Рубрики
Химия

Использование городской социальной среды как образовательного ресурса для формирования познавательной активности учащихся на уроках химии

Москва обладает уникальными ресурсами, она является средоточием культурно-исторического, экономического, научного потенциала и образовательного ресурса во всём многообразии форм. Город также представлен и в виртуальном пространстве: сетью порталов Правительства Москвы, сайтами библиотек, музеев, школ. Это значит, что у школьников есть возможности для решения практико-ориентированных задач любого уровня сложности, в любой сфере деятельности. И было бы ошибкой подготовить выпускника школы, неспособного ориентироваться в родном городе и использовать его возможности.

0
Ольга Викторовна Дёмина,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
deminaov@mosmetod.ru
Елена Валерьевна Кузнецова,
Почетный работник общего образования РФ,
лауреат приоритетного национального проекта «Образование»,
лауреат конкурсов «Грант Москвы» в области образования,
kuznecovaev@mosmetod.ru
Валентин Евгеньевич Никитин,
Почетный работник общего образования РФ,
лауреат конкурсов «Грант Москвы» в области образования,
nikitinve@mosmetod.ru
Марина Алексеевна Усиченко,
победитель конкурса методических разработок учителей г.Москвы,
usichenkoma@mosmetod.ru
Москва обладает уникальными ресурсами, она является средоточием культурно-исторического, экономического, научного потенциала и образовательного ресурса во всём многообразии форм. Город также представлен и в виртуальном пространстве: сетью порталов Правительства Москвы, сайтами библиотек, музеев, школ. Это значит, что у школьников есть возможности для решения практико-ориентированных задач любого уровня сложности, в любой сфере деятельности. И было бы ошибкой подготовить выпускника школы, неспособного ориентироваться в родном городе и использовать его возможности.
Поэтому одной из задач программы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») на период 2012-2016 гг. является использование интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города в образовании.
Благодаря совместной инициативе Департамента образования и Департамента культуры города Москвы в 2012 году стартовал проект «Урок в Москве». Основная идея проекта – использование потенциала различных социокультурных объектов города как образовательного ресурса: организация занятий для учащихся на базе учреждений культуры, исторических объектов, предприятий, в памятных местах Москвы.

Участие в проекте позволит учащимся расширить рамки предметного содержания, освоить навыки исследовательской деятельности, привлечь родителей к еще более активному участию в образовательном процессе.

Конечно, необходимо быть готовыми и к трудностям. Не все организации заинтересованы в том, чтобы к ним приходили школьники, не все директора образовательных учреждений с пониманием отнесутся к тому, что целый класс во главе с учителем будут отсутствовать несколько часов. Нужно будет устанавливать долговременные связи с музеями, другими социокультурными учреждениями и предприятиями, составлять гибкое расписание с учётом интеграции различных предметов и т.д. И учиться этому нужно достаточно быстро: ведь программа «Столичное образование» предусматривает, что к 2016 году все без исключения учреждения будут сотрудничать «с организациями науки, культуры, высокотехнологичными предприятиями, общественными организациями гражданско-патриотической направленности».

Методисты Городского методического центра разработали материалы для педагогов, которые помогут московскому учительству проводить уроки с учетом современных требований ФГОС, активно использовать культурный потенциал столицы для достижения максимальных образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных. При этом ведется большая работа с музеями, предприятиями, театрами, библиотеками и другими социокультурными объектами города по расширению рамок культурно-образовательного взаимодействия. Методические материалы урока представляют собой конструктор, который позволяет каждому учителю спланировать урок, соответствующий современным требованиям, с учётом индивидуальных особенностей учащихся и возможностей образовательного учреждения.

На портале Городского методического центра (www.mosmetod.ru) выложены методические разработки уроков. Структурно каждый урок создан в формате конструктора, основными элементами которого являются:

1. описание урока: тема, класс, изучаемые элементы содержания, необходимое учебное оборудование;

2. архив фото- и видеоматериалов;

3. дополнительные текстовые материалы для учителя и учащихся;

4. банк возможных заданий для учащихся в процессе освоения нового материала;

5. кейсы (проблемные ситуации), которые помогут учащимся применить полученные знания в реальной жизни;

6. маршрутные листы или технологические карты урока, включающие задания, основанные на музейной экспозиции;

7. полезные ссылки на электронные образовательные ресурсы, литературные источники;

8. тестовые материалы (проверочные задания) различного уровня.

Используя эти материалы, учитель сможет построить свой урок, выбирая необходимые элементы и соответствующий социокультурный объект города. Главная особенность такого занятия – деятельностный подход. Методистами Городского методического центра разработано более десяти уроков по химии по различным темам для учащихся 8-9 классов:

• «Слава россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов»;

• Интегрированный урок по химии, физике, математике «Огни Москвы»;

• «Тайна фарфора»;

• «Фосфор в природе. Круговорот и миграция»;

• «В загадочном мире волшебных камней»;

• «Что ни век, то век железный»;

• «Москва белокаменная»;

• «Получение водорода и изучение его свойств»;

• «Получение кислорода и изучение его свойств»;

• «Вода в природе. Очистка воды»;

• «Очистка веществ»;

• «Очистка загрязненной поваренной соли».

Проект «Урок в Москве» поможет учителю создавать дополнительные условия для использования в образовательном процессе современных педагогических технологий деятельностного характера и обеспечит эффективную самостоятельную работу обучающихся при поддержке педагога.

Материалы уроков размещены в открытом доступе на сайте Городского методического центра в разделе «Проекты» – «Урок в Москве» (http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/khimiya.html).

Список литературы:

1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школы. СПб.: Каро, 2008.
2. Мещерякова Л.М., Оржековский П.А., Шалашова М.М. Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий // Химия в школе. 2013. № 1. С. 9–12.
3. Оржековский П.А., Шалашова М.М. Новые средства достижения требований ФГОС // Химия в школе. 2013. № 4. С. 8–13.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0