Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Традиции и перспективы в развитии ученического самоуправления

Проблема появления и развития ученического самоуправления является чрезвычайно многогранной, поэтому раскрыть ее в небольшой статье крайне затруднительно. В этой связи, в предлагаемом ниже материале представляется значимым осветить, прежде всего, наиболее важные вехи в реализации идеи ученического самоуправления в логике современных требований ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (2012). Подобный подход позволит смотреть на историю появления ученического самоуправления не обособленно, а в логике потребностей сегодняшнего дня, т.е. будет иметь практическую востребованность. Поэтому небольшой исторический экскурс не исчерпывает проблемы, он направлен на ее постановку.

0
Рыжов Алексей Николаевич,
доктор педагогических наук,
доцент кафедры педагогики МПГУ,
ranik2006@yandex.ru

Проблема появления и развития ученического самоуправления является чрезвычайно многогранной, поэтому раскрыть ее в небольшой статье крайне затруднительно. В этой связи, в предлагаемом ниже материале представляется значимым осветить, прежде всего, наиболее важные вехи в реализации идеи ученического самоуправления в логике современных требований ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (2012). Подобный подход позволит смотреть на историю появления ученического самоуправления не обособленно, а в логике потребностей сегодняшнего дня, т.е. будет иметь практическую востребованность. Поэтому небольшой исторический экскурс не исчерпывает проблемы, он направлен на ее постановку.

Возникновение самой идеи школьного самоуправления связано с появлением идеи об организации школьной жизни. Однако в Древней Руси училища не имели не только органов управления, но и даже руководителя. В основе учебного процесса лежала передача священником-учителем учебной информации ребенку – ученику. Училища были небольшими – от семи-восьми до двадцати-тридцати учеников, и потому не требовали особых органов управления. И лишь в связи со значительным укрупнением численности учащихся – до нескольких сотен, потребовалось создание системы управления в учебных заведениях.

На территории России первыми крупными учебными заведениями стали Киево-Могилянская академия (1631) и Славяно-греко-латинская академия (1687), в каждой из которых к началу XVIII века было более, чем по 300 учащихся. Однако существовавшие в них по западно-европейским образцам общие собрания преподавателей и учащихся широких полномочий не имели и участвовали в обсуждении лишь хозяйственных вопросов. На протяжении XVIII – первой половины XIX века происходило усиление централизации управления, как в учебных заведениях, так и системой образования в целом.

Попыткой усилить общественное начало в управлении учебными заведениями было положено реформами 1860-х гг. Однако идея создать в средней школе реально функционирующее общее собрание преподавателей и учащихся, как это было в ряде университетов, не увенчалась успехом. Лишь в ряде частных гимназий ее удалось частично использовать.

На рубеже XIX–XX вв. в ходе правительственных реформ, начатых Министром народного просвещения Н.П. Боголеповым, было разрешено функционирование не политических ученических организаций, родительских советов, участие родителей и учащихся старших классов в общешкольной жизни [18]. Эти решения были выработаны «Высочайше утвержденной Комиссией по вопросу об улучшениях в средней общеобразовательной школе» (1899-1901). Подтверждение намеченного министерством курса на демократизацию управления в средней школе было сделано другим Министром народного просвещения – П.Н. Игнатьевым в циркуляре «О мерах к улучшению школьной жизни» (1915). Эти меры не остались «министерской теорией», а с успехом были реализованы в деятельности целого ряда государственных гимназий [1,9,14,16,17].

Другим вектором в развитии ученического самоуправления стала частная и общественная образовательная инициатива. Она проявилась в деятельности частных учебных заведений, работавших на основе самостоятельно разработанных Уставов. Наиболее известным из подобных учебных заведений было общество «Сетлемент», организованное К.У. Зеленко и С.Т. Шацким в 1906 году по образцу увиденных ими на Лондонских рабочих окраинах «Культурных поселков». Общество представляло собой, говоря современным языком, образовательный комплекс. В него входило дошкольное учреждение, начальная школа, детский клуб и летняя колония. Кроме того, дети осваивали азы целого ряда профессий. В соответствии с разработанным Уставом, высшим органом управления провозглашалось общее собрание всех членов общества – взрослых и детей [4]. Все решения, принятые на собраниях детей и на общем собрании членов общества, считались обязательными для исполнения.

После революции октября 1917 года был подготовлен ряд документов, среди которых «Основные принципы единой трудовой школы» (1918) [3], «Положения об организациях учащихся в школах второй ступени» (1921) и «Тезисы о самоуправлении» (1923). В этих документах провозглашалась необходимость участия детей в управлении школой через организацию собраний учащихся и их деятельности в общем собрании школы или конференции. То, что эти требования не оставались только «на бумаге», а реализовывались в деятельности многих советских школ, свидетельствуют многочисленные источники [2,7,8,10,11,12,13,15,19].

В целом, можно заметить, что и до революции, и в 1920-е гг. продвижение идей ученического самоуправления исходило от государственной власти и выступало элементом государственной политики в сфере образования. Высшим органом самоуправления в средней школе провозглашалось общее собрание или конференция работников и учащихся. Обе названных тенденции, как будет показано ниже, станут ведущими направлениями реформирования идеи ученического самоуправления на ближайшее будущее.

С начала 1930-х гг., когда в образовательной политике был взят курс на укрепление единоначалия в управлении образовательными учреждениями, общешкольные органы ученического самоуправления исчезли из них на шестьдесят лет. А новообразования, именовавшиеся органами школьного самоуправления, являлись на практике лишь их имитацией.

В начале 1990-х гг. вновь вернулись к идее сочетания единоначалия и самоуправления в школе. Подобная идея была закреплена в Законе «Об образовании» (1992) в статье 35 [6]. Каждая школа должна была разрабатывать свой устав, в котором могла устанавливать конкретную форму самоуправления с участием учащихся. В 1996 г. был подготовлен документ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании», в соответствии с которым управление образовательными учреждениями должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Основными формами самоуправления названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет [5].

В современный период активного реформирования всей системы российского образования происходит изменение содержания ряда педагогических понятий, связанных с идеей ученического самоуправления. Прежде всего, в ФЗ-273 сам термин «учащийся» заменен на «обучающийся». В основу подобного изменения положена идея более широкого вовлечения ребенка в совместную с другими участниками обучения деятельность. Тоже касается и замены термина «самоуправление» на «коллегиальность».

В новых условиях Закон «Об образовании в Российской Федерации» меняет наименование принципа самоуправления на принцип коллегиальности (Ст.26). Подобный принцип усиливает участие обучающихся в управлении образовательной организацией по целому ряду причин. Во-первых, статус органов самоуправления исключает принятие собственно управленческих решений в образовательной организации. Идея коллегиальности подобную практику допускает. Во-вторых, высшим органом, отражающим принцип коллегиальности в управлении, объявляется общее собрание работников и обучающихся (конференция). Таким образом, учащиеся становятся «соуправителями» вместе с педагогическим составом своей образовательной организацией. В-третьих, возможно создание советов обучающихся в целях учета их мнения по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы. В-четвертых, коллегиальный орган управления с обучающимися в своем составе имеет право представлять свою образовательную организацию и выступать от ее имени. Ранее существовавшие органы школьного самоуправления такого права не имели.

В условиях создания крупных образовательных организаций, включающих в себя прежние учреждения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, с общим составом учащихся в несколько тысяч человек, должна быть пересмотрена вся логика управленческой деятельности в школе. И, естественным образом, общее собрание работников и обучающихся (конференция) такой численности сможет функционировать только в новом, пока еще не до конца осмысленном формате.

В связи со сказанным, уместно обратить внимание на необходимость пересмотра самих терминов «самоуправление» «ученическое самоуправление» как устаревшие в современных условиях. Это, в свою очередь, требует пересмотра логики и полномочий участия обучающихся в управлении образовательной организацией. Подобные действия возможно осуществить, прежде всего, при соблюдении трех необходимых условий: четкого понимания сути и содержания требований федерального законодательства, готовности перестроить под них собственную деятельность и знание традиций в развитии идеи коллегиальности при управлении образовательными учреждениями и организациями.

Список источников:
1. Аграев Г.В. Родители, учителя, ученики. Родительские комитеты и организации. Жизнь средней школы за последние годы. СПб., 1908.
2. Вентцель К.Н. К вопросу о детском самоуправлении. Воронеж: 1-я Советская типография, 1921.
3. Декрет ВЦИК «О Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» // Известия ВЦИК. № 225, 16.10.1918.
4. Дети – работники будущего. Первая книга Московского общества «Сетлемент» / Сост. С.Т. Шацкий. М.: Типо-лит. И.Н. Кушнерев, 1908.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета: 1996, 23 января.
6. Закон РФ «Об образовании» (1992) // Российская газета. № 172, 31.07.1992.
7. ИльинН.Н. Самоуправление учащихся в трудовой школе. М: Изд-во «Народный учитель», 1918.
8. Крупская Н.К. Школьное самоуправление и школьная община. М.: Лит. изд. отд. Наркомпроса, 1919.
9. Кулаковский Ю.А. Проект нового устава гимназии. Киев; 1904.
10. Познанский Н. Спорные вопросы детского самоуправления // Вестник просвещения. 1923. № 2. с. 33–49.
11. Положение о детском самоуправлении в политехнической школе // За коммунистическое воспитание. М., 1932. №№ 1–2. С. 41–44.
12. Пчелко А. Школьные советы на борьбу за перестройку школы. // За всеобщее обучение. 1931. № 3.
13. Рубинштейн М.Л. Социально-правовые представления и самоуправление у детей. М.: Право и жизнь, 1925.
14. Самоуправление в школах. Сборник статей. СПб.: Образование, 1912.
15. Самоуправление учащихся. Сборник статей / Под ред. Самсонова В.А. Л.: Начатки знаний, 1925.
16. Семенкин В.А. Ученические собрания, как одно из средств успокоения средней школы, их организация, компетенция и задачи. Казань: Тип. университета, 1906.
17. Сыромятников А. Сборник действующих распоряжений Министерства народного просвещения о родительских комитетах и собраниях при мужских и женских гимназиях и начальных училищах. Одесса, 1916.
18. Труды общих собраний и комиссий по вопросам общим для всех типов средней школы /Под ред. А.П. Лангового, П.И. Парусникова и др. //Совещания, происходившие в 1899 г. в Московском учебном округе по вопросам о средней школе. Вып. 6. М., 1899.
19. Шевляков Г. О работе школьных советов // Ежемесячный журнал ЛГОНО. 1927. № 4.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.