Рубрики
Дополнительное образование

Методические рекомендации по организации системы дополнительного образования в образовательной организации

Обычно термином «дополнительное образование» характеризуется сфера неформального образования, связанная с индивидуальным развитием ребёнка, которое он выбирает сам (или с помощью взрослого) в соответствии с желанием и потребностью. По мнению Д.Н.Грибова, «Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности ребёнка, его индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной, культуросообразной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной деятельности».

0
Чураев Владимир Иванович,
кандидат педагогических наук, доцент,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
churaevvi@mosmetod.ru

Особенности современного дополнительного образования.

Обычно термином «дополнительное образование» характеризуется сфера неформального образования, связанная с индивидуальным развитием ребёнка, которое он выбирает сам (или с помощью взрослого) в соответствии с желанием и потребностью. По мнению Д.Н.Грибова, «Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности ребёнка, его индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной, культуросообразной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной деятельности».

Структурно современное дополнительное образование представлено двумя основными объемными блоками: образовательным и культурно-досуговым.

Образовательный блок.

Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общения, которые не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения. Здесь обучение происходит на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами. Делятся они по направленностям, которых в системе дополнительного образования 11. При реализации программ надо соблюдать следующие условия: 1. программа реально должна отражать потребности обучающихся; 2. наличие специалиста-профессионала, который не только сам разбирается в данной области обучения, но и способен увлечь этим ребят. Чтобы образовательное назначение действительно явилось подсистемой общего образования надо:

1.  выявить те интересы ребят, которые следует развивать;

2.  решить кадровый вопрос;

3. познакомить педагогов, с уже существующим, банком образовательных программ дополнительного образования детей, интересующей направленности, или сподвигнуть педагогов на написание своей программы деятельности;

4.  разработать программу интеграции основного и дополнительного образования.

Культурно-досуговый блок.

На сегодня этот блок всё чаще строится на основе специально разработанных культурно-досуговых программ, направленных на удовлетворение потребностей детей в отдыхе, релаксации и общении. Это могут быть разовые игровые программы, конкурсные и фестивальные программы, тематические дни, недели, смотры, творческие концерты и т. д. В итоге эти программы должны научить ребят практическим навыкам проведения своего свободного времени. Главная ценность системы дополнительного образования в том, что обучение и развитие ребёнка здесь происходит в соответствии с принципом природосообразности, его важность точно определил великий педагог Ян Амос Каменский, который сказал: «Чуждое есть то, что не свойственно натуре того или другого ученика. Встречаются счастливцы, которые всё постигают, но нет недостатка и в таких, которые в определённых предметах удивительно непонятливы и тупы… Что делать? Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой – напрасное дело. И, если никого из учеников не будут к чему-либо принуждать против воли, то ничто и не будет вызывать у учеников отвращения и притуплять силу ума; каждый будет легко идти вперёд в том, к чему его влечёт скрытый инстинкт, и затем на своём месте с пользой послужит Богу и человеческому обществу».

Каковы же особенности современной системы дополнительного образования и в чём актуальность её развития в современной школе?

1. Программы не рассчитаны на ученика вообще, как в школе, а направлены на конкретного ученика, его интерес и природосообразность. Не транслируются сверху, а предлагаются по выбору.

2.  Во время обучения происходит динамичное реагирование на изменяющиеся потребности детей и родителей.

3.  Полученные ЗУНы не носят абстрактный характер, а являются практически ориентированными, помогающие ребёнку адаптироваться в обществе.

4. Присутствие совершенно иного типа взаимодействия педагога с ребёнком. В системе дополнительного образования между партнёрами всего процесса формируется развивающая среда: сначала создаются условия оптимальные для развития ребёнка, затем обеспечивается сотрудничество в совместной деятельности педагога и ребёнка, а потом выход на творчество. Поэтому дополнительное образование стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.

5. В дополнительном образовании ребёнок чаще испытывает ситуацию успеха, так как предоставлена возможность проявить себя, свои способности, развить талант и повысить мастерство.

6. Система дополнительного образования играет существенную роль в самоопределении ребёнка и профориентации.

7. Здесь реализуется право ребёнка овладеть знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объёме.

8. Дополнительное образование – это образование без каникул и, практически, без возраста, что определяет фактор непрерывного образования личности.

Дополнительное образование должно стать неотъемлемым компонентом любого образовательного учреждения, поскольку главным был и остаётся приоритет каждого ребёнка.

Четыре основные модели организации дополнительного образования детей.

номер модели названия объединений основные характеристики
первая модель кружки, секции Набор случаен, так как определяется не столько потребностью детей, сколько имеющимися в школе возможностями.
вторая модель студии, ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции Отличается внутренней организованностью каждой структуры, но единой управляемой системы нет.
третья модель студии, ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции, реализация совместных проектов и программ  со смежными организациями и учреждениями Тесное взаимодействие общеобразовательной школы со смежными учреждениями, разработка совместных программ деятельности, при этом значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.
четвёртая модель Создание УВК (учебно – воспитательный комплекс).  Использование сети кружков, секций, клубов. Эта форма наиболее эффективна, так как органично сочетаются возможности обоих учреждений. Например, на базе общеобразовательного учреждения действует профильное учреждение дополнительного образования – художественная, спортивная или музыкальная школы. В итоге выстраивается слаженная система, происходит интеграция общего и дополнительного образования, что формирует совсем новый тип образовательного пространства – гуманистическая социально – педагогическая среда.
пятая модель студии, ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции, реализация совместных проектов и программ  со смежными организациями и учреждениями, использование сети кружков, секций, клубов Система дополнительного образования «школы полного дня», где наиболее полно реализуются такие ведущие принципы образования как доступность и вариативность.

С чего начать организацию дополнительного образования в школе?

а) Аналитический этап.

1. Проанализировать цели и задачи своей школы. Определить направленности дополнительного образования (их 11).

2. Определить запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги.

3. Проанализировать уже имеющиеся кружки и секции и сопоставить их с запросом учащихся и родителей.

4. Изучить спектр дополнительных образовательных услуг предлагаемых ближайшими учреждениями дополнительного образования детей, продумать вопрос о взаимодействии.

5. Изучить основные нормативные документы по организации дополнительного образования детей.

б) Проектировочный этап.

Главная задача

— разработка общей схемы дополнительного образования в школе.

1. Сопоставить направленности дополнительного образования в школе с целями и задачами школы.

2. Проанализировать материально-техническую и методическую базу с целью решения вопроса, где эффективнее осуществлять те или иные кружки – на базе школы или через договор о сотрудничестве на базе УДОД.

3. Проанализировать кадровое обеспечение данной деятельности, ответив на вопрос, кто будет осуществлять данные программы: учителя школы, которые автоматически становятся педагогами дополнительного образования или педагоги дополнительного образования УДОД или других специализированных учреждений.

4. Какую допрофессиональную подготовку можно осуществить через систему дополнительного образования?
Ответы на эти вопросы помогут составить расписание кружков (объединений) и скоординировать его с общим расписанием и планом воспитательной работы.

в) Этап организационного и программно-методического обеспечения дополнительного образования.

В программно-методическое обеспечение дополнительного образования входят:

1. Внесение в Устав школы статьи об организации блока дополнительного образования, куда следует внести:

— цель реализации дополнительного образования, названия направленностей;

— дать характеристику типам программ, которые будут реализованы;

— определить формы дополнительного образования (кружки, клубы, студии, секции и т.д.);

— дать анализ контингента для обучения и контингента педагогических работников, которые будут осуществлять данную деятельность;

— на какой основе будет реализовываться (платная, бесплатная, смешанная);

В помощь можно привлечь следующие нормативные документы:

1.1 Закон 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.

1.2 «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (Приказ Минобрнауки от 12.06.2012 № 504);

1.3 «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» (от 11.12.2006. № 06-1844);

1.4 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПин 2.4.4.3172-14 Постановление Главного гос.Санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41

2. Разработка положения о блоке дополнительного образования.

3. Заключение договора о сотрудничестве школы с одним или несколькими специализированными учреждениями (УДОД, спортивной школой, библиотекой, музеем и т.д.). Форма договора едина и есть в каждом учреждении.

4. Разработка должностных инструкций на работников блока дополнительного образования, утверждается директором.

5. Создание банка программ, которые также утверждаются директором образовательного учреждения.

6. Создание на базе школы методического объединения педагогов дополнительного образования и организация научно-методического сопровождения данной деятельности (методическая литература, организация обучения педагогов дополнительного образования и т.д.).

7. Осуществление в полном объеме ВШК.

3. Как составить учебный план и расписание занятий блока дополнительного образования в школе?

В соответствии с «Законом об образовании» учебный план – это документ, определяющий требования к планированию и организации образовательного процесса в учреждении. В отличие от стандартного учебного плана, план по дополнительному образованию школой составляется самостоятельно, в зависимости от категории и статуса образовательного учреждения, количества часов, выделенных на систему дополнительного образования и направленностей, которые развивает образовательное учреждение. Наличие учебного плана с пояснительной запиской обязательное условие реализации блока дополнительного образования в школе. В начале каждого учебного года он утверждается директором школы и согласуется директором ОМЦ.

Учебный план должен отвечать следующим требованиям:

* направленность и содержание обучения;

* закреплять системную целостность конкретной школы;

* отражать цели, задачи и содержание дополнительного образования;

* должен быть реальным и выполнимым;

Примерная структура учебного плана на год

Направленность

Название объединения

ФИО педагога

Кол-во час. в неделю

Из них групп./индив.

Кол-во групп

Всего часов по программе

художественная «Хор» 1 год Иванова

М.И.

2

2

3

72

286

2 год

3

2/1

2

108

3 год

3

2/1

2

108

«Золотая иголочка» Петрова

С.П.

3

1/2

4

108

социально-педагогическая «Этикет» Сидорова С.Г.

2

2

2

72

Всего:

13

9/4

13

466

В колонке «Всего часов по программе» вы должны выйти на то количество часов, которое выделено вашему учреждению в плановом отделе. В банке программ должно быть столько программ, сколько объединений у вас открыто, в данном случае – 5. Почему не по количеству педагогов? Иногда один и тот же педагог ведёт несколько разных объединений, например, Петрова С.П. ведёт кружок «Золотая иголочка» и «Вологодские кружева». На каждый вид деятельности у неё должна быть программа.

К учебному плану обязательно прикладывается пояснительная записка. В ней прописывается:

3.1.  Цель и задачи системы дополнительного образования в данном учреждении, выдвигаются аргументы в пользу необходимости организации дополнительного образования в данном образовательном учреждении;

3.2.  Указываются направленности дополнительного образования, условия реализации их в учреждении (материально-техническая база, кадровая ситуация и т.д.);

3.3.  Описывается предполагаемый результат (количественные и качественные изменения воспитанников, предполагаемые выходы участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, конференциях и т.д.);

Анализ учебного плана предполагает ответы на следующие вопросы:

1. На основании каких нормативных документов и других источников составлен учебный план?

2. Соответствует ли содержание учебного плана основным целям деятельности учреждения, отражает ли его специфику?

3. Ориентирует ли содержание учебного плана на развитие целостного мировоззрения и подготовку детей и подростков к реалиям жизни?

4. Имеет ли учебный план необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение?

5. Реализуется ли учебный план в полном объёме?

Расписание занятий.

Расписание занятий – нормативный управленческий документ, регулирующий организацию учебных занятий и обеспечивающий реализацию учебных программ. Составление расписания регламентируется следующими документами: «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям данного типа», «Уставом школы», «Учебным планом» и программами педагогов.

Так как это дополнительные занятия, которые требуют дополнительной нагрузки, каждый ребёнок должен представить справку от врача о состоянии его здоровья и разрешением заниматься дополнительном образованием в выбранном профиле.

При составлении расписания учитывается возраст, год обучения, загруженность кабинетов и учебных помещений. При комплектовании учебных групп надо помнить, что в группе должно быть не более 15 детей, а в начальной школе 8-10 детей. Расписание утверждается директором и вывешивается на общее обозрение. Любые изменения производятся только с согласованием администрации и оформлением соответствующих документов (обоснование и приказ по школе).

Примерное расписание занятий блока дополнительного образования на ………..уч. год.

ФИО

педагога

каб.

название детского

объедин.

Продол.

и период.

занятий

Чис.

Гр.

Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
Иванова

Мария

Ивановна

6

Макромэ

2ч./2р.в нед.

2

15-17

17-19

15-17

17-19

Петрова

Вера

Степановна

25

Золотая иголочка

2ч./3р.в нед.

3

15-17

17-19

19-21

15-17

17-19

Николаев

Пётр

Васильевич

32

Восточные единоборства

2ч./3р.в нед.

3

15-17

17-19

19-21

15-17

17-19

19-21

15-17

17-19

19-21

Расписание учебной группы и содержание выполнения программы записывается в журналы. Ответственность за выполнение программы и соблюдение расписания несёт педагог, а контроль и методическую помощь осуществляет заместитель директора по дополнительному образованию или заместитель директора по воспитательной работе.

Приложение

Как делятся дети по группам?

1. Группы могут быть одновозрастные и разновозрастные, так как главная характеристика не возрастная, а по годам обучения.

2. Учебные группы подразделяются следующим образом:

– однопрофильная – учащиеся обучаются одному виду деятельности, и ведёт один педагог;

– двухпрофильная – обучение двум видам деятельности одновременно, причём один вид деятельности как бы дополняет другой;

– комплексные группы – учащиеся обучаются нескольким видам деятельности. Занятия проводят несколько педагогов, поэтому пишется комплексная программа.

– группа переменного состава – создаются на время каникул, на базе лагерей и т.д. Главная цель таких групп: досуговая деятельности и привитие начальных навыков в той или иной деятельности;

– сквозные группы – создаются для углубления тех или иных знаний. Например, дети – туристы посещают занятия экологической направленности;

– группы совместных занятий детей и их родителей – создаются для совместного обучения и общения разных поколений;

– учебно-исследовательские группы – создаются для проведения опытно – исследовательской и проектной деятельности;

Виды основных объединений

Кружок – это традиционный вид объединения, при котором ребята собираются для коллективного творчества и общения, их объединяет единый интерес.

Класс – это объединение чаще появляется в общеобразовательном учреждении, где по одной программе обучается одновозрастная группа.

Секция – детское объединение спортивно-оздоровительной направленности.

Студия – творческий разновозрастной коллектив, объединенный общими задачами, характером межличностных отношений. Это своего рода мастерская для подготовки детей, специализирующихся в различных областях искусства, спорта. Студия предназначена для комплексной группы детей.

Оркестр – группа музыкантов, обучающаяся совместному исполнению музыкального произведения на различных инструментах.

Ансамбль – исполнительский коллектив для небольших групп. Здесь используются как групповые, так и индивидуальные формы обучения. Если ансамбль образован как бы внутри хора или оркестра, то для его деятельности также пишется отдельная программа или в основной программе прописывается данный блок.

Театр – творческий коллектив, который организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов деятельности, методов развития. Театральная деятельность очень многогранна, поэтому здесь нужна комплексная программа, которую реализуют несколько специалистов.

Клуб – объединение учащихся с общими интересами, созданное для разностороннего развития. В клубе занимаются дети разных возрастов, уже объединенные в секции или учебные группы. Клуб работает на основе положения, которое утверждается на общем собрании его членов. Положение отражает цели и задачи, структуру клуба, традиции, основные направления деятельности, права и обязанности его членов, материально- техническую базу. Работой клуба руководит Совет клуба.

Устав клуба – документ государственного образца, в котором указывается: наименование клуба, юридический и фактический адрес, статус, тип клуба, учредитель; Цель образовательной и воспитательной деятельности, типы и виды реализуемых программ; порядок приёма и порядок отчисления из клуба; режим заседаний и занятий; структура финансовой и хозяйственной деятельности; порядок управления, права и обязанности членов клуба; перечень приказов и распоряжений, регламентирующих деятельность клуба.

Список литературы:
1. Чураев В.И. Педагогическая система дополнительного образования в креативной педагогике // Итоги и перспективы интегрированной системы образования в высшей школе России: образование – наука – инновационная деятельность: Сборник научных докладов Международной научно-практической конференции / В.И. Чураев. М.: МГИУ, 2011.
2. Чураев В.И. Композитная дидактическая система предметного обучения: сущность и содержание // Молодые ученые – промышленности, науке и профессиональному образованию: проблемы и новые решения: Сборник научных докладов VIII Международной научно-практической конференции ЮНЕСКО. Ч. II. / Т.В. Сорокина-Исполатова, Н.Ю. Шорникова, Р.А. Комаров. М.: МГИУ, 2010.
3. Чураев В.И. Компетентностный формат педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей и юношества как инновационное условие повышения его качества // Образование и наука: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4 / В.И. Чураев. М.: МИИР, 2011.
4. Чураев В.И. Проблема креативности в системе дополнительного образования подрастающего поколения // Итоги и перспективы интегрированной системы образования в высшей школе России: образование – наука – инновационная деятельность: Сборник научных докладов Международной научно-практической конференции / В.Б. Тверской. М.: МГИУ, 2011.
5. Чураев В.И. Формирование профессионально-креативной компетентности педагогов дополнительного образования подрастающего поколения // Итоги и перспективы интегрированной системы образования в высшей школе России: образование – наука – инновационная деятельность: Сборник научных докладов Международной научно-практической конференции / Я.А. Сорокина. М.: МГИУ, 2011.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0