Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Психолого-педагогические аспекты диагностики личностного роста учащихся

Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи» (Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»).

0
Кайхурова Евгения Алексеевна,
кандидат педагогических наук,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы СОШ № 851,
genevievo4ka@mail.ru

Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи» (Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»).

Становится очевидным то, что формирование и развитие личности гражданина является необходимой «составляющей» самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни процесс становления гражданского общества, ни само общество не могут существовать (Б.Ф.Ломов). Личность гражданина – это, прежде всего, «современник определенной эпохи» (Б.Г.Ананьев), это член общества и его продукт. Однако ошибочным было бы предположение, что личность является пассивным слепком, создаваемым временем и обществом, той социально-экономической, политической и духовной ситуацией в обществе, которая диктует заказ на образование граждан.

Формирование гражданина происходит путем интериоризации – присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения. Включение личности учащегося в систему общественных отношений (активная включенность в общность образовательного учреждения, определяющего содержание и характер выполняемой деятельности, в частности, способы общения со сверстниками и взрослыми) содействует гражданскому развитию и личностному росту, и рассматривается только как активный процесс, предполагающий творчество и гражданскую инициативу учащихся.

Таким образом, развитие системы ученического самоуправления приобретает высокую степень актуальности в современной социальной, культурной, политической и экономической ситуации.

Анализ литературы и массового педагогического опыта по указанной проблематике показал, что вопрос системы ученического самоуправления, как целостный образовательный процесс, благоприятствующий инновациям и поощряющий реализацию творческой, предпринимательской и общественной активности граждан, а также популяризация традиций народной культуры Российской Федерации, недостаточно представлен на современном этапе развития педагогической науки. Остается нерешенным вопрос о системе диагностики личностного роста учащихся в ходе осуществления ученического самоуправления, начиная со второй ступени школьного обучения.

Актуальность данной проблемы обуславливает цель нашего исследования: ознакомление с системой диагностики личностного роста школьника в ходе осуществления ученического самоуправления. Объект исследования: личностный рост школьников в процессе ученического самоуправления. Предмет исследования:  универсальные учебные действия.

Мы задались вопросом, а каков предмет диагностики личностного роста ученика? Ответом на данный вопрос явилось определение УУД (универсальных учебных действий). Универсальные учебные действия — это умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Развитие личности в школе идёт по двум взаимосвязанным линиям, обозначенным как «со-» и «само-». Под «со-» понимается деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от соуправления к «само-» — самоуправлению. Под «само-» понимается самовыражение, самодеятельность. самоопределение, полное использование условий для самосовершенствования, т.е. личностного роста.

Таким образом, критерием личностного роста школьника является уровень развития УУД, потому что они:

v носят надпредметный и метапредметный характер;

v обеспечивают целостность личностного роста и познавательного развития учащихся;

v лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, а именно в ходе ученического самоуправления.

При составлении целостной системы диагностики личностного роста учащихся мы выдвинули ряд задач:

v выделение возрастно-специфических форм и качественных показателей сформированности УУД в отношении личностного роста учащихся;

v разработка и подбор системы диагностики сформированности УУД учащихся в ходе осуществления ученического самоуправления.

В ходе исследовательской деятельности нами были выделены критерии, показатели и уровни сформированности личностного роста школьников в процессе ученического самоуправления (Таблица 1).

Таблица 1

Критерии и показатели личностного роста учащихся

              Критерии                                          Показатели
        Личностные УУД                    • Внутренняя позиция

• Самооценка

• Самоопределение

• Смыслообразование

       Регулятивные УУД                    • Целеполагание

• Планирование

• Прогнозирование

• Контроль

• Коррекция

• Оценка

      Познавательные УУД                    • Общеучебные УУД

• Логические УУД

• Постановка и решение проблемы

      Коммуникативные УУД                    • Коммуникация как интеракция (взаимодействие)

• Коммуникация как кооперация

• Коммуникация как условие интериоризации

Таким образом, все предложенные критерии имеют три уровня развития. Под уровнем понимается отношение каких-либо высших и низших степеней развития структур определенных объектов или процессов. Личностный рост имеет различные степени качества, которые характеризуется следующими тремя уровнями: высокий средний, низкий.

При подборе диагностических методик мы основывались на принципах: мобильности и компактности.

В качестве инструмента измерения уровней сформированности личностного и коммуникативного компонента личностного роста учащихся была разработана система диагностических методов, которая оформлена в виде таблицы (Таблица 2).

Таблица 2

                                                               Личностные УУД                                                          Коммуникативные УУД
    • Внутренняя позиция

(Психогеометрический тест С. Деллингер)

 

    • Интеракция (взаимодействие)

(Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях И.Д. Ладанова, В.А. Уразаевой)

    • Самооценка

(Тест-опросник для определения уровня самооценки С.В. Ковалева)

    • Кооперация (согласование)

(Изучение способности к самоуправлению в общении Н.П. Фетискина, В.В. Козлова)

    • Самоопределение

(Тест — опросник «Потребность в достижении цели» Орлова Ю.М.)

    • Интериоризация (речевые действия)

(Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2))

    • Смыслообразование

(Экспресс – диагностика системно-характерологических отношений личности Н.П. Фетискина, В.В. Козлова)

 

Организуя и внедряя авторскую систему диагностики личностного роста учащегося в ходе ученического самоуправления в общеобразовательной школе, мы исходили из того, что именно личность педагога является несомненным условием построения ученического самоуправления, в котором и происходит личностное становление школьника. Социально и граждански необходимые требования общества изложены в моральном кодексе и гражданской позиции педагога. Педагоги воплощают эти требования в своих педагогических и воспитательных требованиях, сообразуясь с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка. При этом именно педагог стремится к тому, чтобы «внешние» требования затем превращались во внутренние побуждения личности, такие, как гражданский долг, честь, совесть, достоинство и др.

В процессе научно-исследовательской работы мы столкнулись с тем, что проблема оценки личностного роста действительно остается наиболее актуальной и сложной в педагогической науке. Анализ современной отечественной и зарубежной литературы позволили нам смоделировать и апробировать мастер-класс по ознакомлению классных руководителей, социальных педагогов и вожатых с системой диагностики личностного роста школьника, задействованных в ученическом самоуправлении.

В ходе мастер-класса педагогам были представлены: теоретические основы диагностики личностного роста учащихся (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования), практические основы диагностики личностного роста учащихся (критерии личностного роста школьников, показатели результативности личностного роста), методы эмпирического исследования личностного роста учащихся в ходе ученического самоуправления (психолого-педагогический инструментарий). В качестве иллюстративной составляющей открытого мероприятия педагогам были предложены активные методы погружения в проблематику исследования посредством знакомства с проективной методикой «Психогеометрический тест С. Деллингер», который явился ярким примером использования инновационных подходов к системе диагностики. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»), целью которого было выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности, послужило наглядной демонстрацией отработки навыка коммуникативно-речевых действий как одного из показателей личностного роста учащегося.

Следует отметить, что полученные в ходе исследования выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Теоретический и практический опыт, накопленный автором, может быть использован при разработке учебно-методических пособий и рекомендаций, на практических занятиях и семинарах в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М., 2014.
2. Большая энциклопедия психологических тестов. Под ред. А. Карелина.  М., 2006.
3. Козлов С.А., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., 2014.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ [сост. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков]. М., 2009.
5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.