с тем, чтобы традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не вытеснялись в угоду «новому» и современному оборудованию.
Результаты нашей работы при частичной апробации показали хорошую динамику психического развития детей по таким характеристикам, как:
• эмоционально-волевая сфера (произвольность деятельности);
• познавательная сфера (восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение);
• личностная сфера (самооценка, уровень притязаний).
Были проведено исследование, которое включало в себя:
• беседу (воспитатель/ребенок);
• наблюдение (в НОД/в свободной игре);
• опрос (воспитатель/родитель).
Далее планируется провести более глубокий анализ влияния нового образовательного пространства ДОУ на развитие ребенка в ДОУ.
Иллюстрации:
[widgetkit id=24]
Список литературы:
2. Гаранина Н.К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства (в условиях музея дошкольного учреждения: — Дис…канд. пед. наук – М., 2010.
3. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. – М.: Макс-пресс, 2005.
4. Лыкова И.А., Гриднева Л.А. Целеполагание как универсальная способность педагога «Искусство») // Электронный научный журнал «Педагогика искусства»
5. Сорокина Т.С. Игры с народными дидактическими игрушками. М.: Просвещение, 1950.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.