Рубрики
РУССКИЙ ЯЗЫК

Шакарова Н.С. Дидактический материал по теме: «Вводные слова»

Шакарова Надежда Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Гимназия № 1567» г. Москвы,
nshakarova@yandex.ru
 

Тема показалась интересной в процессе работы в классе над вводными словами. Дидактический материал по данному вопросу в учебнике дан скудно, поэтому было принято решение его расширить.

I. Самостоятельная работа по теме «Вводные слова».

Работа может быть использована на заключительном этапе изучения темы для контроля за усвоением знаний учащимися.

Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Докажите, что одни и те же слова в одних предложениях являются вводными словами, в других — членами предложения.

1. К счастью серьёзных ошибок допущено не было.

2. Друзья к радост_ невозможно привыкнуть.

3. Его поведение казалось странным.

4. Это испытание казалось никогда не закончится.

5. Урок кажется бе_конечным.

6. Дорога заняла кажется целую веч_ность.

7. Глазами кажется хотел бы всех он с_есть.(И.А.Крылов)

8. Может быть мы увидимся снова дорогой друг.

9. Сегодня может быть снегопад.

10. Во-первых он мал во-вторых он плохо подготовлен в-третьих нет разрешения родителей на участие в соревнованиях.

11. И дорожки и клумбы и вероятно крыша тер..а..сы всё было мокрым от дождя.

12. Она казалось не слышала замечаний.

13. Небо казалось свинцовым от набежавшей гр_зовой тучи.

14. Должно быть во время войны здесь проходила линия фронта.

15. Задание должно быть выполнено к концу недел_.

16. Действительно луна стала пробиваться сквозь облака.

17. Удостоверение было действительно до конца года.

18. Каждая яблоня по его словам была какого-то особенного сорта.

19. О поездк_  мы судили по его словам и по сделанным в пути фотографиям.

20. Говорят февраль будет в_южным.

21. Твои поступки говорят сами за себя.

 

II. Тренировочные упражнения по теме «Вводные слова».

Упражнение 1. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания.

1. Однако под влиянием чая который он рассеянно помешивал ложечкой старик наконец заговорил (Джон Голсуорси).

2. Однако когда ласково пригрело солнце все случившееся уже не казалось ему большой бедой (Борис Полевой).

3. Знать значит уметь.

4. Человек значит неизмеримо больше чем принято думать о нем (Максим Горький).

5. Из сада доносились голоса смех удары деревянных молотков. Значит в доме была молодежь (Константин Паустовский).

7. Казалось какой-то таинственный покров был наброшен на царскую семью (Феликс Юсупов).

8. Чудом вызволился он казалось бы от неминуемой гибели (Евгений Люфанов).

Упражнение 2. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания.

1. Зайцы лежали, прикрыв лапами пушистые морды, и казалось мирно спали (Константин Паустовский).

2. К несчастью привыкнуть трудно.

3. С одной стороны ты поступил правильно.

4. Дождь вымочил домик только с одной стороны, а с другой было сухо.

5. По-вашему он прав?

6. Напротив ты угадал.

7. В музее напротив моего дома проходит выставка.

8. И может быть результаты будут вполне удовлетворительными.

9. Для анализа предлагаются небольшие тексты как правило нетрудные.

10. Он согласится должно быть с нашими доводами.

19. Задание должно быть выполнено вовремя.

20. Человек говорят ко всему привыкает.

21. В этой африканской стране все говорят по-английски.

22. Он торопился на поезд который по-видимому отъезжал этим вечером.

Упражнение 3. Спишите, расставьте знаки препинания в предложениях со словом например.

1. Соболь, норка и песец например разводятся в наших зверосовхозах.

2. Можно поехать куда-нибудь например в Москву.

3. Мы могли долго с ним спорить например о том много ли человеку нужно для счастья.

4. Гулять они любили например по набережной.

5. Вопросом заинтересовались другие: я например.

6. Мне очень нравилось работать в театре в окружении интересных людей своеобразных художников, таких например как Александр Николаевич Бенуа.

Упражнение 4. Спишите. Определите, в каком предложении употребляется вводное слово? Как его отличить от сказуемого?

1. Она глядела на него но нам казалось что она ничего не видела.

2. Она глядела на него но казалось ничего не замечала.

3. В комнате сидело несколько писцов и очевидно было что никто понятия не имел о нем (Ф.М. Достоевский).

4. Следователей было несколько и очевидно никто им не интересовался.

5. Лачужки тесно прижались друг к дружке и кажется что они терпеливо дышат ожидая нового налета ветра.

6. Они близко стоят друг к другу и кажется терпеливо ждут его.

 

III. Карточки для индивидуальной работы.

Карточка 1. Спишите, поставьте знаки препинания.

1. После обхода больных врач может быть у себя в кабинете.

2. Врач может быть сегодня задержится.

3. Видно сегодня он вернется позже обычного.

4. Рассуждение во-первых должно быть доказательным во-вторых логичным наконец нешаблонным.                                                                                                                                                             

5. Кумушка мне странно это
    Да работала ль ты в лето
    Говорит ей Муравей. (Иван Крылов)

6. Как много гроз шумело над славной головой твоей Москва (Павел Антокольский).

7. Как я любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы (М.Ю. Лермонтов).

8. О чем ты воешь ветр ночной о чем так сетуешь безумно (Ф.И. Тютчев).

9. Шариков скажите мне пожалуйста сколько времени вы ещё будете гоняться за котами заговорил Борменталь (Михаил Булгаков).

Карточка 2. Спишите, поставьте знаки препинания.

1. Друзья к  чему весь этот шум
     Я ваш старинный сват и кум
     Пришёл мириться к вам… (Иван Крылов)

2. Нечего батько вспоминать что было отвечал хладнокровно Остап (Николай Гоголь).

3. Теперь благослови мать детей своих сказал Бульба (Николай Гоголь).

4. Не обманывай рыцарь себя и меня говорила она и кажется качала тихо прекрасной головой своей (Николай Гоголь).

5. Конечно я братец  сам виноват говорит он бывало кому-нибудь из своих собеседников (Ф.М. Достоевский).

6. Иди иди батюшка захлопотала старушка и конечно старик последовал её совету.

7. Музыка казалось звучала везде и от нее на душе становилось светлее радостнее.

Карточка 3. Спишите, поставьте знаки препинания.

1. Музыка без сомнения делает человека добрее благороднее красивее.

2. К сожалению есть люди которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует говорил Чайковский.

3. Неустанный труд увлеченные занятия большие мысли и глубокие чувства одним словом все чем живет человек, нашло отражение в музыке.

4. Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка писал Чайковский в письме к брату кажется в 1871 году.

5. Хотя рожок простой музыкальный инструмент играть на нем однако не простое занятие.

6. Знаете ли вы например что предком органа был… водяной насос?

Все на поиск вводных слов!

Задание: Найти вводные слова, определить группу по значению, расставить знаки препинания.

1. Начался дождь и я безусловно вымок до нитки.

2. Июнь возможно будет теплым.

3. Он к удивлению моему не рассердился а рассмеялся.

4. К счастью в глубине леса блеснул свет и мы вышли на широкую поляну.

5. Кажется шепчут колосья друг другу: “Скучно нам слушать осеннюю вьюгу” (Николай Некрасов).

6. Мы долго плутали по лесу но грибов к сожалению не нашли.

 

IV. Таблица «Группы вводных слов».

Можно использовать как при объяснении новой темы, так и при закреплении на разных этапах урока.

Вводные слова могут обозначать:

чувства

оценку степени достоверности

последовательность

приемы и способы оформления мыслей

источник

обращение  говорящего к собеседнику

меры

степень обычности

экспрессивность высказывания

к счастью,
к несчастью,
к сожалению,
к досаде,
к ужасу,
на беду,
чего доброго
 

конечно, несомненно, разумеется, бесспорно,очевидно, безусловно, наверное,     возможно, верно, может быть, должно быть, кажется, по всей видимости, по-видимому, по существу, по сути, думаю

во-первых, итак, следовательно, в общем, значит, кстати, далее, впрочем, наконец, с одной стороны

словом, другими словами, иначе говоря, вернее, точнее, так сказать
 

говорят, по-моему, по словам, по слухам, по сведениям, по мнению, на мой взгляд, помнится

видишь (ли),    знаете, пойми, простите,      пожалуйста, согласись

самое большее, по крайней мере
 

бывает, случалось, по обыкновению

кроме шуток, смешно сказать, честно говоря, между нами говоря

 

Список литературы:

Алфавитный список вводных слов и выражений. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.ru/spravka/punctum/punctum_alphabet, (дата обращения: 29.08.2014).

Белокурова С.П., Геккина Е.Н., Друговейко-Должанская С.В. Это, наверное, водные слова. Культура письменной речи. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramma.ru/RUS/?id=13.36, (дата обращения: 29.08.2014).

Розенталь Д.Э. Пунктуация. §99. Вводные слова и словосочетания. В кн.: Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П., Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999. [Электронный ресурс]. URL:  http://evartist.narod.ru/text1/47.htm, (дата обращения: 29.08.2014).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.