Рубрики
Дошкольное образование

Особенности представлений современных дошкольников о деятельности воспитателя ДОО

В дошкольном возрасте взрослые пользуются большим авторитетом у детей, оказывая решающее влияние на психическое развитие дошкольников. Взрослым, который проводит с дошкольником большую часть его жизни, является воспитатель детского сада. Полноценное выполнение воспитателем ДО профессиональных функций невозможно без признания детьми роли воспитателя в воспитательном процессе.

0
Плеханова Ольга Васильевна,
старший воспитатель
ГБОУ «Школа № 293 имени А.Т. Твардовского» г. Москвы,
plehanova.1972@mail.ru
В дошкольном возрасте взрослые пользуются большим авторитетом у детей, оказывая решающее влияние на психическое развитие дошкольников. Взрослым, который проводит с дошкольником большую часть его жизни, является воспитатель детского сада. Полноценное выполнение воспитателем ДО профессиональных функций невозможно без признания детьми роли воспитателя в воспитательном процессе. Для дошкольника воспитатель является старшим, мудрым товарищем, готовым всегда оказать помощь. Если ребёнок чувствует со стороны воспитателя внимание и уважение к себе, то у него формируется чувство переживания оценки взрослого. Воспитатель должен обладать не только тактом и выдержкой и не допускать выкриков, грубых интонаций в своем поведении, но и уметь поддерживать у себя настроение позитивное и оптимистическое. Большое значение в системе современного образования имеет преемственность в работе всех участников педагогического процесса.
Меня заинтересовал вопрос: существуют ли различия представлений о деятельности воспитателя у современных детей 5-6 лет и их сверстников, посещавших ДОУ в начале 90-х годов ХХ века?
Целью исследования стал сравнительный анализ представлений о деятельности воспитателя современных дошкольников 5-6 лет и их сверстников начала 90-х годов ХХ века.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить с помощью опроса представления детей 5-6 лет о деятельности воспитателя;

2. Сопоставить данные опроса детей 5-6 лет, полученных в настоящее время и в начале 90-х годов ХХ века;

3. Выявить различия представлений о деятельности воспитателя современных дошкольников и их сверстников начала 90-х годов ХХ века.

Объект: деятельность воспитателя ДОО.
Предмет: особенности представлений современных дошкольников о деятельности воспитателя ДОО.
Методы исследования, которые использовались для решения поставленных задач, включили в себя теоретический анализ и синтез научной психологической литературы и программных документов, сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ по проблеме исследования, наблюдение, опрос «Представления дошкольников о деятельности воспитателя детского сада» (авторы Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова).
Для диагностирования испытуемых применялись:

1. Опрос «Представления дошкольников о деятельности воспитателя детского сада» (авторы Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова);

2. Наблюдение: содержание обращений ребенка к воспитателю, воспитателя к ребенку; частота обращений; эмоциональная вовлеченность ребенка в общение; доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя;

3. Методика изучения характера отношения дошкольника к воспитателю: Рисунок «Моя любимая воспитательница».

Эмпирическую базу исследования, проводившегося с 02.09.13 г. по 08.12.13 г.  на базе ГБОУ детского сада № 2142 составили 50 детей в возрасте 5- 6 лет.
Практическая значимость исследования: представленные диагностические результаты могут быть рекомендованы для использования в практике дошкольных образовательных учреждений.
Личность педагога является центральной в восприятии детей и оказывает серьезное воздействие на их общее развитие в процессе учения и воспитания. Необходимыми личностными качествами педагога являются: объективность, добросовестность, стойкость, чуткость, самокритичность, выдержка, внимательность и подлинная любовь к детям. К важным и основополагающим качествам относятся искренность, эмоциональность, позитивное принятие другого человека, эмпатия. К основным профессиональным требованиям, предъявляемым педагогу относятся: высокий уровень теоретических знаний, практический опыт работы с детьми, культура общения, знание методик и программ развития, высокая степень самоорганизации.
Сегодня система дошкольного образования претерпевает смену приоритетов: ориентация на ребенка, предоставление педагогам права выбора программ обучения и воспитания, расширение прав родителей. В связи с этим значимость профессиональной и личностной готовности взрослого к работе с детьми сильно возрастает, т.к. личностное развитие ребенка существенно зависит от личности работающего с ним педагога.
В психолого-педагогической литературе есть довольно отчётливое представление о влиянии общения взрослого и ребенка на формирование личности дошкольника. В работах М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. А. Рояк подробно анализируется роль воспитателя в интеллектуальном развитии ребенка, в воспитании у него тех или иных качеств, умений и навыков. Однако в психологической литературе не уделяется должное внимание исследованию профессиональных качеств личности самого педагога ДО. А литература по педагогической деятельности посвящена в основном изучению психологии учителя.
Для детей-дошкольников родители и педагоги в детском саду являются ближайшим окружением и оказывают влияние на развитие личности ребенка. В дошкольном возрасте закладывается общественная направленность, формируются навыки социального поведения. «Вследствие специфики детского возраста – впечатлительность, легкая внушаемость, эмоциональность – педагогическое воздействие воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и другими специальными способностями, но и личностными свойствами» (А. Б. Николаева, 1985, с.158). «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности…» (К. Д. Ушинский, 1974, с.238).
Воспитатель дошкольной образовательной организации (далее ДОО) выступает одновременно субъектом и объектом познания детей. Поэтому и результат его труда обусловлен не только умением понять ребёнка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют его поведение, возможности, своё отношение к нему. М. Ц. Калинин тонко подметил «десятки детских глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз».
Значимость этой стороны взаимодействия часто недооценивается, а иногда и вовсе не учитывается воспитателем.
Среди исследований по изучению личности педагога детского сада, известны работы А. Г. Исмагиловой, 1988 г.; Е. И. Кузьминой, 1986 г.; А. Б. Николаевой, 1985 г.; Р. В. Овчаровой, 1995 г. Но еще не уделено должного внимания в психологических исследованиях подробному изучению закономерностей и особенностей представлений современных дошкольников о деятельности воспитателя ДОО.
Целью исследования было изучение отношений и представлений детей старшего дошкольного возраста о деятельности воспитателя.
Отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним воспитателя, т. е. характерна взаимосвязь влияния личностных особенностей воспитателя на формирование представлений дошкольников о деятельности воспитателя. Показателями отношения дошкольников к личности воспитателя послужили: форма общения, характер ответных реакций на его воздействие, содержание и частота обращений, эмоциональная вовлеченность ребенка в общение, доминирующий тип поведения ребенка в присутствии определенного воспитателя; в рисунке – содержание, детализация, композиция, цветовая палитра при изображении педагога, эмоции во время рисования.
Методы исследования:
I. Опрос.
Проводилась беседа с детьми по следующим вопросам:
а) Хотел бы ты перейти в другой д/сад?
б) Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой д/сад?
в) Кого бы из воспитателей ты взял с собой? Почему?
г) Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?
II. Повторная беседа.
– Что делает воспитатель в детском саду?
– Хотелось бы тебе быть воспитателем? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?
– Тебе хотелось бы, чтобы воспитатель играл с вами? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?
– О чём с тобой воспитатель обычно разговаривает?
Чем мотивируется отношение ребёнка к воспитателю, какие функции, качества его он познаёт и оказывается способным оценить?
Детские ответы о представлениях современных дошкольников о деятельности воспитателя  были условно распределены по группам:
1. Нет осмысленного представления о деятельности воспитателя (не может объяснить своё представление). Незначительное число испытуемых – 5,4%.
2. Общее недифференцированное представление («Она хорошая!») – 9,3%.
3. Представление через оценку внешнего вида воспитателя – 18,3%. В основном эти ответы были присущи детям старшей группы.
4. Большинство детей (44,6%) оценивали по признаку личного отношения воспитателя к ребенку: «она меня обнимает», «всегда ласково меня называет».
5. Представление через оценку информированности воспитателя, его знаний, умений – 17%: «она много чего знает», «она умеет вязать», «она научила нас играть в шашки»; и т.п.
6. Представление через оценку деятельности, организованной воспитателем: «она читает нам разные сказки», «она нас учит лепить», «играет с нами» – 27%. Дети старшей группы чаще высказывались о воспитателе как организаторе детских игр и развлечений, а дети подготовительной к школе группы – как об организаторе учебной деятельности. В этом находит отражение специфика переходного к школе возраста, формирующаяся социальная и интеллектуальная готовность к школе.
7. Представление через оценку внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления («она помогает одеваться», «завязывает мне шнурки») – 4,6%, в основном эту группу составили дети старшей группы.
8. Представление через оценку нравственных качеств личности – 29,1%: «Она добрая», «Не сердитая», «Часто улыбается» и т. п. Такие ответы были типичны для детей старшей группы.
9. Представление через оценку воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности – 3,9%: «Дает дежурить по столовой», «Дает разные поручения» и т. п.
Анализируя содержание ответов представлений о деятельности воспитателя, напрашивается вывод, что с возрастом дети более осознанно воспринимают отношения к педагогу, усиливается доминирующий род.
Отношение к воспитателю строго детерминировано. Конечно же, значительную роль в этом представляют возрастные особенности, изменение познания дошкольника, развитие его представлений о людях, формирование к концу дошкольного детства новой социальной позиции. Но важными являются и особенности личности каждого ребенка. В ходе исследования обнаружилась определенная взаимосвязь статуса положения ребенка в группе сверстников и его представлений о деятельности воспитателя.
Дети, имеющие статус популярности, показали уровень осознанности представлений о деятельности воспитателя выше, чем «непопулярные»; и содержание их ответов было разнообразнее; различным оказался и «вес» каждого отдельного мотива у детей, занимающих различное положение в системе личных отношений. «Популярные» дети наиболее часто указывали оценку по признаку личного отношения воспитателя к ребенку, оценку деятельности, организованной воспитателем; «непопулярные» указывали мотивы 2-й группы. «Популярные» чаще «непопулярных» говорили об информированности педагога, о нравственных качествах, «непопулярные» чаще «популярных» – оценивали внимание воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления.
Неодинаковое отношение, внимание воспитателя к детям «популярным» и «непопулярным» отражается на представлении детей о воспитателе. Так, некоторые «непопулярные» дети, положительно оценившие деятельность воспитателя за внимание к детям, были из тех групп, где работали воспитатели с демократическим стилем руководства. Уместно сказать, что в многочисленных исследованиях 80-90 х годов ХХ в. было доказано, что положительное отношение детей к воспитателю особенно часто наблюдается при демократическом стиле руководства.
Во время беседы с детьми выявилась общая характерная особенность: дети старшей группы указывали не на отдельные экспрессивные компоненты эмоциональных проявлений педагога, а давали им общую, недифференцированную оценку, называя воспитателя «злым», «строгим»  или, наоборот, «веселым», «добрым». К концу дошкольного периода оценка ребенком воспитателя становится более самостоятельной, некоторые дети способны критически оценить его деятельность.
II. Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя внимание было акцентировано на содержание и частоту обращений ребенка к воспитателю и воспитателя к ребенку; эмоциональную вовлеченность ребенка в общение.
III. Методика изучения характера отношения дошкольника к воспитателю: рисунок «Моя любимая воспитательница».
Цель: выявление индивидуальных переживаний ребенка старшего дошкольного возраста по отношению к воспитателю, а также методика позволяет выявить эмоциональное  состояние и чувства, переживаемые автором рисунка.
Материалы: белый лист бумаги формата А4 (альбомный лист), 8 цветных карандашей (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный, серый – простой карандаш), ластик.
В данном исследовании представлений современных дошкольников отношение к воспитателю – в основном положительное – проявлялось в рисунках на тему «Моя любимая воспитательница». Дети рисовали с большим удовольствием и старанием.
Большинство детей выбирали яркие краски, воспитателя рисовали на переднем плане, прорисовывая более детально, чем другие персонажи. Дети, как правило, рисовали те эпизоды и ситуации, которые доставляли им большую радость, вызывали положительные эмоции. Содержание детских рисунков настолько многообразно, что свидетельствует о восприятии и познании дошкольниками разных сторон деятельности педагога: рисовали воспитателя, играющего с ними (в частности, на прогулке) (29%), на праздниках (23%); на занятиях (20,3%), занимающегося с ними на природе трудовой деятельностью (9%), в бытовой деятельности (5%), деятельности по подготовке воспитателя к НОД (4%).
Позитивное отношение детей чаще проявляется к воспитателю с демократическим стилем руководства, что позволяет создать благоприятную основу для эффективного положительного воздействия на воспитанников, формирования у них важных личностных качеств, овладения ими правилами поведения. Отсутствие такого отношения ведет к затруднению воспитательно-образовательной работы с детьми.
Воспитатели ДО не должны пренебрегать вниманием этой стороны взаимодействия с дошкольниками, должны вызывать своим поведением у детей отношения, способствующие эффективной педагогической деятельности.
Для сравнительного анализа данных представлений о деятельности воспитателя ДОО современных дошкольников и их сверстников начала 90-х годов ХХ века я воспользовалась собранным материалом Е.А. Панько в ходе изучения мотивировок отношения ребенка к воспитателю. Её исследования функций и качеств педагога, которые дошкольник познает и оказывается способным оценить, представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Группы представлений детей о деятельности воспитателя по результатам исследования Е.А. Панько, в %.
Таким образом, в исследовании Е.А. Панько установила, что дети старшего дошкольного возраста в целом дают общую недифференцированную оценку воспитателя, немаловажную роль для них играет внешний вид педагога. В подготовительной к школе группе у детей оценка нередко проводится по признаку личного отношения воспитателя к ребенку, появляются оценки, основанные на информированности педагога, на присущих взрослому знаниях и умениях. В этот же возрастной период ребенок начинает выделять и оценивать нравственные качества воспитателя. В целом с возрастом у детей увеличивается степень осознанности их отношения к педагогу.
Рис. 2. Сравнительный анализ представлений о деятельности воспитателя ДОО современных дошкольников и их сверстников начала 90-х годов ХХ века с использованием результатов исследования Е.А. Панько (ответы в %).
Также для сравнительного анализа данных представлений о деятельности воспитателя ДОО современных дошкольников и их сверстников начала 90-х годов ХХ века я воспользовалась результатами исследований  Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой «К портрету современного дошкольника» о таких составляющих детской субкультуры, как отношение дошкольника к сообществам взрослых («Дошкольное воспитание», №1, 1993, 27 с.).
Чтобы выяснить, каким видит дошкольник своего воспитателя, какие его стороны как представителя взрослого сообщества «открыты» для ребёнка, что мешает воспринимать его как близкого человека, с которым можно вступить в доверительные отношения, детям задавались вопросы:
– Что делает воспитатель в детском саду?
– Хотелось бы тебе быть воспитателем? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?
– Тебе хотелось бы, чтобы воспитатель играл с вами? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?
– О чём с тобой воспитатель обычно разговаривает?
По мнению большей части опрошенных детей начала 90-х годов прошлого столетия, основные функции педагога заключаются в том, чтобы присматривать за детьми (гулять с ними, укладывать спать и т.п.) и учить их. 15% дошкольников на первое место поставили дисциплинарные функции (наказывать детей, отдавать им приказания). И лишь 8% упомянули среди других функций воспитателя игру с детьми. Иначе говоря, отмечая функции присмотра и обучения, указующую и карательную, дошкольники почти не выделяют воспитателя как «человека играющего», свободно общающегося с детьми, приобщённого к наиболее привлекательной для ребёнка деятельности.
На вопрос «Хотелось бы тебе быть воспитателем?» положительно ответили лишь 25% (в основном девочки). Понятно, что, задавая этот вопрос, положительных ответов от мальчиков не ожидались, их привлекают «мужские» профессии. Однако среди высказанных ими мотивировок редкими были объяснения типа: «Это не занятие для мальчиков». В основном, мотивировки отрицательного ответа как мальчиков, так и девочек были связаны с указанием на неприятности и тяготы работы воспитателя («трудно с детьми, они шумят, не слушаются, а ругаться нельзя», «утомительно, много детей», «опасно, если убегут или разобьются – в тюрьму посадят», «надо ругать и наказывать детей, а я не люблю» и т.п.). Для основной массы детей работа воспитателя выступает своими отрицательными сторонами (обязанностями, и в том числе необходимостью дисциплинарных воздействий на детей, что представляется неприятным).
Как уже указывалось, лишь 8% опрошенных реально оценивают воспитателя как играющего партнёра. А как дошкольники в принципе относятся к возможности воспитателя стать партнёром по игре? Оказалось, что 78 % хотели бы, чтобы воспитатель играл с ними, 14 % отнеслись к этой возможности отрицательно, 8 % не имели определённого мнения.
Положительные ответы на вопрос «Хотелось бы тебе, чтобы воспитатель играл с вами?» чаще мотивировались следующим образом: «Так интереснее», «Они придумывают новые игры», «Никто из детей не скучал бы» и т.п. (В этих мотивировках проявляется как бы познавательная и эмоциональная заинтересованность детей во взрослом партнёре). Реже встречались мотивировки типа: «С воспитателем в игре больше порядка», «Все дети слушаются», «Дети не балуются» (т.е. выражение заинтересованности в порядке).
Отрицательные ответы во многих случаях не мотивировались совсем («не знаю почему»), или отчётливо формулировалась неуместность такого занятия, как игра, для взрослого («воспитатель будет мешать», «воспитатель играть не умеет», «воспитатель будет наказывать» и т.п.).
В целом же можно заключить, что для основной массы детей воспитатель являлся бы желательным партнёром по игре.
Обнаружилось, что большинство детей не только не относятся к воспитателю как реальному партнёру по игре, но и не усматривают в нём партнёра по свободному, неформальному общению.
Что остаётся в сознании детей от разговора с ними педагога? На вопрос «О чём с тобой обычно разговаривает воспитатель?» лишь 38 % опрошенных ответили: о семье, планах и делах самого ребёнка. Часть детей (8%) не могли сказать ничего определённого («не помню», «о разном»). Почти четверть опрошенных – 22 % – утверждали, что разговор воспитателя с ними сводится лишь к порицанию и дисциплинарным указаниям («ругает», «говорит, как не надо делать», «делает замечания» и т.п.), т.е. общение с воспитателем для них имеет эмоционально отрицательную окраску. И, что очень печально, 32 % детей весьма категорично утверждали, что воспитатель ни о чём с ними не разговаривает.
По-видимому, преобладание общегрупповой работы, акцент на регламентированные обучающие занятия приводят к формализации общения воспитателя с детьми. Поэтому и дети зачастую видят в нём скорее функционера с отрицательным эмоциональным знаком, а не интересного живого собеседника.
Что делает воспитатель в детском саду?
Хотелось бы тебе быть воспитателем?
Тебе хотелось бы, чтобы воспитатель с вами играл?
О чём с тобой обычно разговаривает воспитатель?
Рис. 3. Сравнительный анализ представлений о деятельности воспитателя ДОО современных дошкольников и их сверстников начала 90-х годов ХХ века по опроснику Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Анализ полученных результатов исследования свидетельствует о влиянии на формирование представлений дошкольников о деятельности воспитателя личностных особенностей воспитателя, что позволяет говорить о важности профессиональных качеств педагога;
2. Отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним воспитателя;
3. Дети в основном положительно оценивают личность воспитателя;
4. Дошкольники оценивают не только внешние качества воспитателя, но и его деятельность, и нравственные качества;
5. Осознание детьми своего отношения к воспитателю с возрастом растет;
6. Для дошкольников начала 90-х годов ХХ в. характерен ролевой стереотип воспитателя: «ореол роли», «ореол непогрешимости», «ореол сверхконтроля».
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Список литературы:
1. Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя // Управление ДОУ. – 2004. — №3. — С. 29 — 32.
2. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ // Управление ДОУ. – 2004. — №3. — С. 82 — 85.
3. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. — М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
4. Бодрова Е.В., В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Р.Б. Стеркина. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1989/893/893022.html
5. Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ. – М., 1984.
6. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. – М., 1995.
7. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990. Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. (Серия «Детскому психологу»). – СПб: Питер, 2008.
8. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление ДОУ. — 2006. № 6. – С. 70 -78.
9. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
10. Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф. О руководстве детским садом. М., 1973.
11. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. М., 1995.
12. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург, 2000.
13. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. — 150 с.
14. Каптеров П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. – М.: Педагогика, 1982.
15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
16. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. М.: Дело, 2002.
17. Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2004. — 80 с.
18. Куртиков Н.А. Психология и социология управления. – М., 2005.
19. Левшина Н.И. Информатизация как условие эффективности контрольно-аналитической деятельности // Управление ДОУ. – 2005.- № 2. – С.10-12.
20. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М., 2005.
21. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: Академия, 2004. — 256 с.
22. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. — 96 с.
23. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте 4-е изд. Изд-во: Академический Проект, 2002. — 160 стр.
24. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. – М.: Астрель, 2005. – 94 с.
25. Никишина И.В. Диагностическая работа в дошкольном учреждении: опыт, технологии. – Волгоград, 1994.
26. Никишина И.В. Методическая работа в ДОУ: организация, управление. – Волгоград, 1995.
27. Панько Е.А. «Психология деятельности воспитателя детского сада», – Минск, 1986.
28. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
29. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практич. руководство – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
30. Ходакова Н.П. Новая специализация «Новые информационные технологии в детских учреждениях» в рамках специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология // Сборник материалов Международной научно-практической конференции 28-31 мая 2007 г. – Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского. — Ч. 2.
31. Ходакова Н.П. Профессиональная подготовка студентов ВУЗа в процессе внеаудиторной работы: учеб.-методич. пособие по информатике. – М.: ООО «ПОЛИ-ГРАФ», 2006. — 73 с.
32. Шурова Н.В. Профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада // Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук. Детская психология [Электр. ресурс]. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20205.php (дата обращения: 23.03.2014).
32. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.