Рубрики
Управление

Организация внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации

ВСКО – одна из общих функций систем внутришкольного управления. Именно ВСКО позволяет образовательному учреждению получить информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремленным.

0
 Голубева Надежда Евгеньевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
golubevane@mosmetod.ru

Образовательное учреждение (на основании ст.14, п.5, и ст.32, п.5,6, 23 закона «Об образовании РФ») самостоятельно в выборе методик, программ внутреннего мониторинга, но в условиях реализации ФГОС рекомендуется программу внутренней системы оценки качества образования (далее — ВСКО) выстраивать на основании требований:

• к структуре основной образовательной программы;

• к условиям реализации основной образовательной программы.

Успешность работы в образовательной организации определяется показателем качества учебных достижений учащихся по общеобразовательным предметам.

ВСКО – одна из общих функций систем внутришкольного управления. Именно ВСКО позволяет образовательному учреждению получить информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремленным.

В связи с введением и реализацией ФГОС при планировании ВСКО рекомендуется не отвергать старые формы, а использовать многообразные виды контроля:

• тематический;

• фронтальный;

• персональный;

• классно-обобщающий;

• предметно-обобщающий;

• тематически-обобщающий;

• предварительный;

• промежуточный;

• внешний, независимый;

• итоговый контроль.

В качестве одной из обязанностей школ в ФЗ «Об образовании» предусматривается обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования (ВСКО). Структура и содержание мониторинга качества образования в конкретной образовательной организации должна отражать специфику образовательного учреждения, однако имеются некоторые общие требования и правила к организации и осуществлению ВСКО.

Нормативно-правовая регламентация функционирования системы ВСКО может предусматривать подготовку и утверждение локальных нормативных актов, устанавливающих содержание и порядок осуществления ВСКО, в частности, Положения о Системе ВСКО образовательного учреждения. При этом должны быть внесены необходимые изменения в уже действующие в образовательной организации нормативные акты (должностные инструкции и пр.).

Положение о Системе ВСКО образовательного учреждения, включает:

• описание структуры и составляющих Системы ВСКО»;

• описание порядка функционирования Системы ВСКО и взаимодействия с действующими подразделениями ОУ;

• описание содержания (системы объектов и показателей мониторинга) и адресатов предоставления информации для принятия своевременных управленческих решений.

В ФЗ «Об образовании» образовательная организация несет ответственность в установленном законом порядке за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции. В качестве объектов мониторинга должны быть перечислены все упомянутые в пункте 2 статьи 32 позиции, а также дополнительные позиции, которые определяются педагогическим коллективом и Советом школы.

Под внутренним мониторингом качества образования в образовательной организации понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Внутренний мониторинг качества образования ориентирован на решение следующих задач:

• систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата;

• максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.

Для оценки предметных образовательных результатов рекомендуется использовать единственный показатель – качество и динамика обученности:

• подтверждение обученности (измеряется отметкой по предмету) по результатам внешней, внутренней и независимой оценки;

• уровень обучаемости (определяется уровень педагогической помощи, вклад каждого учителя, воспитателя в зону развития школьника);

• участие и победы в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях школьного, муниципального, регионального и федерального уровней.

Предметные результаты рекомендуется отслеживать на основании следующих составляющих:

• результаты текущего оценивания, отражающие динамику индивидуальных достижений обучающихся, продвижение и достижении планируемых результатов освоения ООП;

• результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем этапе;

• внеучебные достижения.

Фактические результаты подлежат итоговой оценке и могут быть оценены по балльной, рейтинговой системе, системе «зачтено» – «незачтено».

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности, которые осваиваются обучающимися на базе учебных предметов.

УУД – это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

УУД – элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся, сформированность которых рекомендуется отслеживать в их совокупности. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур, но они могут учитываться при составлении портфолио достижений обучающихся.

Для оценки метапредметных образовательных результатов используются такие показатели, как:

• уровень сформированности регулятивных УУД (навыки самоуправления);

• уровень сформированности познавательных УУД (мыслительные, логические умения и другие);

• уровень сформированности коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и другие);

• уровень развития ИКТ-компетентности (владение ПК, навыки грамотного, безопасного использования Интернет-ресурсов, преобразование информации).

В качестве критериальной основы метапредметных результатов можно использовать уровневые шкалы успешности. Например, если планируемым результатом урока является овладение таким учебным действием, как моделирование, то оно может быть оценено следующим образом:

0 уровень – ученик не владеет навыком моделирования;

1 уровень – ученик понимает и принимает моделирование как учебное действие;

2 уровень – ученик понимает учебное действие и осуществляет моделирование под руководством учителя;

3 уровень – ученик осуществляет моделирование самостоятельно.

При оценке метапредметных результатов  используются:

• контрольные работы по предметам;

• оценка конкретного вида УУД;

• комплексные задания на межпредметной основе;

• совместные работы на общий результат.

Для оценки личностных образовательных результатов рекомендуется использовать такие показатели, как:

• уровень социализации и уровень воспитанности;

• уровень учебно-познавательной мотивации каждого обучающегося по отношению к каждому предмету (знаю, умею, могу, хочу);

• уровень сформированности ценностей Родины, семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.

Личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание ведется учителем в основном методом наблюдений, получением информации от семьи.

Образовательное учреждение самостоятельно вырабатывает критериальную оценку личностных результатов. Можно предложить различные уровневые шкалы: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Личностные результаты  оформляются в портфолио достижений обучающихся.

В раздел ВСКО вносится мониторинг личностного роста обучающегося, уровень его социализации, воспитанности, мониторинг уровней развития универсальных учебных действий.

При планировании ВСКО вносятся вопросы позиции качества образовательного процесса:

• качество уроков, всех мероприятий, проводимых в рамках реализации основной образовательной программы;

• компетенции учителя;

• материально-техническое оснащение кабинета, использование учителем возможностей учебного оборудования.

При составлении ВСКО необходимо изучить качество системы управления, так как сама система управления должна стать объектом управления. Обращать внимание на реализацию учебного плана образовательной организации, программ отдельных учебных предметов, курсов, духовно-нравственного развития, воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы, системы оценки достижений планируемых результатов освоения ООП. В условиях введения системно-деятельностного подхода, являющегося основной технологией обучения, при составлении программы ВСКО рекомендуется просматривать моделирование уроков и проводить анализ их реализации.

В преддверии начала каждого учебного года на основе анализа предыдущего учебного года педагогический коллектив образовательной организации, учащиеся и их родители рассматривают Положение о Системе ВСКО (и Регламент ВСКО, если он имеется). Комиссия ВСКО, созданная администрацией школы, изучает все замечания и предложения, вносит коррективы и выносит уточненные проекты документов по Системе ВСКО на заседание Совета образовательной организации. После согласования представленных документов эти документы утверждаются директором образовательной организации.

В течение учебного года Система ВСКО функционирует в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми документами по Системе ВСКО до начала следующего учебного года.

При составлении ВСКО следует опираться на содержание мониторинга качества образования, который осуществляется по следующим трём направлениям.

1. Качество образовательных результатов:

• предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ОГЭ-9 и ЕГЭ);

• метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики);

• личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);

• результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

• здоровье обучающихся (динамика);

• достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;

• удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.

2. Качество реализации образовательного процесса:

• основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС (ФГТ) и контингенту обучающихся);

• дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей);

• реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС);

• качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;

• качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);

• удовлетворенность учеников и родителей уроками и условиями в школе.

3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:

• материально-техническое обеспечение;

• информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно-методическое обеспечение);

• санитарно-гигиенические и эстетические условия;

• медицинское сопровождение и общественное питание;

• психологический климат в образовательном учреждении;

• использование социальной сферы микрорайона и города;

• кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов)

• общественно-государственное управление (Совет ОО, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования;

• документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития образовательного учреждения).

В соответствии с нормативно-правовыми документами по Системе ВСКО в образовательной организации ведётся сбор аналитической информации по результатам проведённых мероприятий. Данные обрабатываются экспертными группами в школах:

1) группа оценки образовательных результатов;

2) группа оценки реализации образовательного процесса;

3) группа оценки условий, обеспечивающих образовательный процесс.

Каждая экспертная группа получает аналитическую информацию о качестве работы по соответствующему направлению за учебный период (четверть, триместр, полугодие, год). Специалисты экспертной группы проводят анализ полученных данных, оценку состояния каждого объекта мониторинга, характер изменения показателей, сопоставление с «нормативными показателями», установление причин отклонений. По каждой группе показателей формируется итоговое заключение, включающее не только описание имеющегося состояния, но и рекомендации по внесению изменений, которые могут обеспечить повышение качества образования.

Результаты анализа данных ВСКО являются документальной основой для составления ежегодного отчета ОО о результатах самооценки деятельности ОО и публикуются на сайте ОО.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.