Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Особенности структуры организации ученического самоуправления в ГБОУ СОШ № 949 г. Москвы

Организация детского самоуправления в образовательном комплексе требует инновационных подходов с учетом долгосрочных перспектив  развития, что   позволяет сформировать новую структуру детского самоуправления, продиктованную  современными требованиями.

0
Громушкина Татьяна Викторовна,
социальный педагог ГБОУ СОШ № 949 г. Москвы,
gromushka949@mail.ru

Организация детского самоуправления в образовательном комплексе требует инновационных подходов с учетом долгосрочных перспектив  развития, что   позволяет сформировать новую структуру детского самоуправления, продиктованную  современными требованиями.

Опыт создания новой структуры ученического самоуправления «ШКОЛАНДИЯ» (далее – УС «ШКОЛАНДИЯ») учитывает уникальность образовательной организации, повышает эффективность воспитательной системы комплекса, дает возможность максимальной реализации личностного потенциала обучающихся.

«ШКОЛАНДИЯ» — это коллектив обучающихся, объединенных единой целью, а также совместной деятельностью по её реализации. Новая структура «ШКОЛАНДИИ» обеспечивает мобильность, разнонаправленность деятельности, возможность наличия нескольких лидеров, развитие новых направлений деятельности.

Модель работы «ШКОЛАНДИИ» имеет черты федеративного устройства, состоит из равноправных субъектов, имеет структуру управления из двух советов: Совет блоков и Совет блока. Совет блоков является представительным органом всех членов ученического самоуправления. Делегаты в него избираются от всех блоков «ШКОЛАНДИИ». Совет блока формируется из членов ученического самоуправления по направлениям деятельности конкретного блока.

Управление «ШКОЛАНДИЕЙ» осуществляется Советом блоков и координируется куратором (педагогом-организатором, социальным педагогом, старшим вожатым) и куратором направления. Должность куратора «ШКОЛАНДИИ» мобильна, постоянно не закреплена ни за одним из педагогов, это связано с мобильностью всей структуры «ШКОЛАНДИИ». Куратор «ШКОЛАНДИИ» не избирается, а назначается директором ГБОУ СОШ №949.

Структура «ШКОЛАНДИИ» состоит из блоков, обладающих определённой самостоятельностью и представляющих собой различные направления деятельности. Блоки могут быть стационарными и мобильными.

Руководство направлениями деятельности осуществляется избранным руководителем блока, он имеет полномочия самостоятельно принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию направления блока. Руководство блоком осуществляется при поддержке куратора блока (педагога-организатора, старшего вожатого), который наделен полномочиями советника руководителя.

Работу блока организует актив блока, который действует от лица руководителя блока. Активисты блока организуют сбор и организацию работы команды мероприятия. Таким образом, организуются разные команды для проведения мероприятий плана работы или мероприятий инициированных членами органа ученического самоуправления. Каждый раз, в процессе деятельности, собирая команду, члены «ШКОЛАНДИИ»  учатся навыкам менеджмента, применяя элементы эффективных коммуникаций.

Работа блоков строится в соответствии с программой развития, перспективным планом образовательной организации и блоков, а также с учетом пожеланий участников образовательного процесса ГБОУ СОШ №949 при прямом диалоге с ними, учетом их интересов, собранных в «Банке идей».

«Банк идей» – форма обратной связи между Советом блоков «ШКОЛАНДИИ», её членами, участниками образовательного процесса, а также представителями внешних организаций. Сбор идей осуществляется с помощью современных информационных технологий, телефонных сообщений, через почтовые ящики блоков в офисе «ШКОЛАНДИИ», опросами, анкетированием и другими способами.

«Банк идей» является отправной точкой для перспективного планирования, а также реализации мероприятия, не входящего в перспективные планы работ. «Банк идей» пополняется как «инициативой сверху», так и «инициативой снизу». «Инициатива снизу» часто позволяет увидеть перспективных активистов, а впоследствии и руководителей блоков.

Для руководителей блоков – лидеров «ШКОЛАНДИИ» и актива ученического самоуправления функционирует «Школа юного руководителя». Занятия проходят в соответствии с программой, разработанной кураторами блоков с участием  родителей обучающихся ГБОУ СОШ №949. Программа обучения опирается на базовый коучинг по направлениям: управление организацией и управление человеческими ресурсами. В программе обучения используются современные кейс-технологии, а также с успехом применяется дистанционное обучение.

Члены руководящего органа – Совета блоков – выбираются путем тайного голосования всех участников образовательного процесса в соответствии с утвержденным положением. Процесс выборов осуществляется избирательной комиссией ГБОУ СОШ №949, сформированной путем открытого голосования на общешкольной Конференции, проходящей ежегодно в сентябре месяце каждого учебного года. Избирательная комиссия организует выборы руководящего органа «ШКОЛАНДИИ» во всех подразделениях образовательного комплекса. В голосовании принимают участие несовершеннолетние (обучающиеся от 10 лет) и совершеннолетние (родители, педагоги) участники образовательного процесса.

На первом, после выборов руководящего органа «ШКОЛАНДИИ», заседании Совета блоков принимаются ключевые решения по организации работы:

· утверждаются направления работы и количество блоков;

· осуществляются выборы руководителей блоков;

· утверждаются перспективные планы «ШКОЛАНДИИ»  на текущий учебный год;

· распределяются мероприятия плана по блокам, согласно направлениям работы.

Последующие заседания Совета блоков собираются по мере необходимости для решения задач, входящих в компетенцию Совета блоков.

После распределения мероприятий плана «ШКОЛАНДИЯ» по блокам, составляется план работы блока на текущий учебный год. План работы проходит ежемесячную корректировку в соответствии с предложениями из «Банка идей». Распределение ответственных за реализацию мероприятий происходит на еженедельных заседаниях Совета блока.

В конце каждого учебного года работа органа ученического самоуправления «ШКОЛАНДИЯ» анализируется и с помощью SWOT-анализа разрабатывается стратегия работы «ШКОЛАНДИЯ» на последующий учебный год.

Сбор команды для осуществления реализации планового и внепланового мероприятия происходит следующим образом: ответственные за реализацию проводят рекламную кампанию на территориях комплекса, собирают команду желающих принять участие в мероприятии. Далее в команде распределяются обязанности, составляется рабочий  план проведения мероприятия, подготавливаются необходимые материалы, выверяются сроки. Если возникает необходимость взаимодействия с другими блоками, межведомственного взаимодействия, то ответственный обращается к руководителю блока, который решает этот вопрос с участием куратора.

На этапе реализации мероприятия проводятся действия согласно разработанному плану. Процесс реализации мероприятия происходит под контролем руководителя блока. Сопровождение мероприятия осуществляет куратор блока.

Все мероприятия в итоге анализируются и оцениваются посредством проведения мониторинга или анкетирования организаторов и участников мероприятия об эффективности и востребованности.

Подводя итоги работы за одиннадцать месяцев существования органа ученического самоуправления «ШКОЛАНДИЯ», можно отметить, что благодаря новой, открытой структуре  «ШКОЛАНДИИ» уже решены многие вопросы:

1. На базе органа ученического самоуправления сформировано детское общественное объединение с одноименным названием, что позволяет расширить направления деятельности и выйти за рамки деятельности образовательной организации.

2. Решена проблема объединения органов ученического самоуправления образовательных организаций, которые вошли в комплекс.

3. В мероприятиях, которые проводит орган ученического самоуправления «ШКОЛАНДИЯ» и одноименное детское общественное объединение задействовано большое количество обучающихся ГБОУ СОШ №949, их родителей, педагогов комплекса, а также жителей близлежащего микрорайона, органов власти округа и города. Таких показателей удалось добиться благодаря полной самостоятельности блоков,  возможности одновременно проводить работу сразу по нескольким мероприятиям разными командами.

4. Большее количество педагогов и родителей привлечено к участию в жизни органа ученического самоуправления и ДОО «ШКОЛАНДИЯ», что создает прочную платформу для единения разных поколений в деятельности (ситуаций совместного управления и творчества), передачи положительного жизненного опыта в обстановке наибольшей психологической комфортности. Такой тип сотрудничества детей и взрослых приводит к положительной адаптации несовершеннолетних к условиям современного социума.

5. Члены органа ученического самоуправления «ШКОЛАНДИЯ» получают новые компетенции, развивают навыки эффективных коммуникаций, постигают основы менеджмента, благодаря обучению в «Школе юного руководителя»

6. Структура «ШКОЛАНДИИ», ее мобильность, позволяют формировать и расформировывать блоки по мере необходимости, выявляя лидеров среди большего количества обучающихся, давая возможность любому желающему проявить себя в качестве руководителя блока.

В условиях рыночной экономики и новой парадигмы образования, при формировании структуры детского самоуправления в образовательной организации, необходимо активно использовать современные формы и методы, а также искать нестандартные подходы, ломая стереотипы и принимая мир подростка с положительной стороны.

Список литературы:
1. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. М.: Педагогика, 2000. 155 с.
2. Амонашвили Ш.А.Основы гуманной педагогики. Единство цели. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2012. 320 с.
3. Амонашвили Ш.А.Основы гуманной педагогики. Школа жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2012. 304 с.
4. Андюсев  Б.Е. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей. М.: Сентябрь, 2010. 147 с.
5. Вовлекая в творчество: Педагогический альманах. Вологда.: Древности Севера, 1998. 332с.
6. КонсультантПлюс. Надежная правовая поддержка. М.: ЗАО «Консультант Плюс». URL: www.consultant.ru.
7. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях. М.: Школьная пресса, 2000. 341 с.
8. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. 740 с.
9. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В.  Дистанционное обучение и его развитие. М.: Дашков и Ко, 296 с.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.