Рубрики
ОРКСЭ

Актуальные вопросы преподавания модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ в Западном округе

Семья, семейные ценности и воспитание детей, разговор о духовном формировании, о нравственном начале и памяти славных побед в истории России — и есть основное направление в предмете ОРКСЭ.

0
Голубева Надежда Евгеньевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ
(Территориальная группа Западного округа),
golubevane@mosmetod.ru
Семья, семейные ценности и воспитание детей, разговор о духовном формировании, о нравственном начале и памяти славных побед в истории России  и есть основное направление в предмете ОРКСЭ.
Святейший Патриарх Кирилл обозначил задачу соединения усилий всех структур государства в деле воспитания гражданина и патриота страны. Очень часто мне приходится слышать такие слова: «Вот в наше время подростки были другие! Уважение к старшим и душевное тепло для современной молодёжи теперь роскошь». Я всегда на это привожу такой аргумент: эти дети — плод нашего воспитания! Что посеяли, то и получили. Ни к чему, наверное, сейчас говорить о страшных перестроечных годах, о том времени, когда главным было выживание, а не воспитание. Дети очень отзывчивы как на добро, так и на зло.
Общество начинает исправлять ошибки «невоспитательных» лет. И в 2009 году выходит Поручение Президента Российской Федерации ПР-2009 о введении в 2010 году в 18 субъектах, а с 2012 года — во всех субъектах Российской Федерации нового обязательного школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В марте 2012 года уже подписывается Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью, действующей на основании распоряжения Патриарха Московского и Всея Руси № ПК-01/441 от 26.03.2012, и Департаментом образования города Москвы, действующего на основании Положения о Департаменте, утверждённого Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 года № 447-ПП.
Основная задача курса ОРКСЭ — не ликвидация религиозной безграмотности в среде младших школьников, а усвоение детьми установки на уважительное отношение ко всем традиционным религиозным культурам нашей страны. Дети должны понять, что в нашей стране есть разные религии, что это нормально, что люди разной веры и разной культуры могут общаться мирно, что у них много общего, что они могут вместе делать добро. Но опираться при этом нужно на изучение основ той религиозной культуры, которая присуща семье ребёнка. И, безусловно, курс ОРКСЭ должен давать школьникам представление о добре и зле, о традиционных системах ценностей. В этом плане потенциал курса ОРКСЭ, пожалуй, мощнее, чем у других школьных предметов.
В декабре 2012 года выходит Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором в Статье 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования» закрепляется ведение курса ОРКСЭ.
Письмом Минобрнауки России от 13.05.2013 г. № ИР-352/09 рекомендована «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» на 2013–2020 гг. Основные принципы Программы осуществляются на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учётом отечественных традиций, национально-религиозных особенностей, достижений современного опыта. Необходимость создания Программы обусловлена теми негативными проявлениями в молодёжной среде, о которых я говорила в самом начале: низкий уровень этического, гражданско-патриотического и культурно-эстетического развития. Эта Программа будет эффективна только в случае консолидации сил образовательных организаций, общественных институтов и конфессий.
1-й этап — 2013–2015 годы: подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы, издательская деятельность, направленная на популяризацию Программы, проведение форумов, конференций, конкурсов и иных массовых мероприятий.
2-й этап — 2016–2018 годы: организация разработки и проведения государственных и общественных проектов по реализации Программы.
3 этап — 2019–2020 годы: информационно-аналитическая деятельность, мониторинг эффективности Программы.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и общества в целом является важнейшей задачей для совместной работы церковной и государственной власти, от решения которой зависит возможность их нравственного возрождения и, фактически, самосохранения в глобализирующемся мире. На сегодняшний момент можно говорить об окружной модели эффективного взаимодействия Западного викариатства Русской Православной Церкви и территориальной группы Западного округа Городского методического центра в рамках создания единого образовательного пространства. Организационно-управленческий аспект в создании этой модели представляет собой последовательное решение комплекса задач. В первую очередь это создание нормативной базы и правового пространства взаимодействия.
19 декабря 2012 года подписывается Соглашение о сотрудничестве между Западным викариатством города Москвы Русской Православной Церкви, Западным окружным управлением образования Департамента образования и методическим центром ЗАО города Москвы. В Соглашении просматриваются вопросы совместной разработки межведомственных целевых программ, развития социальных процессов, сотрудничества в области образования, духовно-нравственного просвещения, гражданско-патриотического воспитания обучающихся, создания условий по изучению в государственных образовательных учреждениях основ православной культуры. Также намечаются совместные мероприятия: научно-практические и просветительские мероприятия, конференции для обучающихся и педагогических работников, в том числе на базе религиозных организаций Русской Православной Церкви Западного викариатства.
В целях исполнения Соглашения создаётся мобильная рабочая группа, в состав которой вошли представители Окружного методического центра ЗАО Департамента образования города Москвы и Западного викариатства города Москвы Русской Православной Церкви.
Также замечу, что за последние 4 года представители Церкви Западного викариатства принимали и принимают активное участие в подготовке педагогов ЗАО по модулю «Основы православной культуры», причем это не разовое, спонтанное участие, а отлаженный системный процесс. В целях повышения квалификации педагогов проходят курсы при кафедре ЮНЕСКО, все преподаватели — из числа Русской Православной Церкви Западного округа. Модуль «Основы православной культуры» — новый предмет, требующий особого отношения педагога с детьми, с их родителями, да и с самим материалом. Если у учителя возникают сложности в организации процесса обучения, куда он может обратиться? Где ему искать помощи?
Поэтому, помимо Совета по духовно-нравственному образованию, создаётся совет общественных методистов из числа храмовых методических работников, священнослужителей Западного викариатства Русской Православной Церкви.
Режим работы Совета общественных методистов следующий: вторая среда каждого месяца — заседание группы; третья среда каждого месяца — работа на стажировочных площадках в образовательных организациях округа. В рамках стажировочных площадок проходит постоянно действующий семинар для педагогов курса «Основы религиозной культуры и светской этики» по сопровождению реализации в образовательных организациях программы по направлению «Духовно-нравственное воспитание» и преподавания предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики». Цель данного семинара: обеспечение качества преподавания модулей курса ОРКСЭ, повышение личностной и профессиональной компетентности учителя, методическое сопровождение курса ОРКСЭ, методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства, помощь в подготовке обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях духовно-нравственной и социокультурной направленности.
Следует отметить, что работа эта не ограничивается только двумя днями в месяц. Это постоянно действующий механизм. Представители Русской Православной Церкви организуют паломнические экскурсии для педагогов, детей и родителей, по приглашению школ выступают на родительских собраниях в 1–11-x классах. На семинарах дарят школам и педагогам учебники, тетради на печатной основе, методические разработки по модулю «Основы православной культуры». Ежегодно в апреле в округе проходит фестиваль открытых уроков, где общественные методисты оказывают помощь педагогам в подготовке к фестивальным урокам. За время работы Совета проводится уже вторая конференция в рамках Международных Рождественских чтений, также успешно прошла окружная конференция, где рассматривался вопрос приобщения детей к чтению.
Важное направление работы по духовно-нравственному воспитанию — это внеурочная работа с учащимися образовательных организаций. Представители Западного викариатства города Москвы оказывают помощь в организации и проведении православных конкурсов, олимпиад как для учащихся, так и для педагогов. Учащиеся округа четвёртый год принимают участие в олимпиадах Свято-Тихоновского гуманитарного университета по модулям «Основы православной культуры» и «Светска этика». С каждым годом всё больше учеников и педагогов становятся её участниками. Членами жюри этих олимпиад являются только представители Русской Православной Церкви Западного викариатства.
Традиционными в округе стали такие праздники для детей, родителей и педагогов, как «Покровские старты» (в прошлом году он прошёл на двух храмовых площадках, в этом – уже на девяти), акции «Пасхальный звон», конкурсы рисунков и тематические классные часы.
Одним из действенных этапов в работе по духовно-нравственному воспитанию можно назвать создание районных целевых межведомственных программ духовно-нравственного образования, патриотического и религиозного просвещения подрастающего поколения. Инициаторами и основными разработчиками такой программы в округе стал Храм Архангела Михаила в Тропарёво. Программа «Военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях при непосредственном участии Русской Православной Церкви» успешно реализуется на территории Тропарёво-Никулино и Раменки при непосредственной поддержке глав вышеназванных управ и заместителей по социальным вопросам.
Считаем необходимым продолжить и совершенствовать начатую работу, а также расширить «географию» программы «Военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитания подрастающего поколения в общеобразовательных организациях округа».
Таким образом, основной целью взаимодействия Русской Православной Церкви, муниципальных образований и методического центра является расширение и разнообразие форм работы с целью массового вовлечения учащихся в социальные мероприятия.
Список литературы: 
1. Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 г. № ИР-352/09 «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».
2. Поручение Президента Российской Федерации ПР-2009.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.