Рубрики
Иностранный язык

Программа развития интерактивной языковой среды интегрированного обучения с использованием инновационного оборудования

Работа по созданию интерактивной языковой среды  интегрированного обучения требует отработки навыков аудиовизуального восприятия и продуцирования информации, представленной на иностранном языке, и способов самостоятельной работы с аудио- и видеоматериалами.

0
Свиридова Ирина Ивановна,
 руководитель МО, учитель французского языка
ГБОУ г. Москвы «Центр образования № 1449 имени Героя Советского Союза М.В. Водопьянова»,
iisvi@list.ru
Чернова Лилия Николаевна,
учитель английского языка
ГБОУ г. Москвы «Центр образования № 1449 имени Героя Советского Союза М.В. Водопьянова»,
lilyachernova2010@yandex.ru

Работа по созданию интерактивной языковой среды  интегрированного обучения требует отработки навыков аудиовизуального восприятия и продуцирования информации, представленной на иностранном языке, и способов самостоятельной работы с аудио- и видеоматериалами.

Новое оборудование:

– лингафонный кабинет (программно-технический комплекс, обеспечивающий сбор, обработку, хранение и визуализацию данных, в том числе коллективного восприятия);

– цифровая фотокамера;

– цифровой диктофон;

– музыкальный центр, программа для обработки музыки;

– персональные компьютеры учителя и учеников;

– документ-камера;

– стол интерактивный;

– автоматизированные системы опросов и тестирования;

– портативная радиостудия даст возможность соединить в себе традиционные инструменты с перспективными инновационными технологиями.

Цель программы:

Разработка и апробация модели интерактивной языковой среды обучения иностранным языкам (английский, французский), интегрирующей очную и дистанционную форму обучения, выявление и описание возможных форм и способов ее функционирования.

Задачи программы:

• обобщить результаты современных исследований в области изучения образовательного потенциала средств  ИКТ в сфере преподавания иностранных языков;

• определить и описать возможные формы и способы функционирования интерактивной среды применительно к потребностям предметной области Иностранный язык;

• проанализировать содержательные, дидактические, организационные и технологические особенности проектов, осуществляемых в лингафонном кабинете и на школьной радиостанции с целью проектирования оптимальной интерактивной языковой среды интегрированного обучения;

• создать ряд действующих моделей функционирования интерактивной языковой среды обучения и провести их апробацию в условиях опытного обучения;

• составить примерные конспекты уроков, сценарии внеурочной деятельности;

• разработать рекомендации по использованию лингафонного кабинета для разных категорий учащихся (с высокой/низкой мотивацией).

1. Подготовительный этап

1.1. Поставка оборудования.

1.2. Установка многофункционального образовательного технокомплекса.

1.3. Изучение методических рекомендаций по работе с многофункциональным образовательным технокомплексом.

1.4. Обобщение результатов современных исследований в области изучения образовательного потенциала средств ИКТ в сфере преподавания иностранных языков.

1.5. Написание плана работы.

1.6. Определение возможностей реализации инновационного содержания в рамках урочной и внеурочной деятельности.

1.7. Планирование образовательной деятельности, выбор форм реализации инновационного содержания.

1.8. Выявление и описание возможных форм и способов функционирования модели интерактивной языковой среды обучения для разных категорий учащихся (с высокой/низкой мотивацией).

2. Основной этап

2.1. Апробация модели деятельности интерактивной языковой среды обучения иностранным языкам (английский, французский), интегрирующей очную и дистанционную форму обучения.

Модуль «Без барьера»

2.1.1. Использование лингафонных фонетических курсов (ЛФК) для самостоятельной работы на начальном этапе обучения и отработки навыков аудиовизуального восприятия информации.

2.1.2. Взаимосвязанное обучение слушанию и говорению посредством тренировочно-коммуникативных  упражнений.

Модуль «Давай поговорим»

2.1.3. Межшкольный дискуссионный клуб «Перемена» в режиме видеоконференции.

2.1.4. Школьная модель ООН (обсуждение актуальных мировых проблем в профильных комитетах; рабочие языки: английский, французский, русский).

2.1.5. Разработка методики использования автоматизированной системы опросов и голосования.

Модуль «Я сам»

2.1.6. Формирование банка подкастов, созданных учителями и самими учащимися с доступом всех заинтересованных лиц к результатам учебного труда.

2.1.7. Разработка классных видеоблогов тематической направленности и их продвижение в социальных сетях.

Модуль «Кросс-культурная подготовка»

2.1.8. Учебный проект «Агентство виртуальных  путешествий» (подготовка виртуальных экскурсий, аудиогидов по различным увлекательным маршрутам, в т.ч. путешествия литературных персонажей).

2.1.9. Коллекция видеороликов «Понять без слов» (невербальная коммуникация).

2.1.10. Использование ресурсов глобальной сети: англо- и франкоязычные каналы, музыка на английском и французском языках, фрагменты фильмов без перевода.

Модуль «Общение без границ»

2.1.11. ТАНДЕМ-партнерство (онлайн-общение с носителями языка в сотрудничестве с зарубежными коллегами на базе тандем-ресурсов интернета)

2.1.12. Участие в сообществах по переписке «Penpalparty».

Модуль «Творческая мастерская»

2.1.13. Семейный клуб «Создадим вместе».

2.1.14. Театрально-языковой социум «Волшебный фонарь» (работа с эталонным произношением театральных актеров, театральные постановки).

Модуль «На радиоволне»

2.1.15. Школьная радиостанция «В кругу друзей». Еженедельные новостные и тематические программы с рубриками «Жизнь школы», «Знаменательные даты и праздники», «Выдающиеся люди», «Музыка и песни» и т.д.

2.2. Организация дня открытых дверей (открытый показ деятельности РИП) для родительской общественности.

2.3. Оценка результатов внедрения модели и корректировка составляющих ее элементов.

2.4. Определение организационно-педагогических условий, повышающих эффективность реализации модели.

3. Заключительный этап

3.1. Обсуждение участниками хода реализации и результатов инновационного проекта.

3.2. Круглый стол по результатам работы.

3.3. Семинар «Перспективные направления  развития школьной интерактивной языковой среды интегрированного обучения».

3.4. Публикация текстов методических рекомендаций по дополнительным возможностям использования оборудования (в т.ч. и для детей с ОВЗ).

3.5. Составление конспектов уроков, сценариев внеурочной деятельности.

3.6. Разработка сценариев мастер-классов для родителей и педагогов.

Модуль «Без барьера»

– интенсивного вовлечения учащихся  в образовательный процесс;

– преодоления личностно-психологического барьера общения;

– обеспечения высокой мотивации обучения;

– установления благоприятного психологического климата на уроке;

– предоставления преподавателю надёжной обратной связи с учащимися, возможности оперативного управления процессом обучения.

Модули «Давай поговорим »,  «Общение без границ»

– формирования  умения слушать и взаимодействовать с другими участниками, демонстрации характерной для большинства проблем многозначности решений;

– увеличения  времени устной и письменной практики;

– приобретения учащимися нового опыта общения вне ситуации урока, а, значит, вне привычной роли ученика, ограничивающей многие проявления личности.

Модуль «Я сам»

– индивидуализации работы с учащимися; каждый обучаемый будет работать  в таком режиме, какой подходит для его уровня знаний, его способностей усваивать материал;

– создания условий для дифференцированного обучения.

Модули «Кросс-культурная подготовка», «На радиоволне», «Творческая мастерская»

– представления информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;

– расширения лингвистического кругозора,  облегчения социализации в поликультурной среде;

– формирования социокультурной компетенции учащихся.

Образовательные результаты:

Личностные:

– формирование мотивации  и стремление к  самосовершенствованию, осознание возможностей самореализации, формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные:

– навыки создания материальных объектов с использованием инновационного оборудования; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью, в том числе в полилингвальном общении;осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке; навыки работы с информацией; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры.

Предметные:

– формирование и совершенствование иноязычной  коммуникативной  компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение  лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; приобщение к ценностям мировой культуры.

Инновационные продукты:

1. Описание модели интерактивной языковой среды обучения иностранным языкам (английский, французский), интегрирующей очную и дистанционную форму обучения.

2. Технологические карты занятий в условиях интерактивной языковой среды обучения с использованием новых типов оборудования для учащихся 5 -11 классов.

3. Методические рекомендации по реализации инновационного содержания в рамках урочной и внеурочной  деятельности при работе с технокомплексом.

4. Типология и примеры проектов, реализованных в лингафонном кабинете («Агентство виртуальных путешествий», коллекция видеороликов «Понять без слов» (невербальная коммуникация); межшкольный дискуссионный клуб «Перемена» в режиме видеоконференции, школьная модель ООН, семейный клуб «Создадим вместе», школьный театр на иностранных языках);

5. Банк подкастов, созданных учителями и учащимися.

6. Коллекция классных видеоблогов тематической направленности.

7. Сборник сценариев мастер-классов для родителей и педагогов.

8. Рабочие листы занятий в режиме «ТАНДЕМ-партнерство».

9. Технологиясоздания и функционирования школьной радиостанции на иностранных языках «В кругу друзей».

10. Материалы семинара «Перспективные направления развития школьной интерактивной языковой среды интегрированного обучения».

11.Публикации на российских педагогических сайтах, в сборниках статей конференций и семинаров городского и российского уровня.

Инновационный технокомплекс позволит повысить эффективность взаимодействия школы, ученика  и семьи  через построение индивидуальных маршрутов обучающихся с учетом их потребностей и запросов семьи, социального заказа участников образовательного процесса на получение универсальногообразования, развитие таланта у детей.

Список литературы:

1. ФГОС ООО [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 18.08.2014).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.