Рубрики
Экономика

Программа авторского учебного курса «Бюджетная грамотность»

Одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании о бюджетной политике в 2014-2016 гг., стала разработка особого документа – «Бюджет для граждан», с помощью которого каждый гражданин сможет разобраться в бюджетной политике страны, региона или муниципалитета и найти ответы на интересующие его вопросы.

0
Миронова Нелли Станиславовна,
Почетный работник общего образования РФ,
Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области образования,
Победитель Приоритетного национального проекта «Образование»,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,

Программа авторского учебного курса «Бюджетная грамотность». Предметная область: «Общественные науки»

1. Пояснительная записка

Одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании о бюджетной политике в 2014-2016 гг., стала разработка особого документа – «Бюджет для граждан», с помощью которого каждый гражданин сможет разобраться в бюджетной политике страны, региона или муниципалитета и найти ответы на интересующие его вопросы.

Ускоренное развитие процесса повышения бюджетной грамотности населения является вполне закономерным, поскольку надлежащий уровень бюджетной грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Детям оно дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Молодежи финансовое образование может помочь в решении проблемы финансирования образования или жилищной проблемы через бюджетное планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами. Бюджетная грамотность необходима взрослым гражданам для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения – потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов. Бюджетная грамотность населения способствует притоку наличных денежных средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности государства.

Актуальность проблемы недостаточности бюджетной грамотности очевидна. Неполная теоретическая разработанность и практическая значимость данной проблемы для российской экономики обусловили выбор темы программы, предопределили её цель и задачи.

Программа разработана на основе Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования с учетом региональных, национальных потребностей народов Российской Федерации.

Программа направлена на обеспечение:

· формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
· равных возможностей получения качественного образования;
· реализации бесплатного образования во внеурочной деятельности;
· воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностной и общественно значимой деятельности;
· создания условий для развития и самореализации обучающихся.

Цель реализации программы:

Повышение бюджетной грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными направлениями бюджетной политики Российской Федерации и формирование компетенций в области бюджета и финансов.

Задачами реализации программы являются:

1.обеспечение в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для достижения планируемых результатов программы всеми обучающимися, в том числе одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
2. создание в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию учебной деятельности, на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также финансовыми организациями и институтами;
3. обеспечение в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу осознанного выбора при принятии ответственных финансовых решений на протяжении всей жизни;
4. создание условий для работы с одарёнными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;
5. создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей и самореализации обучающихся;
6. создание условий для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, толерантности, приобщения к ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.

2. Общая характеристика учебного курса

Учебный курс «Бюджетная грамотность» входит в состав предметной области «Общественные науки» и состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства;
Раздел 2. Деньги и основы денежной политики;
Раздел 3. Ценные бумаги;
Раздел 4. Государственный бюджет.
В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся осваивают следующие умения:
1. приводить примеры: энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, инвестиций, ценных бумаг, налогов, безвозмездных поступлений из федерального бюджета;
2. описывать: действие рыночного механизма применительно к разнообразным жизненным ситуациям;
3. описывать ключевые статьи государственного бюджета России;
4. объяснять: причины неравенства доходов, аксиомы рационального потребления, бюджетное ограничение семьи, роль кредита в современной экономике, механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простыми и переводными векселями, роль и значение рынка государственных ценных бумаг, теорию справедливости налогов;
5. анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов, формирование государственного бюджета;
6. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
7. находить и оценивать экономическую информацию;
8. рационально планировать семейный бюджет;
9. оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
10. осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства;
11. осваивать различные способы решения экономических задач;
12. рассчитывать процентные ставки по вкладам и кредитам, сравнивать доходность от инвестиций;
13. обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям, приводить теоретические и эмпирические аргументы и выстраивать доказательства.

В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся приобретают следующие знания:

1. о формах, видах и функциях денег, о личном балансе и бюджете, о сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании, банковской системе, налогах, видах ценных бумаг, страховании;
2. об экономической деятельности фирм и государства;
3. о формировании и исполнении государственного бюджета, о федеральных целевых программах, о финансовых правовых нормах и правилах.

В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся овладевают следующими компетенциями:

— в семейно-бытовой сфере:сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
— в сфере трудовой деятельности:знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;
— в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: корректно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
— в сфере познавательно-коммуникативной:объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации в соответствии с поставленной целью; критически осмысливать экономическую информацию, экономический анализ общественных явлений и событий для получения опыта познавательной и практической деятельности;
— в сфере массовых коммуникаций:уметь находить, критически воспринимать и комплексно анализировать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.

Изучение курса «Бюджетная грамотность» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:

1. Экономический анализ –является обязательной составной частью каждого из разделов программы.Школьный экономический анализ может проводиться:

— для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы;
— для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

2. Учебная дискуссия:

— обмен взглядами по конкретной проблеме;
— упорядочивание и закрепление материала;
— определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления, темперамента.

3. Деловые игры:

— освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.

4. Использование проблемных методовобучения. Проблемное изложение, частично-поисковый метод:

— развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
— активация их познавательной активности.

5. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов.

6. Экскурсионная деятельность:

— музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейно-экспозиционный фонд Банка России;
— предприятия и объекты инфраструктуры города;
— учебные музеи образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования.

Курс «Бюджетная грамотность» тесно связан с предметами «Экономика» и «Обществознание».

3. Место учебного предмета, курса в учебном плане

Курс «Бюджетная грамотность» является курсом по выбору обучающихся, рассчитан на один год обучения и предназначен для учащихся 8-10 классов. Общее количество академических часов:34 часа.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного  курса

4.1. Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимание, уметь находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
7) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.

4.2. Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

4.3. Предметные результаты:

Должны обеспечить:

1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;
2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
3) сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;
4) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
5) развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под защиты Закона;
6) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;
7) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);
8) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;
9) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.

5. Содержание учебного курса

Введение. Инструктаж по технике безопасности – 1 час.

Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства – 9 часов.

1.1. Экономические функции домохозяйства.
1.2. Потребление домашних хозяйств.
1.3. Рациональное потребление. Бюджетное ограничение.
1.4. Личный баланс и бюджет.
1.5. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов.
1.6. Реальные и номинальные доходы семьи.
1.7. Уровень жизни и прожиточный минимум.
1.8. Планирование семейного бюджета.
1.9. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи.

Раздел 2. Деньги и основы денежной политики – 6 часов.

2.1. Деньги и их функции.
2.2. Банки. Банковская система.
2.3. Вклады. Страхование вкладов.
2.4. Инвестиции.
2.5. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит.
2.6. Электронные деньги.

Раздел 3. Ценные бумаги – 5 часов.

3.1. Структура фондового рынка. Классификация ценных бумаг.
3.2. Облигации.
3.3. Акции.
3.4. Векселя и банковские сертификаты.
3.5. Государственные ценные бумаги.

Раздел 4. Государственный бюджет – 12 часов.

4.1. Бюджет: основные характеристики бюджета.
4.2. Формирование и исполнение бюджета.
4.3. Безвозмездные поступления из федерального бюджета. Межбюджетные трансферты.
4.4. Причины и следствия возникновения государственного долга.
4.5. Региональные муниципальные бюджеты.
4.6. Понятие о налогах и их типах.
4.7. Федеральные целевые программы.
4.8. Страхование.
4.9. Политика изменения учетной ставки.
4.10.  Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
4.11. Социальные услуги государства.
4.12. Составление налоговой декларации.

Итоговое занятие – 1 час.

6. Тематическое планирование

Раздел
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся

1.

Бюджет частного домохозяйства

10

 — формирование представлений учащихся об экономических функциях домохозяйства, о рациональном поведении покупателя, бюджетном  ограничении, бюджете семьи, источниках дохода и расходов семьи;
 — усвоение понятия полезности и потребительского выбора;
 — развитие способностей у учащихся экономического мышления при составлении личного финансового плана.
 Уметь:
 — планировать семейный бюджет;
 — анализировать свое потребительское поведение;
 — приводить примеры энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи;
 — оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
 — объяснять причины неравенства доходов семей;
 — объяснять аксиомы рационального поведения;
 — схематизировать изученный материал;

2.

Деньги и основы денежной политики

7

 — понимание значения денег в современной экономике и расширение представлений о деньгах, знание функций денег, основных элементов        банковской системы: процентная ставка, виды вкладов, страхование вкладов; чем банк отличается от других финансовых посредниках, как банки  делают деньги;
 — знание значения понятий: вклад, залог, обеспечение, кредит, кредитоспособность, ипотека, инвестиции;
 — понимание роли кредита в современной экономике.
 Уметь:
 — приводить примеры вкладов, кредитов, инвестиций;
 — рассчитывать сложный процент, доходность от инвестиций;
 — анализировать виды вкладов и кредитов;
 — выбирать банк для вклада или получения кредита.

3.

Ценные бумаги

7

 — Знакомство учащихся с понятиями: облигация, акция, вексель, банковский сертификат;
 — Понимание структуры фондового рынка, классификации ценных бумаг;
 Уметь:
 — приводить примеры ценных бумаг (облигаций, акций, векселей);
 — объяснять механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простым и переводным векселем, роль и значение рынка государственных      ценных бумаг;
 — различать: основные виды акций; типы государственных ценных бумаг, эмитируемых Минфином России.

4.

Государственный бюджет

8

 — понимание формирования и исполнения бюджета, видов страхования, структуры денежных расходов;
 — знание о федеральных целевых программах, финансовых правовых нормах и правилах, социальных услугах государства, страховых организациях;
 — Формирование представлений о налогах, функциях налогов, пенсионных планах, страховании;
 Уметь:
 — приводить примеры налогов (прямые, косвенные), безвозмездных поступлений из федерального бюджета, социальной поддержки граждан;
 — описывать действия рыночного механизма, основные статьи госбюджета России;
 — объяснять теорию справедливости налогов (вертикальная, горизонтальная);
 — анализировать формирование государственного бюджета, причины возникновения государственного долга;
 — систематизировать материал основных проблем, касающихся государственного бюджета;
 — заполнять налоговую декларацию.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

7.1. Учебно-методическое обеспечение:
1. Аршавинский А.Ю., Берзон Н.И. Фондовый рынок. М.: Вита-Пресс, 2002.
2. Архипов А.П. Страхование. Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов. М.: Вита-Пресс, 2010.
3. Балакина А.П. Методическое пособие к курсу «Налоги России»; 10-11 класс. М.: Вита-Пресс, 2006.
4. Думная Н.Н. Заплати налоги и спи спокойно. М.: Интеллект центр, 2011.
5. Думная Н.Н. Экономика 10-11 класс. М.: Интеллект-центр, 2008.
6. Кайзер Ф.Й., Веткина А.В., Курмелева А.С., Экономика 10-11 класс, М.: Вита-Пресс, 2007.
7. Киреев А.П. Экономика 10-11 класс, М.: Вита-Пресс, 2007.
8. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория и практика. М.: Экзамен, 2003.
9. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента, М., 2006.
10. Рустамьян В.П.. Все о кредитных историях изд. М.: Юристъ, 2008.
11. Суханов М.С. Деньги, кредит, банки. М.: Теис, 2005.
12. Травин Е.Н. Экономика. Ролевые игры и практикумы. М., НЦ ЭНАНС, 2003.
13. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
14. Федоров Б.Ф. Как правильно взять и вернуть кредит: на покупку недвижимости, автомобиля, техники. 2-е изд-е доп. М.: Питер, 2008.
15. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 9 ред. от 31.01.2012 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». URL: http://docs.cntd.ru/document/901895865; дата обращения: 22.08.2014.
16. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1999.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. URL: http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html; дата обращения: 22.08.2014.

 

7.2. Материально-техническое обеспечение

7.2.1. Учебное оборудование и дидактические пособия:

— слайдовые презентации по отдельным темам;
— тестовые задания по разделам;
— индивидуальные карточки по отдельным темам.

7.2.2. Информационно-образовательные ресурсы:

1. http://www.nes.ru/dataupload/files/projects/financial-literacy/Fingramota%20Web%20Version%20.pdf – А. Горячев, В. Чумаченко, Финансовая грамота, М., 2009 г.
2. http://www.cbr.ru/fingramota/files/dep.pdf – банковская азбука «Банковский вклад», ЦБ РФ, М., 2013 г.
3. http://www.budget.gov.ru/ – единый портал бюджетной системы Российской Федерации.
4. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_3 – Как получить кредит по самой низкой процентной ставке? ЦБ РФ, М.
5. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2 – Обучающая игра «Насколько хорошо ты знаешь деньги», ЦБ РФ, М.
6. http://www.schoolmoney.ru – Основы инвестирования и управления личными финансами «Школа денег».
7. http://www.economy.gov.ru – сайт Министерства развития РФ.
8. http://document.kremlin.ru – официальное интернет-представительство Президента России.
9. http://www.fas.gov.ru – сайт Федеральной Антимонопольной службы.
10. http://www.minfin.ru/ – сайт Министерства  финансов РФ.
11. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
12. www.cbr.ru – сайт Банка России.
13. www.fcsm.ru – сайт Федеральной службы по финансовым рынкам.
14. http://www.eeg.ru/ – сайт МФ РФ статистика.
15. http://mosmetod.ru/ — сайт Городского методического центра Департамента образования города Москвы.
Раздел программы
Материал на сайте http://mosmetod.ru/
Бюджет частного домохозяйства
Деньги и основы денежной политики
Государственный бюджет

 

7.2.3. Компьютерная техника и интерактивное оборудование:

— компьютер;
— проектор;
— системы электронного голосования;
— мультимедийная техника;
— интерактивное оборудование (интерактивная доска, видео- и фотооборудование и т.д.).

 

8. Планируемые результаты изучения курса.

1) развитие личности обучающегося средствами предлагаемого учебного курса: развитие общей культуры учащегося, его мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных и коммуникативных способностей, формирование мотивации к саморазвитию;
2) развитие способностей к осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самореализации и саморегуляции;
3) увеличение числа добросовестных заемщиков, снижение кредитных и репутационных рисков банков;
4) повышение финансового благосостояния благодаря рационализации семейного бюджета, расширению горизонта планирования;
5) развитие способности управлять финансами в течение жизненного цикла семьи;
6) обеспечение самозащиты от мошенничества, повышение финансовой безопасности обучающихся;
7) повышение уровня пользования финансовыми продуктами, прозрачность финансового рынка, стабильность рынков.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.