Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Рейтинг активности классов как оптимальная модель организации и диагностики ученического самоуправления

Идея рейтинга как наиболее оптимальной системы мотивации, контроля и оценивания воспитательной работы в школе родилась сама собой, можно сказать, ее подсказала сама жизненная практика. Я с детства увлекался музыкальными хит-парадами, подсчетами и решил применить детские практические увлечения в теоретической части своей профессиональной работы. Система выявления активности среди 5-11 классов с помощью рейтинга, открыла массу преимуществ и перспектив перед классными коллективами и школьными лидерами, которые эту систему организовывали и поддерживали.

0
 Глухов Фёдор Валентинович,
заместитель директора по ВР
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1279»,
horobrit@yandex.ru

Из истории внедрения рейтинговой системы в воспитательной работе

Идея рейтинга как наиболее оптимальной системы мотивации, контроля и оценивания воспитательной работы в школе родилась сама собой, можно сказать, ее подсказала сама жизненная практика. Я с детства увлекался музыкальными хит-парадами, подсчетами и решил применить детские практические увлечения в теоретической части своей профессиональной работы. Система выявления активности среди 5-11 классов с помощью рейтинга, открыла массу преимуществ и перспектив перед классными коллективами и школьными лидерами, которые эту систему организовывали и поддерживали.

Однако тема оказалась сложнее и неоднозначней, чем думалось в начале, лет пять назад. С одной стороны, идея рейтинга – новомодный тренд современной российской педагогики, который полностью вписывается в постулаты московского образования – прозрачность, самостоятельность, ответственность. «Топ-400 школ Москвы», рейтинговые мероприятия округа, города, по которым оцениваются образовательные комплексы столицы, служат этому наглядным примером.

С другой стороны, за всей пестротой всевозможных интересных вариантов составления рейтинга нет универсальной, единой шкалы учета работы учащихся. Да и никогда не будет, так как невозможно все индивидуальные траектории развития школьников и школ оценивать единой системой рейтинга  здесь сталкиваются природосообразный и культуросообразный подходы к образованию. В ходе реализации этой системы постоянно возникает множество нюансов и непредвиденных обстоятельств, которые носят в большинстве случаев субъективный характер, подрывают авторитет самой рейтинговой системы и полученные с ее помощью результаты.

Рейтинг: трудности

Сегодня, к сожалению, в образовании основное внимание уделяется школьной успешности, интеллектуальному развитию ребенка, его способности изучать учебные предметы. Этому подчинена вся система оценки школьных знаний, качества образования. Социальный статус ребенка, его готовность к учебному взаимодействию, к вступлению в систему личностных взаимоотношений, как правило, не оцениваются. Вместе с тем у нынешних школьников наблюдается повышенный индивидуализм и девиация в поведении, неумение общаться, уступать друг другу, спокойно договариваться на словах, предлагать помощь другому, выстраивать положительное межличностное взаимодействие на уроке и перемене.

Точнее и проще оценивать непосредственно обучение, разбивая процесс на четкие нормированные этапы, срезы знаний на различных уровнях в течение учебного года. Показателями качества здесь служат результаты олимпиад, ЕГЭ, ОГЭ и прочих диагностических работ. Сложнее с воспитанием: здесь все сводится в основном к оценке активной общественной позиции учащегося, динамики его духовно-нравственного развития и необходимых условий, обеспечивающих данный результат. В этой связи нет уверенности, что отсутствие активной жизненной позиции или необходимых условий для социализации детей приводит к отсутствию их воспитанности в целом.

Данная проблема заключается не в создании и реализации рейтинговой системы как стимула, побуждающего учащихся и преподавателей прикладывать максимум сил для постоянного повышения качества выполняемой работы. Что есть качество воспитанности учащегося, если рейтинговая система изначально не цель, а лишь средство для его достижения? Качество, как известно, враг омассовления, стандартизации общества, а функционирование школьного учебного процесса как раз апеллирует к государственным стандартам. Да и профессия учителя является массовой, а масса всегда будет неоднородна по отношению к качеству. Вот почему многие педагоги зацикливаются на следствии (место в рейтинге), а не на причине (повышение качества ученика и/или целого класса). Вышеописанная дилемма сигнализирует о более тщательной разъяснительной и организационной работе на начальном этапе внедрения рейтинговой системы.

Из практического опыта

Рейтинг активности классов – это интерактивная игра для учащихся 5-11 классов, которая проходит на протяжении всего учебного года в школьном отделении №2 ГБОУ школа №1279. Причем рейтинговая таблица разбита на две лиги: младшую (5-8 классы) и старшую (9-11 классы) с учетом возрастных особенностей учащихся. Она ставит перед собой три цели:

1. систематизировать разрозненные воспитательные мероприятия школы в единый увлекательный игровой процесс;

2. обеспечить внутреннюю (не административную) мотивацию классов, учащихся и педагогов к участию в совместной общественной жизни школы;

3. получить возможность удобного анализа и диагностики эффективной воспитательной деятельности классных коллективов и их руководителей.

Данная схема рейтинга имеет 4 этапа реализации:

I. Сентябрь – выборы ученического актива и планирование деятельности органами ученического самоуправления на год.

II. Октябрь – декабрь – первое полугодие игры и отчетная ученическая конференция в декабре о промежуточных итогах рейтинга.

III. Январь-апрель – второе полугодие игры.

IV. Май – подведение окончательных итогов игры на общешкольной конференции.

Мотивация, конкурентоспособность, креативность – все эти и другие требования к современному школьнику наиболее оптимально удовлетворяет рейтинговая система. Недаром выпускные экзамены в формате ЕГЭ оцениваются по 100-балльной шкале. Меня в данном случае интересует воспитательная составляющая ЕГЭ, которая, что примечательно, почти никак не учитывается в выпускных экзаменах. На выходе из школы после 11 лет выпускник понимает, что уровень его воспитания вторичен, главное – сдать экзамены, набрав побольше баллов любой ценой. В наши дни для устранения данного эффекта разрабатываются персональные портфолио ученика, отражающие его социальную активность и динамику развития гражданской позиции. Однако принципы коллективизма, корпоративности, приверженности своему отечеству сильно нивелированы сегодня. И, как мною замечено, чем больше формализма среди педагогов, тем больше образуется неформальных групп в подростковой среде. Но и неформальные отношения среди педагогического коллектива дискредитируют в глазах детей многие обязательные нормы права и закона в обществе.

При подготовке каждого мероприятия, входящего в рейтинг активности классов, важно соблюдать следующие пункты.

В начале работы нужно четко определить верхний порог (в баллах) и критерии оценивания каждого воспитательного мероприятия:

• по 10-балльной шкале оцениваются общешкольные мероприятия, празднование памятных дат, спортивные и интеллектуальные состязания;

• по 5-балльной шкале оцениваются участие в фестивалях, тематические недели с множеством номинаций, общественно-полезная деятельность, акции, мероприятия в каникулы, фото- и видеоотчеты;

• дополнительные бонусные 3 балла можно заработать каждому классу за оригинальность и мастерство при выполнении какого-либо мероприятия, за добровольное участие в сверхурочных делах, не входящих в рейтинг активности классов.

Далее необходимо утвердить ответственных за мероприятие лидеров ученического самоуправления и педагогов: определить состав жюри, который нельзя будет упрекнуть в предвзятости к какому-либо классу, обозначить роль классных руководителей в предстоящем мероприятии. Учет всех этих моментов позволит избежать лишних вопросов и упреков в субъективности полученных результатов.

Если взять за основу понимание того, что рейтинг представляет собой количественную оценку какого-либо качества человека, то, следовательно, рейтинг активности классов – это количественная оценка результатов педагогического воздействия на детский коллектив; сумма баллов, набранная им в течение года и рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

Следует обратить внимание на несколько «подводных камней», которые неизбежно возникают в течение года.

1. «Заказ» школы и/или планирование учеников. Нужно вначале года перед игрой сразу оговорить со всеми классами о гибком или директивном планировании мероприятий рейтинга и, как следствие, возможном дисбалансе мероприятий по классам.

2. Формирование «элиты» класса и ее разрыв с остальным коллективом класса. Необходимо постоянно акцентировать внимание активистов и лидеров ученического самоуправления на тот факт, что рейтинг активности классов – это в первую очередь игра, процесс, в котором каждый класс растет над собой от мероприятия к мероприятию, а не преследует цель заполучить победу любой ценой.

3. Качество или количество мероприятий класса. Рейтинг в пользу тех, кто стабилен. Если класс побеждает, но не всегда участвует, то он проиграет тому, кто выступает постоянно, но не побеждает. И это справедливо, но не для всех понятно.

4. Качественное количество класса. Стоит определить показатель вовлеченности класса в каждое мероприятие, потому что это сказывается на его результате. Должна быть обозначена четкая цифра участников, в противном случае за основу берется 50% класса.

5. Мотивация на участие в рейтинге активности классов до конца учебного года. В середине года может возникнуть существенный разрыв лидеров и аутсайдеров по баллам, во многом благодаря степени участия классных руководителей классов. Активная позиция классного руководителя обеспечивает постоянно высокие результаты, поэтому необходимо мотивировать классных руководителей для побед своего класса.

Подводя итоги по анализу основных трудностей, появляющихся при использовании рейтинговой системы, можно сказать, что их объединяет некий психологический дискомфорт взрослого человека от отказа ограниченной и от того простой и стабильной прежней системы оценивания в пользу многогранного, но сложного и порой не совсем понятного рейтинга. При наличии четкой недвусмысленной «договорной» основы между всеми участниками педагогического процесса в отношении рейтинговой системы оценивания, его активная совместная разработка создает гораздо больше преимуществ для каждого, нежели проблем.

Рейтинг: перспективы

Оценивание успешности воспитательной работы является важнейшим фактором, который организует, направляет и стимулирует процесс обучения ученика, исходя из его возрастных и индивидуальных способностей. Несмотря на все «подводные камни», существующие рейтинговые системы, которые разбиты на четкие параметры (месяц, направление, проблема, возраст), выделяют следующие позитивные факторы воздействия как на учащихся, так и на педагога:

• достаточно высокий уровень объективности оценивания, как отдельного учащегося, так и классного коллектива в целом за определенный период;

• не вердикт, а стимулирование; не констатация, а “вложение в будущее”;

• отражение не разового результата, носящего бессистемный характер, а тенденций развития образовательного процесса ученика, складывание позитивной динамики развития учащегося;

• высокий уровень рефлексии и адаптации данной системы, отвечающей на запросы каждого образовательного учреждения;

• учет внешкольных форм оценивания, в том числе международных (сертификаты, дипломы, грамоты и т. д.);

• создание для старшеклассников основы для выбора сферы и вида будущей деятельности;

• повышение мотивационной составляющей, самоактуализация и ориентация ученика на успех, инициативу и повышение самооценки;

• прозрачность процесса оценивания и анализа деятельности всех его участников по реальным рейтинговым событиям (для ученика, родителей, классных руководителей);

• отсутствие самого острого подводного камня современной школы – страха неправильного ответа, действия, так как рейтинг выступает инструментом поощрения и стимулирования, а не наказания;

• повышение общественной активности и культуры поведения учащихся за счет самоконтроля и самодисциплины;

• развитие школьного самоуправления;

• стимулирование творческого отношения к работе учеников и преподавателей;

• снижение субъективизма результатов деятельности, так как он перестает зависеть от взаимоотношений учителя и ученика;

• придание обучению элемента соревнования, что играет большую роль в школе, стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу школьников;

• возможность ученика и педагога выбирать стратегию своей деятельности для достижения обозначенных конечных результатов в соответствии с критериями.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования рейтинговой системы в организации и диагностике ученического самоуправления в школе. Эта система «замыкает» детей друг на друге, создавая благоприятный эффект как для лидеров (воспитание чувства ответственности), так и для инертного большинства (усвоение опыта лидеров). Воспитательная работа обретает системный характер, гибко выстраивается в соответствии с особенностями и приоритетами образовательного учреждения, а также легко поддается диагностике и текущему мониторингу.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Внедрение рейтингов в старшей школе. Система рейтингов // Справочник заместителя директора школы. 2008. № 3.
2. Денищук В.Ф. Рейтинговая система как эффективный метод обучения и воспитания.
3. Непомящая Е.В. Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания // Классное руководство. 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 26.12.2014).
4. Полякова С.В. Рейтинговая система оценки знаний учащихся // Справочник заместителя директора школы. 2009. № 11.
5. Рейтинговая система оценок в школе // Управление школой. 1999. № 33.
6. Шкуричева Н. Воспитание гармоничных межличностных отношений младших школьников // Народное образование. 2009. № 7.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.