Рубрики
Дополнительное образование

Концепция программы дополнительного образования «Музей и культура»

В нашей школе уже много лет работает программа дополнительного образования «Музей и культура». Она составлена с учетом опыта и рекомендаций [1]. Один из ее разделов – посещение городских музеев разной тематики. Музей наглядно и доходчиво демонстрирует  многообразие  человеческих достижений в различных отраслях знаний. Это существенно может помочь ребенку сформировать и почувствовать сферу своих интересов. Чем ему хочется заниматься, а что совершенно не интересует, чего он стремится избежать.

0
Жданова Елена Дмитриевна,
учитель начальной школы
ГБОУ г. Москвы СОШ № 1145,
zh-lena@bk.ru 

 

В нашей школе уже много лет работает программа дополнительного образования «Музей и культура». Она составлена с учетом опыта и рекомендаций [1]. Один из ее разделов – посещение городских музеев разной тематики. Музей наглядно и доходчиво демонстрирует  многообразие  человеческих достижений в различных отраслях знаний. Это существенно может помочь ребенку сформировать и почувствовать сферу своих интересов. Чем ему хочется заниматься, а что совершенно не интересует, чего он стремится избежать. Разноплановость посещаемых музеев способствует более полному раскрытию потенциальных возможностей личности, пониманию этого самим школьником, формированию его приоритетов на перспективу (индивидуализация и самоактуализация) и, в свою очередь, повышению мотивации к обучению. Развитие мотивации к постижению умений, определяющих реализацию формирующейся сферы интересов, обеспечивает основу осознанного повышения общей и профессиональной культуры, позволит скорее найти свое призвание, свое место в жизни.

В июне 2006 г. в нашей школе открыли еще один, третий, музей – это «Планета Сказок». Музей создан на базе начальной школы № 1145, литературно–художественный (этнографический). Целью создания музея является формирование в сознании учащихся младших классов понятия «культурные ценности», он призван передать детям принципы реального жизненного опыта, народной мудрости, основные понятия человеческих ценностей, добра и зла.

Почему мы выбрали именно эту тематику музея? Основная категория посетителей музея – учащиеся  5-10 лет. И потому, что сказка – колыбель мысли и поступков.

Цель работы музея – развитие творческой личности, формирование высоких нравственных ориентиров, воображения, фантазии. Учить детей видеть и понимать «культурные ценности». Ориентирование на дальнейшие самостоятельные контакты с наукой и культурой.

Наш Музей имеет практическую направленность: воплощение сказочных персонажей как театральное, так и в виде кукол и игрушек – через изучение народных промыслов. Проиллюстрируем это на примере сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Внешний облик героя, черты характера, предметы его быта хорошо воплощаются в видах художественных ремесел (Рис. 1).

Работа в театральном воплощении разных образов (Рис. 1, Рис. 2) позволила прочувствовать на себе разные черты человеческого характера,  сближающие людей и отдаляющие. Оценить последствия поступков с нравственных позиций, выявить и принять позитивное.

Практическая задача – воплощение сказочных персонажей как театральное, так и в виде кукол и игрушек – через приобретение практических навыков в освоении различных видов художественных народных ремесел (Рис.3).

Сказка обладает великой силой правды и любви и с этим ничего не могут сделать злые силы. Задача музея – показать многообразие персонажей сказки, которые в своей совокупности составляют определенную систему образов. Положительные и отрицательные, труженики и лентяи, смешные и вызывающие сочувствие, правдивые и лжецы, хитрые и простодушные, добрые и злые – они существуют в воображении детей, не в виде бесформенных субстанций, а представляются вполне конкретными образами (Рис.4), имеющими соответствующую каждому из них характерную атрибутику. И одна из главных задач музея – наряду с формированием у ребенка адекватного отношения к образу обосновать это его отношение с социальной точки зрения, раскрыть большое значение примет-атрибутов, сопровождающих героя на всем протяжении повествования (Рис. 5).

Если это царь или боярин – какую одежду они носили и чем она отличалась от другой, в которой ходили Емеля или дед да баба (Рис. 6).

Какой посудой пользовался каждый из них (Рис. 7) и на каких подносах носили еду на пирах.

В какие игрушки играли братец Иванушка и сестрица Аленушка, из чего и как их сделать самому. Что такое рубель, ухват и крынка и кому они нужны? Какая смекалка требовалась, чтобы их придумать (Рис. 8 )! Чем украшали одежду и жилище? Почему в разных районах России по-разному изготавливали игрушки, раскрашивали матрешек, украшали одежду различными орнаментами?

Исходя из традиций местности, где читается сказка, формируются у детей и внешние облики персонажей (Рис. 9). Таким образом, характерные особенности в значительной степени раскрываются через народное искусство, народные промыслы, декоративно-прикладное искусство.

Музей «Планета Сказок» призван путем изучения достижений мастеров, приобретения практических навыков в освоении различных видов художественных ремесел формировать у учащихся умение видеть красоту окружающего мира, раскрывать красоту родного слова через сказку – колыбель мысли. Воспитывать познавательный интерес и способность овладевать практическими навыками поисковой исследовательской деятельности (Рис. 10).

Изучение технологий, видов ремесел, предметов быта дало новые знания и умения, что может значительно помочь в выборе профессии. Основываясь на этом, можно констатировать, что музей служит целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования. Основные методы работы музея – экскурсии, лекции, выставки детского творчества (Рис. 11), работа кружка «Сочини сказку», игровые программы, использование музейных экспонатов на уроках и во внеклассной  работе.

Музей организует ежегодный Театральный фестиваль «Сказки» (Рис. 12).

Развитие музея видится в перенесении учащимися полученных знаний и обобщений на изучение сказок разных народов, постижении их понятий о красоте, понимании общности идей сказок разных народов о добре и зле. Продолжение сказки – научная фантастика (Рис. 13).

Перспективные направления деятельности Музея:

– общность культурных ценностей, воплощенных в персонажах сказок разных народов;

– придумывать сказки, используя информацию о передовых научных достижениях и возможных технологиях;

– действия известных персонажей в новых условиях.

Цель – развитие образного мышления, не оставляя без внимания нравственную сторону. В эмблеме Музея (Рис.14) мы хотели отразить изложенное выше.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.      

Список литературы:

1. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие / Под ред. канд. педагогич. наук  Е.Г. Вансловой. М.: МИРОС, 1995.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0