Рубрики
Информатика

Зубарева Л.В. ИКТ-компетентность и проектная деятельность

 Зубарева Любовь Викторовна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
zubarevalv@mosmetod.ru
Одним из основных направлений развития образования на настоящий момент является информатизация. Информатизация образования позволяет, в числе прочего:

1. ускорить передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому;

2. современные информационные технологии позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

Именно поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, заставляет говорить об ИКТ-компетентности.

В состав информационной компетентности входят те умения, которые обучающиеся могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим предметам, а также в разнообразной практической деятельности.

Информационная компетентность:

1) помогает ребенку успешно обучаться;

2) позволяет выпускникам, соответствовать запросу рынка труда, способствует успешному профессиональному самоопределению;

3) помогает быть реализованным в дальнейшем.

Одним из вариантов развития ИКТ-компетентности является осуществление проектной деятельности. Мне удалось достаточно наглядно убедиться в этом, став участником II международной образовательной научно-практической онлайн конференции «Новая школа: мой маршрут». Один из множества мастер-классов этой конференции был посвящен формированию умения педагогов организовывать проектную деятельность школьников в соответствии с ФГОС. Авторы и ведущие курса «Проекты и проектные задачи в начальной школе» Оксана Петрова и Ольга Урсова учили педагогов разбираться в том, что есть проект и проектная задача, как организовать проектную деятельность, как разработать проектную задачу или их цикл. Результатом работы мастер-класса стал банк проектных задач (почти 140 проектных задач для начальной школы).

Предлагаю вместе со мной рассмотреть материалы этого курса.

Для начала определимся с основными понятиями.

Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата (цели), создание определенного, уникального продукта или услуги, при заданных условиях.

Виды проектов:

– Индивидуальные (ученик вместе с учителем разрабатывает один проект).

– Групповые (группа учеников одного или разных классов с учителем работают над проектом. В этом случае ребята распределяют задание, готовят совместное выступление).

– Семейные (один или несколько учеников выполняют проекты вместе с членами своей семьи. Руководителем проекта может быть как учитель, так и взрослый член семьи).

Самое главное, чтобы работа над проектом была полезна и интересна самим участникам, а также другим людям. Итогом работы над любым проектом должна быть его защита, будь то в классе, на общешкольном мероприятии, на уроке в другом классе, на различных конкурсах проектов.

История научного оформления и описания метода проектов началась во второй половине ХIХ века в США, когда известные педагоги Дж. И Э.Дьюи, Х.Килпатрик и Э.Коллингс провозгласили принцип «обучения посредством делания». Ведущая идея этого метода состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась на основе прагматики: «Всё из жизни, всё для жизни»; ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.

В 20-е годы ХХ века метод проектов привлек внимание советских педагогов, которые провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни.

На современном этапе развития образования актуальна проблема повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей. Поэтому значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности ученика, учитываются индивидуальные интересы и способности ребенка, решаются не только конкретные обучающие задачи, но и сугубо житейские. В методе проектов изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку.

Современная школа работает по примерной образовательной программе, целью реализации которой является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

(Примерная ООП: с. 5)

Личностные результаты формируются за счет реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
ООП формируется с учетом возрастных особенностей ребенка на первом этапе обучения. ООП закладывает базу, фундамент для дальнейшего обучения (Примерная ООП, с.3), связанный в т.ч. с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе (Примерная ООП, с.4). Эти ЗУН наилучшим образом формируются в проектной деятельности (ПД).

В основе реализации ООП лежит системно-деятельностный подход (Примерная ООП, с.5), при котором учитываются индивидуальные особенности обучающихся, строятся разнообразные индивидуальные образовательные траектории, ориентированные на развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Реализовать системно-деятельностный подход в полной мере позволяет проект как метод.

В ООП заложены планируемые результаты ее освоения. Особое место среди планируемых результатов занимают т.н. универсальные учебные действия (УУД) (Примерная ООП, раздел 2.1 с. 36–47). УУД рассматриваются как основа умения учиться, а проект позволяет показать на практике необходимость овладения универсальными учебными действиями. Также нужно отметить, что работа над проектом позволяет повысить эффективность образования, дает возможность обучающимся осуществить самостоятельное изучение той или иной области, повышает мотивацию и интерес к учебе.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный (Примерная ООП, раздел 4.2, с. 95–99).

Работа над проектом предполагает определение темы проекта, определение его целей и пути их достижения, этап реализации проекта, а также его представление. Эти этапы охватывают все блоки УУД, позволяют выявить какие их УУД сформированы, какие требуют дальнейшей работы по формированию.

Работа по формированию УУД ведется на всех без исключения предметах и во время внеурочной деятельности (Примерная ООП, раздел 4.3, с. 100–107).

При оценке сформированности УУД могут и должны применяться средства ИКТ (Примерная ООП, раздел 4.4, с. 108–113). С другой стороны при формировании УУД ИКТ также востребованы (Примерная ООП, с. 109).

Оценка достижения результатов, в свою очередь, предусматривает уровневый подход, при котором фиксируется опорный уровень образовательного достижения и его превышение. Методы и формы оценивания, используемые при уровневом подходе, могут быть различными (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.) и обязательно дополняют друг друга (Примерная ООП, Раздел 8.1, с. 174–175).

Оценку образовательных достижений важно показывать в динамике. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика (Примерная ООП, Раздел 8.3, с. 183–185).

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте.

Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно, спроецировав их предварительно на данный этап обучения.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, родному языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

Таким образом, изучая ООП можно резюмировать, что проектная деятельность рассматривается как одно их эффективных средств формирования образовательных результатов. Проекты и проектные задачи могут быть реализованы как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет расширить предметное содержание и создает условия для развития УУД.

Решая проектные задачи, обучающиеся осуществляют пробы, поиски, испытание способов и средств действий; осваивают способы проектирования.
Для оценки развития УУД (метапредметных результатов) также можно использовать проектные задачи.

Проектная задача – это задача, в которой «через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей» (Банбан Я.М. Проектные задачи – одна из форм учебного процесса при реализации ФГОС).

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Работа в проекте «направлена на решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата» (Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?).

Проектные задачи направлены на развитие универсальных учебных действий, тренировку способов действий в неопределенных ситуациях. Направляющая роль учителя в проектных задачах более явная. Проектная задача может быть решена за 15 минут или за несколько уроков. Проект длится не менее двух уроков.

Структура проектной задачи:

1. Описание ситуации, содержащей проблему.

2. В описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности.

3. Задание или система заданий.

4. Описание конечного «продукта».

5. Решение задачи направлено на создание «продукта»/ «продуктов».

6. Итоговый продукт презентуется и оценивается публично.

7. Справочный материал к проектной задаче.

Критерии проектной задачи:

1. Детям должно быть интересно, любопытно!

2. Дается описание ситуации (житейской, вымышленной, фантастической…).

3. В описании ситуации спрятаны цель, условие задачи и часть данных.

4. Четко описан продукт.

5. Прослеживается логика: цель-условие-задания-результат-продукт.

6. К результату направляет задание или система заданий.

7. Результат решения используется для создания продукта.

Особенности проектных задач (ПЗ):

1. ПЗ связаны с жизнью, бытом, интересами обучающихся;

2. ПЗ решаются в малых группах;

3. ПЗ не содержат четких формулировок о том, что необходимо выполнить (необходимо додумать самим);

4. в условии задачи данные необходимые для решения «зашумлены» лишней информацией;

5. в условии задачи содержатся не все данные, их надо найти в справочной информации (в приложении к задаче), в учебнике, открытых источниках;

6. в начале решения ПЗ никто из учащихся не знает, каким будет результат решения;

7. с самого начала решения ПЗ известен продукт (таблица, ролик, график…);

8. до решения проектной задачи продукта не существовало.

Этапы работы над ПЗ:

Список литературы:

1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М., 2010.

Дополнительные ссылки:

1. Проекты и проектные задачи в школе. Материалы курса [Электронный ресурс]. URL: https://canvas.instructure.com/courses/862559 (дата обращения: 27.11.2014).
2. Что такое проект? [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/a/mosmetod.ru/document/pub?id=1eF8RtQScFE0qd_6aWv656EVpgQEvPPCbtpSdGoRSgUM (дата обращения: 27.11.2014).
3. Метод проектов [Электронный ресурс]. URL: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm (дата обращения: 27.11.2014).
4. Метод проектов на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/501897/ (дата обращения: 27.11.2014).
5. Проектные задачи – одна из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/Banban77/ss-10916124 (дата обращения: 11.07.2014).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0