Рубрики
Биология

Организация самооценки результатов проектной деятельности на уроках биологии учащимися с нарушениями слуха

Анализ нормативных документов позволил выяснить, что в базисный учебный план внесено положение о необходимости введения проектной деятельности, а одним из параметров нового качества образования названа способность к проектированию.

0
Губарева Елена Юрьевна,
учитель биологии и экологии
ГКОУ г. Москвы 
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 30 имени К.А. Микаэльяна»,
gelen30@mail.ru

Анализ нормативных документов позволил выяснить, что в базисный учебный план внесено положение о необходимости введения проектной деятельности, а одним из параметров нового качества образования названа способность к проектированию. Поэтому среди требований Федерального компонента государственного стандарта появилось положение об участии обучающихся в проектной деятельности, «самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности, «…собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений…». Таким образом, одним из основных направлений развития школьного образования названа проектная деятельность.

Обязательным этапом проектной деятельности учащихся, в том числе и с нарушениями слуха, должна быть самооценка ими выполненного проекта, которая должна решить следующие задачи:

• сделать оценку проекта более объективной и прозрачной как для ученика, так и для учителя;

• позволить ученику с ОВЗ точно оценить границы своего знания;

• обеспечить ученику и учителю объективную и поддерживающую обратную связь.

Однако отсутствие необходимой методической литературы по этому вопросу усложняет процесс организации самооценки проектной деятельности учащихся на уроках биологии. При этом собственный опыт и анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать следующие требования по этому вопросу:

• самооценка должна быть организована учителем в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

• самооценка должна предусматривать не только непосредственный продукт проектной деятельности, но и процесс его выполнения;

• способы самооценки учащимися своей деятельности должны варьироваться и постепенно усложняться.

1. Самооценка с помощью оценочной лесенки: «Поставь «плюс» на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей»:

– «Я выполнял работу над проектом…»:

–  «Выполнять проект мне было…»:

2. Устная самооценка.

Учитывая сложности некоторых учащихся с нарушением слуха в построении развернутых монологических высказываний и, в частности, рассуждений, учителю совместно с детьми необходимо выработать алгоритм самооценочного суждения. Кроме того, принимая во внимание особенность словарного запаса учащихся с нарушением слуха, учителю следует обогащать речь школьников некоторыми словами-помощниками, необходимыми для грамотного построения самооценочных высказываний и указывающими на:

• мнение, позицию: «я думаю…»; «я считаю…»; «мне кажется…»; «на мой взгляд…»; «по моему мнению…» и т. д.;

• качество работы над проектом: «самое трудное – это…»; «удачным было…» и т. д.;

• последовательность высказываний: «самое главное…»; «в первую очередь…»; «во-вторых…» и т. д.;

• планы на будущее: «надо будет…»; «надеюсь…»; «необходимо будет…» и т. д.

Алгоритм устной самооценки слабослышащим учащимся проектной деятельности:

• оцени, что получилось (удалось) в работе над проектом;

• увидел(а) ли ты то, что не получилось (не удалось);

• подумай, почему что-то не получилось;

• подумай, что необходимо сделать, чтобы преодолеть эти неудачи;

• реши, нужна тебе помощь или нет;

• выбери, к кому тебе необходимо обратиться за помощью (к родителям, учителю, одноклассникам, друзьям и т. д.).

Предлагаемый алгоритм помогает развить у учащихся обоснованность самооценки, умение аргументировать свою точку зрения и планировать возможные этапы преодоления своих трудностей, появляющихся во время выполнения проекта или при его презентации.

3. Письменная самооценка с помощью листка-вопросника.

По мере совершенствования у школьников с нарушением слуха письменной речи, учащимся можно предложить письменно оценить свою работу над проектом. Данную форму самооценки следует начинать с использования самооценочных листов или бланков, построенных по принципу незаконченных предложений, когда учащемуся необходимо самому завершить предложенные суждения. Например:

1. «Я проверил готовность всего материала, который…».

2. «Я хочу узнать, как…».

3. «Я поставил перед собой…».

4. «Я представил доказательства из…».

5. «Я наблюдал за…».

6. «Я хотел бы узнать о…».

7. «Я узнал, что…».

8. «Я хотел бы узнать еще больше о…».

9. «Мне нужна помощь в…».

10. «Я планирую обратиться за помощью для…».

11. «Я провел анализ…».

12. «Я представил доказательства…».

13. «Я ответил на вопросы…».

14. «Я наблюдал за собой и понял, что…».

Другим вариантом оценочного бланка может быть тот, в котором школьнику требуется оценить в баллах степень проявления у себя ряда показателей по этапам выполнения проекта. Главное условие такого вида оценивания – это то, что оно не должно совпадать с пятибалльной системой отечественного оценивания и отождествляться с отметкой. Например:

№ п/п
Показатели
Замечательно
Хорошо
Я мог бы сделать лучше
1.
Я заинтересован в работе над проектом
2.
Я соблюдаю график работы над проектом
3.
Я внимательно слушаю, когда выступают другие ученики

В заключение следует отметить, что представленные приемы могут быть реализованы учителем на различных этапах работы над проектом, в зависимости от возможностей учащихся конкретного класса и индивидуальных особенностей отдельных учеников.

Список литературы:

1. Государственные образовательные стандарты на Российском образовательном портале [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shol.edu.ru/ (дата обращения: 20.09.2014).
2. Губарева Е.Ю. Реализация метода проектов на уроке биологии в школе для детей с нарушениями слуха. Образовательная среда: материалы II Всероссийского фестиваля научно-методических разработок, внеклассных мероприятий, пособий, проектов. 28 октября 2013 г. / Под ред. М.П. Нечаева. Чебоксары: Экспертно-методический центр,  2013.
3. Губарева Е.Ю. Как работать над учебным проектом на уроке биологии (из опыта работы). Образовательный потенциал: материалы III Международной ярмарки образовательных технологий. 24 января 2014 г. /  Под ред. М.П. Нечаева. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014.
4. Овчинникова И.В., Кирмач Г.А. Диагностический инструментарий для мониторинга развития ключевых компетентностей учащихся. Методическое пособие / И.В. Овчинникова, Г.А. Кирмач. Луганск: СПД Резников B.C., 2009.
5. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. 2000. № 4.
6. Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Уланская. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014.
7. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А. Ступницкая; худож. А.А.Селиванов. Ярославль: Академия развития, 2008. С. 189–198.
8. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии метод. пос. / Е.В. Тяглова. М.: Глобус, 2008.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0