Рубрики
Дошкольное образование

Развитие творческого потенциала детей дошкольного и школьного возраста (на примере работы с природным материалом)

На протяжении многих лет работы в детских садах, школе, оздоровительных лагерях я задумывался, как сделать так, чтобы дети овладевали определенным кругом знаний без особых усилий и чрезмерного умственного напряжения, которое в результате отрицательно сказывается на психическом состоянии ребенка. А главное, чтобы учебный процесс для детей был построен таким образом, когда ребенку на самом деле будет интересно учиться, находить ответы на поставленные вопросы взрослым (учителем, воспитателем, психологом, родителями) или же вопрос, поставленный самому себе, а также находить выходы из различных ситуаций, встречающихся на пути.

0
Четвертаков Кирилл Викторович,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
chetwertakovkv@mosmetod.ru
 
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.
Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!
 
И. Соньер
 
На протяжении многих лет работы в детских садах, школе, оздоровительных лагерях я задумывался, как сделать так, чтобы дети овладевали определенным кругом знаний без особых усилий и чрезмерного умственного напряжения, которое в результате отрицательно сказывается на психическом состоянии ребенка. А главное, чтобы учебный процесс для детей был построен таким образом, когда ребенку на самом деле будет интересно учиться, находить ответы на поставленные вопросы взрослым (учителем, воспитателем, психологом, родителями) или же вопрос, поставленный самому себе, а также находить выходы из различных ситуаций, встречающихся на пути.
Прежде всего, нужно отметить, что у маленького ребенка еще нет определенного опыта и знаний, (рис. 1) которыми он мог бы воспользоваться при решении каких-либо задач.
Можно сказать, что мозг маленького человека совершенно свободен, «очищен». Мозговые клетки готовы к получению необходимой информации, как только что купленный новый шкафчик с полочками готов к тому, чтобы в него аккуратно!!! сложили различные предметы. Именно аккуратно и бережно, чтобы не было путаницы (рис. 2).
Мы, взрослые, должны заполнить мозговые клетки ребенка той информацией, которая не повредит ему в дальнейшем, не приведет к осложнениям различного рода, а наоборот, поможет найти ответы на многие вопросы, сделает жизнь разнообразной и интересной.
У многих взрослых существует мнение, что ребенок – это кусочек пластилина, из которого можно слепить все, что угодно. И, исходя из такой «философской мысли», начинается странная работа над мозгом маленького человека в плане раннего развития, раннего обучения чтению, каким-то математическим понятиям и т.д. (рис. 3).
Так может быть, не будем сравнивать ребенка с пластилином (неживым объектом). А наоборот, сравним с более нежным, тонким созданием, как, например цветок – живой объект (рис 4), который необходимо растить трепетно, осторожно подкармливая питательными компонентами, так же, как мозг маленького ребенка требует введения какой-либо информации согласно его возрастным особенностям, его здоровья, психического состояния.
В результате нужно постараться понять, что ребенок – это не объект для наших экспериментов, а на самом деле очень нежное существо и сравнивать его необходимо именно с живым созданием, развивая очень осторожно, бережно и трепетно в течение длительного периода (рис. 5).
Результат: здоровое, умное поколение, умеющее общаться с людьми, находить общий язык. Способное передать в дальнейшем и заложить в будущее поколение все то, что было приобретено в результате обучения плюс собственный опыт (рис. 6).
Отталкиваясь от такой схемы, я стал разрабатывать различные методы, всевозможный материал, видеозаписи занятий, то есть все то, что могло бы помочь в работе с детьми и подготовить их в дальнейшем к освоению новых знаний, умению проводить элементарные умозаключения, развить творчество, воображение, интуицию.
И еще хочу отметить, что моя работа направлена на развитие обоих мозговых полушарий, как правого, так и левого, а главным образом, правого мозгового полушария (творчество, воображение), так как:
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!
В своей работе я, прежде всего, обращаю внимание не на развитие у детей каких-либо математических понятий (счет, цифры, математические действия), или же акцентированию на чтении, а именно на развитии основных психических процессов, таких как: воображение, мышление, внимание, восприятие, память. Именно сформировав эти процессы, можно будет выстраивать дальнейшее освоение ребенком определенных знаний, умений и навыков.
Давайте же рассмотрим, почему так происходит. И, прежде всего, мне хотелось бы начать именно с воображения, так как этот процесс развивает правое мозговое полушарие.
Человек, как мы знаем, является неотъемлемой частью природы. Довольно часто, посещая парки, прогуливаясь по лесу, я наблюдал такую картину: человек подходит к дереву и дотрагивается до него руками. При этом, видимо, он получает какой-то запас энергии. В результате чего человеку становится легче, в голову приходят свежие, чистые мысли. Значит, существует какая-то мощная энергетика у природных объектов.
И вот именно на такую связь: человек – природа (рис. 7) я стараюсь опираться в своей работе с детьми для развития воображения.
Для проведения занимательных занятий, связанных с развитием воображения, я собирал большое количество природного материала: корни, коряги, ракушки, листья, разнообразные растения. Также создавались фотоальбомы и видеофильмы тех мест, где находил такой материал.
Совсем маленькие дети (3-4 года) с большим удовольствием рассматривали ракушки и поделки, сделанные из них, играли с листьями, цветами, придумывали всевозможные мозаики из камней (рис. 8).
Наблюдая за играми детей, я обращал внимание на то, что маленький ребенок (3-4 года), общаясь с природным материалом даже без определенных указаний взрослого, самостоятельно определял его свойства и в зависимости от этого создавал какие-либо поделки. А также интерес ребенка к такому материалу намного выше, чем к обыкновенной цветной бумаге, картону.
Дети постарше (4-5 лет) на основе определенного опыта начинают создавать работы более сложные, даже не прибегая к помощи взрослого. Особо хочу обратить внимание на то, как дети работают с таким (рис. 9) материалом: бережно, аккуратно; с каждым шагом у детей появляются какие-то новые идеи, проявляется фантазия. С каждым разом у ребенка формируется тонкая моторика руки намного эффективнее, чем игра с мелким конструктором, или другими игрушками, так как природный материал является более нежным, хрупким, натуральным, и он намного интереснее, чем искусственный объект.
В результате у детей получаются великолепные работы (рис. 10):
Нужно отметить также, что в процессе создания творческих работ из природного материала у детей лучше формируется цветовосприятие окружающих объектов, так как цветовая гамма природных объектов намного тоньше, нежели искусственных. Даже при беседах с профессиональными художниками указывалось на то, что «невозможно создать произведение, близкое к оригиналу по цвету».
Также в процессе создания собственных произведений ребенок углубляется в удивительный мир природы, старается найти множество ответов на различные вопросы. Он обращается за помощью к взрослому, использует различную литературу, в результате чего у ребенка улучшается речь, пополняется словарный запас.
Давайте постараемся глубже понять, как у ребенка формируется воображение и на его основе развивается интерес к окружающему. Как и на основе каких специальных упражнений может происходить связь между правым и левым мозговыми полушариями. Хотя здесь нужно указать на то, что каждое полушарие головного мозга специализируется на определенном виде деятельности. Наш мозг как бы разделен на два мыслящих отсека. И одна из проблем, которая до сих пор точно не исследована – это сотрудничество или соперничество полушарий. В идеале полушария должны дополнять друг друга, на деле они не могут не теснить, не быть помехой одно другому.
Здесь я хочу предложить еще несколько упражнений с детьми как дошкольного, так и школьного возраста. Как уже было сказано выше, человек неразрывно связан с природой и ее объектами, и поэтому мы будем продолжать работу именно с таким материалом.
Прогуливаясь по лесу или парку, я часто замечал, что дети вдруг неожиданно останавливались и поднимали с земли различные кусочки дерева, ветки, коряги. На какое-то время останавливались и рассматривали такой материал. Значит, опять же существует взаимосвязь природа – человек. Значит, ребенок заметил что-то необычное. Я стал собирать и такой материал, чтобы в дальнейшем найти ему применение в своей работе.
Внимательно рассматривая различные корни, ветки, коряги, поворачивая с разных сторон, передо мной прояснялись различные образы, с которыми приходилось когда-либо сталкиваться. И я составил примерную таблицу и собрал большую коллекцию такого материала. Каждый из найденных природных объектов я разворачивал с разных сторон и создавал фотоальбом:
Фрагменты фотоальбома (рис. 11):
Наряду с такими объектами в нем располагались фотографии и картинки реальных различных объектов нашего окружения: животных, растений, неживых объектов (рис. 12):
 
А также фотографии интересных уголков природы, где можно найти такой материал. Такой альбом у детей вызывал очень большой интерес. И детям предлагалось самостоятельно попытаться увидеть что-то особенное и попытаться создать собственные альбомы рисунков. Такие необычные задания показали довольно интересные результаты. Дети с большим удовольствием рассматривали различные коряжки, корни, веточки, выражали свои мысли в составлении сказок, играх (рис. 13):
Были созданы великолепные рисунки увиденного. Многие дети даже в одном объекте видели намного больше образов, чем взрослые, так как мозговые клетки ребенка более свободны от лишней, ненужной информации.
Работы детей (рис. 14):
 
Когда детям предлагались такие задания, то в результате их выполнения созданный образ (рисунок увиденного) получался намного реальнее и интереснее, нежели работы, созданные по заданному образцу или срисованные с оригинала.
В данном примере хотелось бы указать на то, что у ребенка на основе процесса воображения развивается:
1.  Внимание
Заключается в том, что материал необходимо тщательно исследовать во всех направлениях, замечая мелкие детали. Создается возможность концентрировать внимание на одном объекте с разных сторон. За счет того, что материал является интересным и необычным, сохраняется длительность времени, в течение которого сохраняется концентрация внимания.
2.  Память
На основе проведенного исследования объекта идет сопоставление увиденного образа с сохранившейся в мозговых клетках информацией и в итоге узнавание, воспроизведение, припоминание увиденного во время исследования.
3.  Мышление
Исследуя объект, получает знание о нем, определяет свойство, создает новое собственное произведение.
Создание детьми собственных произведений
(рис. 15):
4.  Моторика руки
Обработка материала с использованием различного вида инструмента. Дополнение другим, более мелким природным материалом (приклеивание, соединение деталей).
5.  Развитие речи
Постоянное общение со сверстниками и взрослым во время работы. Выдача информации, проявление эмоций,
(рис. 16):
когда в процессе работы получается что-то необычное, удивительное для самого автора работы. В этом случае ребенок не может удержаться от общения, так как предлагаемый материал на самом деле считается необычным и оригинальным в отличие от искусственного. Изготовленный таким образом объект ребенок использует для игры, где также происходит общение.
6.  Терапевтический эффект
Как уже было сказано выше, человек, общаясь с природой, становится спокойнее, добрее, более чувствительным; также, работая с природным материалом, он может заряжаться определенной энергией, и могут произойти изменения в самом ребенке.
Некоторые высказывания детей после работы:
«Было обычное дерево, а я его превратил в слона»;
«Какая красивая получилась игрушка, с ней можно что-нибудь придумать»;
«Я подарю, что получилось маме, она поставит дома, все будут приходить и удивляться»;
«В этом дереве я увидела жирафа. Так бы бросили в костер, и жираф сгорел, а так я его спасла от огня».
Наряду со специальными упражнениями, где происходит контакт ребенка с природными объектами и в результате таких упражнений развивается, прежде всего, правое мозговое полушарие, существует и серия упражнений, также оказывающих влияние на развитие психических процессов, в частности, процесса воображения и восприятия.
Данная серия может быть предложена не только для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, но также для детей старших возрастов (12-15 лет). Хотя многие считают, что в таком возрасте у детей совсем другие интересы и предлагать им упражнения, предназначенные для «малышей», нецелесообразно. Несмотря на такое мнение, я попытался предложить детям разных возрастов одинаковые упражнения, но с разной степенью сложности.
Эти упражнения заключались в том, что ребенку, опираясь на шаблон, необходимо было создать несложный объект, дорисовав недостающие фрагменты (дошкольный, младший школьный возраст).
Примерные образцы шаблонов (рис. 17):
Ребенку нужно было сначала обвести внутри рамки объект и попытаться определить, на что он может быть похож. В дальнейшем дорисовать.
Учитывая тот факт, что у маленького ребенка запас знаний об окружающих объектах еще не слишком велик и образное мышление только находится на начальном уровне, то создавались работы более простые:
Работы, выполненные детьми 5-6 летнего возраста (рис. 18):
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Из данных работ видно, что маленький ребенок, после того, как создал контур объекта, в основном раскрашивает его и подрисовывает мелкие различные детали, придавая объекту простейший внешний вид. Но наряду с этим создаются всевозможные дополнения, которые оживляют работу. В дальнейшем, у ребенка начинает развиваться интерес к тому, что из обычного контура можно создать на самом деле что-то необычное. И если, например, 5-6 летний ребенок, обведя контуры по объектам (рис. 19)
видит, что это конкретно рыбка, птичка или яблоко, раскрашивает его, подрисовывает что-то, то в старшем возрасте ребенок начинает создавать уже на основе имеющихся объектов другие образы, то есть решает предложенную задачу с другой стороны: превращает птичку или рыбку во что-то иное (рис. 20):
Таким образом, в результате выполнения данных упражнений, связанных с воображением, решаются довольно важные задачи:
1.  Развитие восприятия
Обучаем ребенка действиям с предметами, которые помогут обнаружить основные свойства предмета, его назначение, особенности. Ребенок будет быстро узнавать знакомые предметы, их отличия и сходства. Сформированное восприятие создаст условия для формирования мышления.
2.  Эстетическое развитие
Происходит обогащение художественной эрудиции, познание окружающей среды через восприятие видимых образов, претворение в практический результат через освоение живописно-графического языка, художественного творчества.
3.  Установка на деятельность
Выполняется поисковая деятельность, выдвигаются новые идеи. Ребенок лучше работает, особенно когда необходимо решить принципиально новую задачу.
Следующая серия упражнений заключается в том, что ребенку необходимо дополнить заданное изображение по желанию. И в основе лежит также выполнение творческих заданий, связанных с развитием психических процессов и, прежде всего, с развитием фантазии, воображения — правое полушарие (рис. 21):
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предложенные упражнения развивают не только творческие способности ребенка, но и предполагают коррекционную работу, как с маленьким ребенком, так и с детьми старшего возраста. По работе ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.
На основе выполнения различных творческих задач в ребенке могут происходить изменения. Ребенок может ощущать определенное единство со своими работами. Они наполняются для него определенной ценностью и смыслом. Главное, что ребенок испытывает чувство радости от своих произведений, но не только потому, что его работы кажутся привлекательными и оригинальными, а потому что ему удалось выразить в них что-то очень важное, и сделать какое-то открытие для самого себя. В дальнейшем ребенку уже самому хочется продолжать создавать различные произведения. А основным отличием субъекта от объекта является то, что субъект (человек) способен создавать культурные ценности и нести их из поколения в поколение.
А самым важным является то, что у детей, которые систематически посещали творческие занятия, и с которыми проводилась определенная работа дома со стороны родителей в плане выполнения творческих заданий, отмечена:
 

успеваемость по всем предметам;

• высокая работоспособность;

• сниженная утомляемость при максимальной нагрузке;

• умение концентрироваться во время урока;

• занимать свое свободное время;

• умение общаться друг с другом;

• проводить элементарные умозаключения: на основе пройденного материала переходить к новому без особых усилий.

Также необходимо отметить еще один важный момент – это насколько интересно общаться с такими детьми, получать от них полезную информацию для себя и в дальнейшем передавать ее другому человеку.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.