Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Из опыта организации классного ученического самоуправления по игровой модели

Современному обществу нужны инициативные, целеустремленные, самостоятельные, ответственные, легко адаптирующиеся к любым изменениям в жизни, способные к рефлексии, обладающие твердыми нравственно-этическими принципами молодые люди. Поэтому оно требует изменения парадигмы образования, касающееся не только системы управления школой, образовательных результатов, подходов к образовательному процессу, но системы воспитания.

0
Куницына Ольга Витальевна,
учитель русского языка и литературы СП № 1262
ГБОУ г. Москвы «Школа № 627 имени генерала Д.Д. Лелюшенко»,
olga_kunitcyna@mail.ru

Мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть.

Джордж Бернард Шоу

Современному обществу нужны инициативные, целеустремленные, самостоятельные, ответственные, легко адаптирующиеся к любым изменениям в жизни, способные к рефлексии, обладающие твердыми нравственно-этическими принципами молодые люди. Поэтому оно требует изменения парадигмы образования, касающееся не только системы управления школой, образовательных результатов, подходов к образовательному процессу, но системы воспитания.

В концепции воспитательной работы школы, в которой я работаю, определяющим является личностно-развивающий подход. Он предполагает выявлeниe и развитиe потенциальных возможностей кaждoгo школьника. Для этого в школе организуется пространство активного действия ребенка, где он не только имеет возможность реализовывать свои способности, развивать личностные качества, но и «примерить» на себя разные социальные роли, определить правовые и нравственно-этические нормы. Несомненно, большую роль в этом играет школьное ученическое самоуправление, которое охватывает все сферы школьной жизни. И тем важнее, чтобы уже на уровне класса ребенок почувствовал право деятельного участия в том, что касается лично его и классного коллектива, получил возможность самореализации, понял степень ответственности за принятые решения.

Цель классного ученического самоуправления — воспитание человека с активной гражданской позицией, имеющего четкую нравственно-этическую позицию, способного к социальному творчеству, межличностному общению, совместной деятельности.

Задачи:

• развивать у школьников социальные компетенции, в частности, способность исполнять разные социальные роли в жизни;

• воспитывать у учащихся самостоятельность, ответственность, инициативность, креативность;

• развивать лидерские способности учащихся;

• помочь каждому школьнику реализовать себя в разнообразных делах; предоставить возможность реального участия в организации внеурочной деятельности в классе и школе;

• освободить классного руководителя от некоторых организационных вопросов, контролирующих обязанностей;

• использовать потенциал учащихся в решении практических педагогических задач.

Стиль ученического самоуправления должен способствовать максимальному самораскрытию личности всех участников, созданию комфортной среды СОтворчества, СОтрудничества и СОучастия. Поэтому и подходить к организации классного самоуправления следует неформально, а значит, «следует думать не только над теми сферами, в которых оно возможно, но и о стиле, о психологическом климате, который создается в процессе реализации самоуправления. Также важно опираться на те формы, в которых оно дает максимально возможный эффект в данном коллективе в конкретных социальных условиях» [Прутченков; 29]. Мой педагогический опыт подсказывает мне, что наиболее эффективной моделью организации классного ученического самоуправления в 5-7 классах будет та, которая опирается на игровые технологии.

Привлекательность такой модели связана с самой сущностью игры. Вот ее основные черты (по С. А. Шмакову) [Селевко; 54]:

— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);

— творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);

— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

— наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Таким образом, игровая модель, уже исходя из своей сути, отрицает формализм, который иногда присутствует при классном самоуправлении, придает творческое начало всей деятельности в классе.

Принципы, которые мне показались важными и которые легли в основу моей игровой модели, я сформулировала в виде цитат известных ученых, писателей, общественных деятелей, спортсменов. Вот они:

Принцип добровольности. Всякая Игра есть прежде всего и в первую голову свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра. (Йохан Хёйзинга)

Принцип нравственного воспитания через деятельность. Человек бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. (Фридрих Шиллер)

Принцип ориентации на личностные и коллективные интересы. Талант выигрывает игры, а командная работа — чемпионаты. (Майкл Джордан)

Принцип единства требований. Если нет правил, то нет и игры. (Жан-Франсуа Лиотар)

Принцип доверия полномочий ребенку. Ребенок любит свою игру не за то. что она легкая, а за то, что она трудная. (Бенджамин Спок)

Принцип мобильности. Все правила игры создаются по ходу игры. (Лисси Мусса)

«Фрегат … класса» — игровая модель самоуправления

Это самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов РФ, локальных актов об организации школьного самоуправления, Устава школы, вписанных в правила игры, моделирующей жизнь и службу экипажа корабля. Все члены команды фрегата имеют определенные обязанности, при взаимодействии разных служб решаются задачи по организации учебной, внеучебной и досуговой деятельности. Права и обязанности регламентируются Корабельным Уставом, принятым на общем собрании(см. Приложение).

Графическое описание модели «Фрегат … класса»

При реализации данной игровой модели все привычные должности классного ученического самоуправления (староста, заместитель, физорг и т.д.) приобрели другой вид, это реальные должности экипажа любого судна. Привожу небольшой словарик:

Капитан — командир морского судна.

Старпом — Старший помощник командира корабля (сокращённо: СПК, неофициально: старпом. Старший помощник командира корабля является заместителем командира.

Лоцман (от нидерл. loodsman) — моряк, по квалификации — капитан-судоводитель, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность.

Тальман — лицо, ведущее подсчет груза при погрузке на судно и выгрузке с него.

Связист — специалист командного состава на корабле, возглавляющий службу наблюдения и связи.

Радиорубка — помещение на судне для несения службы радиосвязи.

Кок — судовой повар.

Организация деятельности служб.

Старший командный состав (капитан и старпомы):

• осуществление общего управления кораблем (каждый отвечает за определенное направление);

• осуществление связи с «внешним миром» (отслеживают информацию о школьных делах, мероприятиях, конкурсах);

• контроль за дисциплиной на судне;

• защита прав членов судна;

• помощь адмиралу (классному руководителю) в решении организационных и другого рода вопросов;

• разрешение возникающих споров между членами экипажа (при необходимости совместно с адмиралом, службами школы);

• ведение капитаном судового журнала.

Младший командный состав (командиры экипажей):

• контроль за посещаемостью и успеваемостью членов своего экипажа;

• организация работы своего экипажа при подготовке к конкурсам и классным делам.

Лоцманы школьной жизни.

Сектор учебы:

• организация взаимопомощи в изучении предметов;

• организация и проведение интеллектуальных конкурсов;

• распределение учебников, пособий;

• работа классной библиотеки.

Сектор культуры:

• организация конкурсов, вечеров отдыха;

• помощь в проведении экскурсий;

• организация поздравлений членов корабля;

• организация и проведение культурных акций в школе.

Сектор спорта:

• организация и проведение спортивных конкурсов для членов корабля;

• помощь в подготовке к школьным командным соревнованиям;

• подготовка наглядного материала, пропагандирующего здоровый образ жизни.

Тальманы:

• организация дежурства в школе и в классе;

• сбор макулатуры;

• решение хозяйственных вопросов;

• проведение субботников и добровольческих акций;

• уход за растениями в классе.

Связисты:

• оформление информационного стенда;

• размещение статей на школьном сайте;

• участие в школьных конкурсах рисунков, плакатов, сочинений;

• украшение класса к праздникам;

• информационная рассылка.

Экипажи:

• дежурство по классу;

• участие в классных соревнованиях, играх, конкурсах;

• организация помощи ребятам с трудностями в учебе.

Наверное, закономерен вопрос: не возникает ли соперничества между экипажами при такой строгой организации?

Соперничество проявляется только во время проведения классных игр и конкурсов (а это неплохой импульс к тому, чтобы совершенствоваться!) Дело в том, что при реализации этой игровой модели оказывается, что ребята из разных экипажей «работают» вместе в составе определенных служб. Кроме того, для подготовки к участию в школьных конкурсах, предметных неделях, концертах, при проведении мероприятий для ребят начальной школы, при работе над проектами формируются творческие инициативные группы по интересам.

В заключение хотела бы отметить сильные и слабые стороны данной модели.

Сильные стороны:

• максимальное использование воспитательного потенциала игровой технологии, что позволяет субъектам самоуправления полнее раскрыться в ходе игрового взаимодействия;

• высокая эффективность управления, благодаря строгой иерархии;

• создание положительного психологического микроклимата в классе;

• искренняя увлеченность детей, сплочение ученического коллектива.

Слабые стороны:

• затруднения, возникающие при взаимодействии с органами других классных самоуправлений и школьным ученическим самоуправлением, связанные с использованием специальной терминологии;

• неверное толкование специальных терминов, используемых в игровой практике;

• излишнее увлечение игровой стороной некоторыми учениками.

Список литературы:

1. Бойко С.Н. Самоуправление в классе [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/629306/; (дата обращения: 26.11.2014).
2. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. М.: Гуманит. изд. центр «Владос»», 2001.
3. Прутченков А.С., Фатов И.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. Прутченкова, М.: Изд. Моск. Гуманит. Университета, 2003.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.