Рубрики
Дошкольное образование

Создание трансформируемой, вариативной, доступной предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС

Главная задача современной образовательной организации:
– это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
– школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. 

0
Белухина И.Е.,
Почетный работник общего образования РФ,
и.о. директора ГБОУ «Школа № 1468» г. Москвы
Бельтепетерова Л.А.,
воспитатель
ДОУ № 2580
(ДО-4, структурное подразделение «Школа № 1468» г. Москвы)
Корнеева А.Г.,
педагог-психолог ДОУ № 2580
(ДО-4, структурное подразделение «Школа № 1468» г. Москвы)
Мартынова А.И.,
старший воспитатель ДОУ № 2580
(ДО-4, структурное подразделение «Школа № 1468» г. Москвы)
 

Главная задача современной образовательной организации:

– это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
 школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

(Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 ”О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»)

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) — впервые в истории российского образования. Разработчики называют его «стандартом поддержки разнообразия детства». Новый статус дошкольного образования предусматривает дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования.

Современное дошкольное образование, опираясь на адекватные и современные потребности личности и общества, как одну из основных целей введения ФГОС, для достижения нового качества, требует совершенствование образовательного процесса, проектирования новых технологий, обновления оборудования, повышения квалификации педагогов и творческого подхода через развитие культуросообразного предметно–развивающего пространства с привлечением творческих возможностей семьи.

Под культуросообразной предметно-развивающего пространства, с точки зрения педагогики, понимается целенаправленное организованное окружение, систематически воздействующее на ребенка, в котором наиболее эффективно развиваются его интеллект, эмоциональная и социальная сфера, а также позитивное отношение к окружающему миру, обществу и культуре. (фото 1)

Формирование интеллекта (условно)

К концу 1 года жизни — 20%.

К 4 годам жизни — 50%.

К 8 годам жизни — 80%.

К 13 годам жизни — 92%.

Наша творческая группа задалась вопросом о необходимости разработки модели образовательного пространства ДОУ с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и программы “От рождения до школы”.

В основу построения модели предметно-развивающей среды нами положен системный подход.

ЦЕЛЕВОЙ

Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной Программы ДОУ.
Задачи:

  • создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • создавать условия для физического развития;
  • создавать условия для творческого самовыражения;
  • создавать условия для проявления познавательной активности детей;
  • создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки;

создавать условия для участия родителей в жизни группы.

Принципы организации предметно-развивающей среды:

  • соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы ДОУ;
  • соответствие возрастным особенностям и интересам детей;
  • соответствие требованиям СанПиН;
  • открытость среды для преобразований;
  • современность среды;
  • эстетика среды;
  • комфортность среды.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

Компоненты предметно-развивающей среды
Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ

Требования к предметно-развивающей среде по зонам в соответствии с возрастными группами
Рефлексия: самооценка, оценка педагогов ДОУ.

Планируемый результат: предметно-развивающая среда ДОУ соответствующая всем требованиям ФГОС и особенностям образовательной программы “От рождения до школы”. Способность детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени, легко адаптироваться к особенностям школьной жизни, владеть умением жить в мире с самим собой, использовать, полученные в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия.  Научиться учиться — вот основная цель при проектировании образовательной модели ДОУ.

Принципы организации предметно–развивающей среды:

• соответствие педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели);

• вариативность (соответствие виду ДОУ, региональному компоненту и культурным традициям);

• комплексирование, гибкое зонирование и мобильность развивающей среды (способствуют индивидуальной комфортности и эмоциональному благополучию каждого ребенка);

• разнообразие игровых и дидактических материалов в сочетании привычных элементов и элементов нового поколения;

• учет национально-культурных и климатических условий.

Проектирование среды ребенком, активное познание окружающего мира, детская любознательность – все это частички изучения Программы ДОУ, которые во многом зависят от эмоционального климата и подготовленности, компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно. И здесь важную роль играют психолого–педагогические требования к созданию предметно–пространственной среды:

• пространство должно мотивировать взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности;

• материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду, обеспечивающую самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка;

• при создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общими, так и специфичными материалами для девочек и мальчиков;

• в качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе и зона его ближайшего развития;

• подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства.

Успешность воздействия развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса нашего ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Поэтому мы рассмотрели такую модель организации образовательного пространства ДОУ, которая позволяет ребенку на каждом возрастном этапе получить все необходимые условия для полноценного развития личности и счастливого проживания своего детства. Каждый год, взрослея и проходя определенный этап изучения Программы ДОУ, путь ребенка сопровождает неповторяющееся предметное окружение, соответствующее всем требованиям ФГОС, возрастным особенностям ребенка и запросам современности.

Конечно, пути реализации этого проекта во многом зависят от педагога–воспитателя: от его творческого потенциала, от практических умений, от его внутреннего мира, от его умений видеть удивительное и прекрасное в окружающих нас предметах и явлениях.

Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Здесь важно положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

В связи с этим, творческая группа детского сада, рассмотрев современные запросы общества к воспитанию детей, их возрастные особенности и требования ФГОС, спроектировали новую тематическую модель оформления предметного пространства ДОУ, осуществляемую в три этапа:

• Первый этап – анализ модели образовательного пространства и создание проекта ДОУ.

Действия по изучению объекта исследования, получение модели, создание эскиза проекта ДОУ. (Основное содержание деятельности на этом этапе: вычленение модели, формулировка целей и задач, представление модели в виде компонентов одного целого, изучение связи между ними.)

• Второй этап – компоновка модели.

Процесс создания проекта ДОУ, как необходимого единства, целостности при объединении отдельных компонентов. (Этап завершается, когда полностью разработана модель всего образовательного пространства ДОУ.)

• Третий этап – проверка состоятельности всей модели проекта ДОУ.

Достижения точности создания модели и ее эффективного внедрения. (Данный этап связан с представлением созданной модели коллегам и частичной ее апробацией.)

Проект ДОУ:

Название и возраст

группы

Название образовательного пространства группы

Название образовательного пространства интерьера  (коридора) ДОУ

Результат

Первая младшая группа 

(2,6 – 3 года)

 «Лесные приключения»

«Сказочный лес: у Лукоморья дуб зеленый»

Изучение тем по направлениям и по Программе ДОУ.

Создание поделок в различных видах техники (лепка, аппликация, живопись, коллаж, бумагопластика и пр.).

Постановка спектаклей, сказок с участием детей, педагогов и родителей воспитанников.

Использование тематического пространства ДОУ в различных видах непосредственно–образовательной деятельности

Вторая младшая группа

(3-4 года)

 «По морям, по волнам, с Робинзоном тут и там»

«Тайны морских глубин»

Средняя группа

(4-5 лет)

 «Театральная гавань»

 «Дорогами сказок»

Старшая группа

(5-6 лет)

«Тайны бабушкиного сундука»

Кукла в русском крестьянском быту

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

«Планетарий»

«Легенды о космосе»

Образовательное пространство первой младшей группы «Лесные приключения» (возраст 1,5-3 года)

(фото 2, 3, 4, 5)

Нами было определено, что проектирование тематического пространства всего ДОУ мы будем осуществлять с соблюдением определенных требований:

1. Все экспонаты, оборудование, осуществляющие основное содержание тематического пространства, должны быть изготовлены качественно, с высокохудожественным вкусом.

2. Изделия, включенные в проект создания тематического пространства, должны находиться в доступном и интерактивном состоянии. Их можно использовать в самых разных видах детской деятельности: игра, экспериментирование, социализация, художественное творчество, театральная деятельность, праздники, развлечения и т.д.

3. Обучение детей с использованием образовательного пространства осуществляется в форме освоения целостного пласта знаний исторических и современных событий.

4. Проекты основаны на тесном взаимодействии педагогов, детей и родителей, на активном и непосредственно-приближенном их участии в реализации ФГОС, воплощение которого помогает всем участникам процесса, увидеть и раскрыть творческие потенциалы друг друга.

5. Включение в образовательный процесс максимально доступного пространства ДОУ, использование пространства всего интерьера ДОУ для обеспечения открытости дошкольного образования.

Образовательное пространство второй младшей группы «По морям, по волнам, с Робинзоном тут и там» (возраст 3-4 года) 

(фото 3-1, 3-2, 3-3)

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.
Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – одна из главных задач при проектирования образовательного пространства, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждениях.

Образовательное пространство средней группы «Театральная гавань» (возраст 4–5 лет)

Предметная развивающая среда – это система материальных средств и условий, обеспечивающих возможность деятельности ребенка, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Образовательное пространство старшей группы «Тайны бабушкиного сундука» (возраст 5–6 лет) 

(фото 5-1, 5-2, 5-3, 5-4)

Грамотная организация тематического пространства в группе способствует формированию у дошкольников совокупности основных учебных действий, направленных на развитие социализации и индивидуальности личности, развитию у ребенка инициативности, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Образовательная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Образовательное пространство подготовительной к школе группы «Планетарий» (возраст 6–7 лет)

(фото 6-1, 6-2, 6-3)

Наполняемость предметной среды должна отвечать принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС дошкольного образования, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей.

При насыщении образовательного пространства группы по нашему проекту мы старались, чтобы традиционные материалы и материалы нового поколения существовали сбалансированно, сообразно педагогической ценности. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, отражали уровень современного мира, несли информацию и стимулировать поиск. Вместе с тем, чтобы традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не вытеснялись в угоду «новому» и современному оборудованию.

Результаты нашей работы при частичной апробации показали хорошую динамику психического развития детей по таким характеристикам, как:

• эмоционально-волевая сфера (произвольность деятельности);

• познавательная сфера (восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение);

• личностная сфера (самооценка, уровень притязаний).

Были проведено исследование, которое включало в себя:

• беседу (воспитатель/ребенок);

• наблюдение (в НОД/в свободной игре);

• опрос (воспитатель/родитель).

Далее планируется провести более глубокий анализ влияния нового образовательного пространства ДОУ на развитие ребенка в ДОУ.

Иллюстрации:

[widgetkit id=24]

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
2. Гаранина Н.К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства (в условиях музея дошкольного учреждения: — Дис…канд. пед. наук – М., 2010.
3. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. – М.: Макс-пресс, 2005.
4. Лыкова И.А., Гриднева Л.А. Целеполагание как универсальная способность педагога «Искусство») // Электронный научный журнал «Педагогика искусства»
5. Сорокина Т.С. Игры с народными дидактическими игрушками. М.: Просвещение, 1950.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. [Электр. ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html; (дата обращения: 30.12.2014).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.