Информационные технологии играют ведущую значимость при обучении студентов по специальности «Дизайн»: в каждом студенте должен быть найдет и развит не только технический навык, но и творческий потенциал. Каждый обучающийся является личностью со своими взглядами на процесс обучения, и задачей преподавателя является найти подход, отклик на взаимодействие и вывод его на необходимый этап заинтересованности. Каждая спец. дисциплина имеет свою логическую последовательность: ознакомление со спец. дисциплиной и ее значимостью в профессиональной деятельности, выполнение теоретических заданий и их практическая реализация, подведение итогов и получение соответствующих результатов (общих и индивидуальных). Именно индивидуальные достижения являются потенциалом и стимулом развития творческого начала в студенте.
Особенно ярко прослеживается развитие студентов после первого семестра обучения спец. дисциплинам: видя наглядные примеры выполненных работ сокурсников, они начинают принимать участие в различных конкурсах, выставках и мастер классах.
Работая с практикоориентированным междисциплинарным комплексом (МДК) «Дизайн – проектирование, композиция, макетирование, современные концепции в искусстве», следует отметить его как основной, базовый этап обучения студентов по профессии, а точнее начальным фундаментальным этапом развития креативности мышления при решении нестандартных практических задач. Именно на этом этапе обучающийся знакомится с основным принципам композиции, формообразования и проектирования. Задания имеют четкую структурированность и направленность, что помогает обучающимся иметь четкое представление о конечном результате, помогает четкой продуктивной и организованной работе. При обучении данному МДК ключевую роль должны играть междисциплинарные связи, которые должны быть выделены в процессе обучения для того, чтобы обучающийся понимал основную суть и внутренние взаимосвязи, дающие большее понимание значимости этапов обучения и разносторонности образовательного процесса.
Следует отметить основные междисциплинарные связи:
– отрисовка ручной графикой (ручная графика), которая в дальнейшем помогает при работе (отрисовке) на графическом планшете в графических программах;
– работа с компоновкой цветовых решений, которая помогает при выполнении целенаправленных заданий, связанных на восприятие цвета;
– верстка текста, которая ложится в основу ведения проектирования и прохождения учебной и производственной практики на предприятии;
– выполнение бумажных и электронных макетов печатной продукции, которые являются непосредственным навыком при прохождении преддипломной практики, выполнения дипломной работы и при работе с заказчиками на производстве.
Такие связи дают формирование следующих личностных навыков студентов:
– заинтересованность в процессе обучения и более глубоком анализе полученного результата, путем изучения, апробации знаний, полученных с использованием ИКТ технологий;
– стремление к самоанализу и самостоятельным выводам, подведению выполняемых заданий к логическому завершению;
– заинтересованная работа в коллективе (группа из нескольких человек), где каждый отвечает за определенный этап работы и идет совместная поддержка друг друга и целого проекта в целом и возможность его реализации;
– формируется адекватная оценка и критика к текущей и итоговой работе.
Достижениями такой работы являются итоги выполненных практических работ в виде различных графических изображений, бумажных и электронных макетов.
Одним из ключевых этапов обучения является выполнение курсовой работы, целью которой является структурирование знаний, умений, навыков и в обязательном порядке – практическое применение выполненной работы.
Выполнение курсовой работы является этапом проведение предварительного проектного анализа для разработки дизайн-проекта, а также процессом дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна.
Целями крусовой работы являются: структуризация, адаптация знаний, умений и навыков обучающихся при выполнении конкретной задачи, ее требований и временных рамок реализации.
Задачи курсовой работы:
– организация учебного процесса – определение темы курсовой работы, ее целей и задач, знакомство с требованиями к выполнению пояснительной части (пояснительной записки), к презентации, к бумажному макету;
– индивидуальная разработка обучающимися концепции в рамках поставленной темы курсовой работы ее реализации в макете;
– организация индивидуальной работы каждого обучающегося – составление плана курсовой работы и ее примерной структуры;
– подбор соответствующей литературы, интернет источников и их рекомендация обучающимся для теоретического и практического анализа, рекомендации обучающимся для самостоятельного поиска и анализа источников информации для выполнения работы и изучения современных тенденций в дизайне и способы их реализации;
– оформление пояснительной записки с учетом заложенных требований (общие требования к оформлению, требования к информативному содержанию материала теоретической и практической частей);
– требования к оформлению презентации – стилевое единство с выполненным макетом, верстка слайдов (выявление междисциплинарных связей);
– выполнение эскизной и макетной части в соответствии с темой курсовой работы;
– создание в макете стилевого единства используемых элементов, частей композиции и других формообразующих составляющих, цвета, фактуры и т.д.;
– выполнение макета к курсовой работе в технике макетирования (поп-ап конструкции или методом прорезки);
– возможность во время учебной практики выполнения макета в графической программе с учетом технических и технологических требований типографии;
– составление технологической карты для печати авторского макета обучающегося.
Пример технологической карты (авторская разработка).
1 |
Дата и выдача учебного заказа |
|
2 |
Срок готовности |
|
3 |
Исполнитель |
Мендыгалиева Даяна Олеговна |
4 |
Название заказа |
Открытка с использованием техники макетирования (на День святого Валентина) |
5 |
Серийность/ритмичность |
Имеется (выполнена серия открыток по теме) / имеется (каждый год на праздник) |
6 |
Основная возрастная группа |
18+ |
7 |
Тираж |
1000 шт. |
8 |
Основной способ печати |
Офсетная печать |
9 |
Формат издания (в сложенном виде): Внутренний разворот Внешний разворот |
А4 390×390 мм. 400×400 мм. |
10 |
Формат полосы набора |
1 (для макетной части внутреннего разворота) |
11 |
Объем издания в печатных листах |
1 лист (внутренний разворот) |
12 |
Вид макета |
Бумажный + эл. макет (выполняется во время учебной практики) Эл. макет выполняется в графической программе COREL DRAW, т.к. предполагается полотерная резка |
13 |
Красочность текста |
1 цвет, односторонняя печать (1+0) |
14 |
Высечка/вырубка |
Имеется/имеется |
15 |
Бумага |
Внешний разворот: 270 г/ Colorplan (производитель GFSmith, Англия) |
Внутренний разворот: 240 г/ Emotion (производитель LakePaper, Германия) |
||
16 |
Особые отделочные виды работ |
Проволочное скрепление объемно-плоскостных элементов внутреннего разворота |
Наложение + клеевое скрепление внутреннего разворота с внешним |
||
17 |
Особые дизайнерские авторские условия |
Сохранить авторский стиль в цветах и формах |
18 |
Особые технологические условия |
Сборка конструкции с учетом техники поп-ап |
Выполнением поставленных задач является курсовая работа. Которая по сути состоит из трех основных частей: пояснительной записки, презентации и макета (макетов) полиграфической продукции. Например: бумажный поп-ап макет открытки.
Рисунки 1–2. Макет разворота поп-ап открытки (авторская работа студентки 3 курса, гр. 3Д9 Мендыгалиевой Даяны, 2014 г.)
При выполнении курсовой работы, немаловажную роль играет тема. И при выборе темы преподавателю стоит обратить внимание на следующие факторы: подготовленность группы в целом и индивидуальная подготовка, возможность предварительного обсуждение темы, так как одна и та же тема может быть обыграна такими моментами, как сложность конструкции, серия из нескольких элементов, индивидуальная тема которую предлагает студент, озвучивая проблемы которые он видит и для которых он хочет найти достойные решения, основа для будущей дипломной работы или для заказчика на производстве, что опять таки служит индивидуальной заинтересованности.
Развитие творческого мышления достаточно трудоемкий процесс, в основу которого ложатся не только заученные основы, но и процесс саморазвития, самоорганизации и самое главное внутреннего чутья, которое формируется методичным и огромным трудом, приложенным к работе и критическому анализу итогов.
В конце, подводя итоги, хотелось бы сказать о том, что, развивая междисциплинарные связи, у студента формируется общее представление и понимание того, для чего ему нужна каждая дисциплина по отдельности и их взаимосвязь в целом. И курсовая работа как этап обучения играет одну из основных этапов формирования профессиональных навыков, все ключевые моменты, рассматриваемые в ней, являются базовой основой представления обучающихся о таком понятии как проект и работа на предприятии с заказчиком, когда каждый сотрудник, выполняя отдельную часть работы все же работает в команде и над общей задачей. А итогом и результатом выполненной работы могут быть конкурсы, в которых эти работы участвуют, тем самым имеется независимая оценка результативности работы.
Список литературы: