Рубрики
Экономика

Учебный курс «Бюджетная грамотность» как один из факторов развития экономики России

Одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании о бюджетной политике в 2014-2016 гг., стала разработка особого документа – «Бюджет для граждан», с помощью которого каждый гражданин сможет разобраться в бюджетной политике страны, региона или муниципалитета и найти ответы на интересующие его вопросы.Ускоренное развитие процесса повышения бюджетной грамотности населения является вполне закономерным, поскольку надлежащий уровень бюджетной грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. Финансовое образование необходимо всем категориям граждан.

0
Миронова Нелли Станиславовна,
Почетный работник общего образования РФ,
Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области образования,
Победитель Приоритетного национального проекта «Образование»,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
Одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании о бюджетной политике в 2014-2016 гг., стала разработка особого документа – «Бюджет для граждан», с помощью которого каждый гражданин сможет разобраться в бюджетной политике страны, региона или муниципалитета и найти ответы на интересующие его вопросы.Ускоренное развитие процесса повышения бюджетной грамотности населения является вполне закономерным, поскольку надлежащий уровень бюджетной грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Детям оно дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Молодежи финансовое образование может помочь в решении проблемы финансирования образования или решения жилищной проблемы через бюджетное планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами. Бюджетная грамотность необходима взрослым гражданам для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения – потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов. Бюджетная грамотность населения способствует притоку наличных денежных средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности государства.

Бюджетная  грамотность включает не только знания о бюджете семьи и государства, но и навыки работы и установки, которые являются базисом бюджетной грамотности. Речь идет о формировании культуры поведения, которая начинается с планирования семейного бюджета, причем на длительную перспективу, и выработке стратегии реализации потребностей жизненного цикла. Пока знания и навыки долгосрочных стратегий бюджетного планирования не развиты, сохраняется привычка думать только о сегодняшнем дне.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего (полного) общего образования предмет «Экономика» входит в предметную область «Общественные науки» и может изучаться как на базовом, так и углубленном уровне. В процессе изучения экономики обучающиеся школ приобретают знания об экономической сфере в жизни общества, понимают сущность экономических институтов, у них формируется экономическое мышление. Однако углубленного изучения бюджетной грамотности не происходит.

Актуальность проблемы недостаточности бюджетной грамотности очевидна. Неполная теоретическая разработанность и практическая значимость данной проблемы для российской экономики обусловили выбор темы программы, предопределили её цель и задачи.

Программа курса «Бюджетная грамотность» разработана на основе Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования с учетом региональных, национальных потребностей народов Российской Федерации.

Программа направлена на обеспечение:

– формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

– равных возможностей получения качественного образования;

– реализации бесплатного образования во внеурочной деятельности;

– воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностной и общественно значимой деятельности;

– создания условий для развития и самореализации обучающихся.

Цель реализации программы:

Повышение бюджетной грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными направлениями бюджетной политики Российской Федерации и формирования компетенций в области бюджета и финансов.

Задачами реализации программы являются:

1. обеспечение в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для достижения планируемых результатов программы всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

2. создание в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для развития личности, ее способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию учебной деятельности, на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также финансовыми организациями и институтами;

3. обеспечение в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу осознанного выбора при принятии ответственных финансовых решений на протяжении всей жизни;

4. создание условий для работы с одарёнными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;

5. создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей и самореализации обучающихся;

6. создание условий для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, толерантности, приобщения к ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.

Учебный курс «Бюджетная грамотность» входит в состав предметной области «Общественные науки» и состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства;

Раздел 2. Деньги и основы денежной политики;

Раздел 3. Ценные бумаги;

Раздел 4. Государственный бюджет.

Курс «Бюджетная грамотность» является курсом по выбору обучающихся, рассчитан на один год обучения и предназначен для обучающихся 8–10 классов. Общее количество академических часов: 34 часа.

Планируемые результаты изучения курса

1. Развитие личности обучающегося средствами предлагаемого учебного курса: развитие общей культуры обучающегося, его мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных и коммуникативных способностей, формирование мотивации к саморазвитию.

2. Развитие способностей к осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самореализации и саморегуляции.

3. Увеличение числа добросовестных заемщиков, снижение кредитных и репутационных рисков банков.

4. Повышение финансового благосостояния благодаря рационализации семейного бюджета, расширению горизонта планирования.

5. Развитие способности управлять финансами в течение жизненного цикла семьи.

6. Обеспечение самозащиты от мошенничества, повышение финансовой безопасности обучающихся.

7. Повышение уровня пользования финансовыми продуктами, прозрачность финансового рынка, стабильность рынков.

Особенностью программы является тот факт, что автором предложены конструкторы уроков по темам курса в рамках долгосрочного городского образовательного проекта «Урок в Москве», который направлен на расширение возможностей образовательных организаций города Москвы по использованию городской среды как образовательного ресурса, путем освоения предметного содержания при максимальном использовании музейных, историко-архитектурных и природных ресурсов города.

Социальный и экономический эффект от повышения бюджетной грамотности обучающихся проявится постепенно, мировой опыт доказывает бесспорную необходимость осуществления этой работы и недопустимость промедления в решении указанной проблемы.

Хороший уровень бюджетной грамотности необходим каждому человеку не только для достижения его личных бюджетных целей, но и для обеспечения жизненного цикла. Какой бы ни была конкретная цель, выигрышем от бюджетной грамотности будет повышение уровня жизни и уверенность в будущем, стабильность и процветание экономики и общества в целом.

С программой авторского учебного курса Вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.