Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Ученическое самоуправление в классе – воспитательная технология или структура управления?

«Ученическое самоуправление» и «самодеятельность» – понятия взаимообусловленные. Отношение взрослых к детской самодеятельности нередко «грешит» крайностями. Либо это позиция отстраненности: «Вы все должны делать сами», – нередко звучит из уст педагога. Либо это чрезмерная опека, которая связана, пожалуй, с неверным пониманием ответственности: «Ну я же опытней и лучше знаю, да и в конце концов, за все отвечаю именно я…». Обе эти позиции в конечном итоге приводят к тому, что вместо самодеятельности появляется «выполнение указаний (заданий)», а органы управления (самоуправления или соуправления) становятся игрушечными, эдаким рупором взрослого руководителя.

0
 Виноградов Юлий Соломонович,
методист ГБОУ Дом пионеров и школьников «Севастополец» г. Москвы,
admiral1957@mail.ru
Воробьева Ирина Владиславовна,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
vorobyevairina@mail.ru

Вы до тех пор не воспитаете человека аккуратным,
пока не дадите ему белой скатерти.
А.С. Макаренко

Зигзаг НЕУДАЧИ или из крайности – в крайность

«Ученическое самоуправление» и «самодеятельность»  понятия взаимообусловленные. Отношение взрослых к детской самодеятельности нередко «грешит» крайностями. Либо это позиция отстраненности: «Вы все должны делать сами»,  нередко звучит из уст педагога. Либо это чрезмерная опека, которая связана, пожалуй, с неверным пониманием ответственности: «Ну я же опытней и лучше знаю, да и в конце концов, за все отвечаю именно я…». Обе эти позиции в конечном итоге приводят к тому, что вместо самодеятельности появляется «выполнение указаний (заданий)», а органы управления (самоуправления или соуправления) становятся игрушечными, эдаким рупором взрослого руководителя.

Все еще ставим телегу впереди лошади

Довольно часто приходится сталкиваться с таким явлением, как требование руководства образовательного учреждения «организовать ученическое самоуправление», поскольку это прописано в нормативных документах. Вот и появляются в школах комитеты, комиссии, департаменты, думы, президенты и т.д., которые на первых же своих заседаниях решают вопросы:

• А чем же они должны заниматься?

• Кто кому будет подчиняться?

Таким образом, создаются довольно разветвленные структуры с расплывчатыми функциями по формуле «Ф-2»:

1. Фискальная функция «Следит за…» (санитарным состоянием, состоянием дневников, успеваемостью и т.д. и т.п.). Совершенно неясно, нужно только следить и сообщать дальше по инстанциям или самому исправлять выявленные недостатки, или что-либо еще…

2. Формальная функция «Отвечает за…». Непонятно перед кем отвечает и чем отвечает!

При таком подходе теряется смысл ученического самоуправления, который заключается вовсе не в том, чтобы одни дети управляли другими, а в том, чтобы научить всех детей азам демократии; научить, управляя собой, выстраивать отношения в своем классном сообществе и в социуме.

Самодеятельность коллектива и управленческую структуру нельзя задать директивой руководителя или «позаимствовать» у кого-либо. Все это будет определяться той деятельностью, которая положена в основу формирования коллектива. На всю систему наложат отпечаток и профиль деятельности, и количественный, и возрастной состав коллектива, и умение педагога делегировать управленческие функции детям (иногда даже «наступив на горло собственной песне»). Самоуправление – это четкое разграничение полномочий и определение прав и обязанностей (именно в этой последовательности, а не наоборот) тех, кто вошел в управленческую структуру. Наиболее продуктивным (так как, становится понятно, что делать), на наш взгляд, является тот функционал, пункты которого начинаются словами: «имеет право» и «организует». Например:

— имеет право представлять интересы своего класса (объединения) на общешкольной конференции, педагогическом совете, в государственных органах и т.п.;

— имеет право давать поручения группам и отдельным членам объединения и контролировать их выполнение;

— организует работу класса (объединения по выполнению решений общего сбора, собрания, конференции и т.д.;

— организует анализ работы класса (объединения) и планирование на последующий период.

Приведенные выше пункты, конечно же, примерны и потребуют «расшифровки» в каждом конкретном коллективе с учетом специфики (профиля) его деятельности. Специфика (профиль) деятельности определит не только права и обязанности лидеров, но и саму структуру органа самоуправления, и его (органа) название.

Разве нужен в кресле сам, если все решает зам?

Из разговора с учащимися одной из школ:

— Скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь в вашем школьном департаменте?

— Я отвечаю за выпуск газеты.

— А вы?

— А я ее заместитель.

— А что значит заместитель?

— Ну вот когда она заболеет, я отвечаю за выпуск газеты.

Практика показала, что копирование в детской среде «взрослых» структур с большим количеством разного рода «ответственных» и их «заместителей» неудобна, поскольку структура получается многоступенчатой и не обеспечивает участия каждого ребенка в принятии и выполнении решений. Оптимальным, с точки зрения воспитания (вспоминаем о смысле самодеятельности), на наш взгляд, является вариант, когда в состав коллегиального органа входят те, кто будет непосредственно организовывать работу по выполнению его (коллегиального органа) решений на первичном уровне, т.е. лидеры тех групп, которые сформированы в классе. Отдельного внимания требует вопрос о временных рамках деятельности органа самоуправления или совета лидеров (далее  совет). В существовании совета длительное время, конечно же, есть свои преимущества – ребята за целый год успевают набраться опыта организаторской работы, но, пожалуй, на этом все преимущества и заканчиваются. У сменяемого состава совета, с педагогической точки зрения, достоинств гораздо больше:

• через позицию организатора проходит большее количество ребят;

• смена социальных ролей (сегодня ты организатор, а завтра рядовой исполнитель), что не дает сформироваться «группе детских функционеров»;

• члены совета не успевают устать от своих дополнительных обязанностей (а ведь надо еще и уроки делать, и домашние обязанности выполнять, да и погулять тоже надо);

• члены совета не имеют времени на «раскачку», они «вынуждены» обращаться к опыту предыдущего состава совета, постоянно его анализировать (что еще больше укрепит связи внутри объединения);

• наконец, здоровое честолюбие  ведь так не хочется быть хуже предыдущих.

Все это расширяет понятие «актив», происходит интенсивный процесс общения, налаживаются межличностные связи в классе.

Две стороны одной медали

Парадокс управленческой деятельности: руководитель не должен много работать, должен работать его аппарат, но чтобы работал аппарат, сам руководитель должен очень много работать!

Самодеятельность, а, следовательно, и самоуправление в детском коллективе начинается тогда, когда в жизнедеятельности этого коллектива педагог определил ту область, где он не имеет права сказать «ЗАПРЕЩАЮ!». Самодеятельность коллектива (будь то класс или иное сообщество)  это не тогда, когда дети все делают САМИ, а тогда, когда дети вместе со взрослыми принимают решения, их выполняют, анализируют полученные результаты и определяют новые перспективы.

Если исходить из того, что воспитание есть не что иное, как управление процессом развития личности, то становится ясно, что самодеятельность коллектива класса и самоуправление в нем  результат педагогически смоделированных, выстроенных в определенной логической последовательности ситуаций, где созданы условия для социального становления личности ученика. В чем же логика? Прежде всего, в позиции педагога, которую он занимает по отношению к органам ученического самоуправления. В начальный период существования органа управления педагогу необходимо НАУЧИТЬ ребят распределять работу в совете наиболее рационально, помочь составить план на период существования данного состава совета, научить каждого лидера группы распределять обязанности внутри группы при подготовке коллективных творческих дел. Особое внимание, конечно же, стоит уделить председателю совета:

• проговаривать с ним (особенно первое время) все вопросы, которые будут решаться на сборах совета;

• помогать проводить эти сборы, вместе с ним анализировать каждый сбор, постепенно подводя председателя к самостоятельному ведению совета и организации выполнения его решений;

• постоянно поддерживать авторитет совета, переадресовывая проблемы и вопросы о жизни класса (объединения), с которыми приходят ребята к руководителю, к членам совета и, в первую очередь, к его председателю.

По мере накопления ребятами организаторского опыта, педагогическая позиция руководителя будет меняться. Он, руководитель, все меньше «учит» и все больше «КОНСУЛЬТИРУЕТ» и «КОНТРОЛИРУЕТ». Отличие от предыдущей позиции «НАУЧИТЬ» заключается в том, что с течением времени не будет большой необходимости в объяснении того, что и как делать, достаточно наблюдать и советовать, как можно сделать лучше, если за советом приходят и, в исключительных случаях, если за советом не приходят.

Список литературы:

1. Волохов А.В. Система самоуправления в детских общественных объединениях. Н. Новгород: «Педагогические технологии», 2007. 87 с.
2. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. 160 с.
3. Ласуков О.А. Лагерный сбор. Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008. 400 с.
4. Макаренко А.С. Полн. Собр. Соч. Т. 3. М.: АПН, 1957.
5. Макаренко А.С. Полн. Собр. Соч. Т. 7. М.: АПН, 1957.
6. Селиванова Н.Л. Класс в воспитательной системе школы (Школьный класс: то, что вы хотели о нем знать). М., 2007. 54 с.
7. Тимонин А.И. Тимонина Л.И. Школа лидера. Нижний Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2008. 88 с.
8. Тубельский А.Н. Школа должна учить демократии // Русский журнал. 2005. 22 февраля.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.