Рубрики
Литература

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Любил и я в былые годы…», посвященной 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова

Зенякина Светлана Ивановна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы СОШ № 963
 
Митрофанова Лариса Федоровна,
учителя русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы СОШ № 963,
lara.mitrofanova@yandex.ru
 
 
В 2014 году в России широко отмечается 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Во всех школах проводятся праздники, посвященные этому знаменательному событию. Организуются конкурсы, ставятся спектакли. В своей статье мы представляем методическую разработку литературно-музыкальной гостиной, проведенной в нашей школе. Мероприятие посвящено теме любви в творчестве Лермонтова через призму биографии поэта. Цель мероприятия – познакомить обучающихся с биографией поэта, малоизвестными и интересными фактами. Задачи: развитие творческих способностей, речи, навыков публичного выступления.

В выступлении участвуют учащиеся средней школы. Они же самостоятельно готовят презентации, фильмы и музыкальное сопровождение. Мероприятие могут подготовить учителя гуманитарного цикла предметов, старшие вожатые, педагоги-организаторы. Интересно оно будет широкому кругу зрителей.

Ход вечера

Вступительное слово учителя:

М.Ю. Лермонтов родился 15 октября 1814 года. И в этом, 2014, году наша страна и весь мир будут отмечать 200-летний юбилей великого русского поэта, прозаика, храброго воина, тонкого наблюдателя человеческих отношений и страстей.

Творческий путь Лермонтова – короткий, но очень яркий, чрезвычайно продуктивный. Вся его литературная деятельность от юношеских проб пера до романа «Герой нашего времени» продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа.

Его творчество, основные мотивы которого связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, о поиске гармонии в отношениях с миром, безусловно, интересно и молодым людям XXI века.

Просмотр фильма «Биография Лермонтова»

Ведущий 8 «А»:

С раннего детства М.Ю. Лермонтов был очень одинок. Тема одиночества поэта звучит в стихотворениях «Парус», «И скучно, и грустно…», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Листок», «Выхожу один я на дорогу…» и других. Сегодня мы поговорим о том, как поэт пытался найти спасение от трагического одиночества в любви, искал «душу родную» среди тех прекрасных женщин, которые его окружали.

Ведущий 8 «А»:

Когда М.Ю. Лермонтову было 15 лет, в Москве, у своей кузины Сашеньки Верещагиной, он познакомился с Екатериной Александровной Сушковой. Она была двумя годами старше юного поэта, которого все называли просто Мишель. Лермонтов был по-мальчишески увлечён черноглазой кокеткой Катюшей Сушковой. Она была более развита и начитанна, чем девушки её круга. Этой самовлюблённой барышне нравилось быть окружённой поклонниками, кокетничала она и с мальчиком-поэтом, подтрунивала над ним и не относилась серьёзно к его чувствам. Дело было в Средникове, живописном подмосковном имении, где М.Ю. Лермонтов проводил лето. Катенька Сушкова часто гостила в Средникове. В кругу молодёжи было принято притворяться влюблённым в «мисс черноглазую». В конце лета, перед отъездом в Москву, затеяли инсценировку с пением и оркестром. Для этой шутки Лермонтов написал стихотворение, которое Е.А. Сушкова впоследствии опубликовала под названием «Черноокой»:

Вблизи тебя до этих пор
Я не слыхал в груди огня,
Встречал ли твой прелестный взор –
Не билось сердце у меня.
И что ж? – разлуки первый звук
Меня заставил трепетать;
Нет, нет, он не предвестник мук;
Я не люблю – зачем скрывать!
Однако я хоть день, хоть час
Еще желал бы здесь пробыть,
Чтоб блеском этих чудных глаз
Души тревоги усмирить.
 

Ведущий 8 «А»:

Много лет спустя Сушкова вспоминала о том, как они вместе с молодым Лермонтовым и его бабушкой в августе 1830 года пошли в Троице-Сергиеву лавру. Там на паперти к ним подошел слепой старик нищий со своей деревянной чашечкой. Когда компания щедро одарила его, он пожаловался на «шалунов – молодых господ», которые как-то на днях жестоко обидели его, насыпав полную чашечку камешков. Рассказ старика потряс Лермонтова, который увидел в нем своеобразную аналогию своих отношений с Сушковой. Вернувшись домой, он взял карандаш и тут же написал стихотворение, названное «Нищий»:

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Романс «Звезда»

Ведущий 8 «В»:

В 1831 году Лермонтов пережил пылкое увлечение дочерью известного московского драматурга, Натальей Фёдоровной Ивановой, девушкой необыкновенной красоты.

Долгие годы биографы не знали имени женщины, скрытого под инициалами Н. Ф. И.; ей адресованы многие стихи Лермонтова. Внучка Н.Ф. Ивановой вспоминала: «М.Ю. Лермонтов был влюблён в мою бабушку, Наталью Фёдоровну Обрескову, урождённую Иванову. У Натальи Фёдоровны хранилась шкатулка с письмами М.Ю. Лермонтова и стихами, посвященными ей. Всё это сожжено было из ревности её мужем Николаем Михайловичем Обресковым».

Ведущий 8 «В»:

Чувство горестного сожаления о напрасно растраченном жаре души охватывает юношу, но и после замужества Натальи Фёдоровны он продолжает бывать в их доме. К Н.Ф. Ивановой обращены стихи Лермонтова «Я не унижусь пред тобою»:

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней,
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец?
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец?
 

Звучит романс «Прости, мы не встретимся боле…»

Ведущий 8 «А»:

Лермонтов начинает посещать московские гулянья, балы, маскарады. Он почти не бывает в университете, старается забыть о своём горе. Именно в таком состоянии однажды во время загородной прогулки он обратил внимание на милую, тихую Вареньку Лопухину, которую видел раньше, но как-то не замечал. Лопухины были в родстве с бабушкой Лермонтова, и поэт посещал их запросто.

Ведущий 8 «А»:

Варенька – блондинка с чёрными глазами. Это придавало ей оригинальную прелесть. В ней была обаятельная простота, свойственная глубоким и цельным натурам. Варенька была всеобщей любимицей.

Варенька знала о недавнем глубоком чувстве Лермонтова к Наташе Ивановой и пыталась как-то утешить его. Не раз Лермонтов сравнивал Вареньку Лопухину с Натальей Фёдоровной, которой всё ещё не мог забыть, и всё больше понимал, как близка и дорога ему Варвара Александровна. Так возникло одно из первых петербургских стихотворений:

«Она не гордой красотой…»

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан её – не стан богини,
И грудь волною не встаёт,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все её движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
 
Фрагмент № 1 из фильма «Лермонтов»
 

Ведущий 8 «А»:

Весной 1835 года Варенька Лопухина, не дождавшись приезда Лермонтова в Москву, вышла замуж за Николая Фёдоровича Бахметева. Лермонтов тяжело воспринял это известие. Н.Ф. Бахметев был старше жены на семнадцать лет. Он оказался чёрствым и мелочным человеком. По его требованию Варваре Александровне пришлось уничтожить все письма Лермонтова, адресованные ей.

Романс «Я к вам пишу…» (видео «Посвящение М.Ю. Лермонтову»)

Ведущий 8 «А»:

Последняя встреча Лермонтова с В.А. Лопухиной произошла в 1838 году в Петербурге. Варвара Александровна не нашла счастья в браке. Всю жизнь она оставалась верна своему глубокому чувству к поэту, пережила Лермонтова на 10 лет, много страдала и умерла в 1851 году 36-ти лет отроду.

Расставшись с Лопухиной, поэт всю жизнь тосковал по ней. До конца жизни он обращался к ней в стихах и не раз рисовал её портреты.

Фрагмент фильма № 3

Ведущий 8 «В»:

Осенью 1838 года, в Петербурге, Лермонтов знакомится с Софьей Николаевной Карамзиной, которая была старше его на 12 лет. Она была распорядительницей салона вдовы известного историка Н.М. Карамзина. Впечатлительный поэт, так часто чувствующий себя отчуждённо в светском обществе, был очарован душевной ясностью, непосредственностью и доброжелательностью Софьи Николаевны.

Ведущий 8 «В»:

Поэт делился с Софьей Николаевной своими творческими замыслами и бывал у Карамзиных не только по вечерам как посетитель салона, но запросто, по-домашнему, в дневные часы. Здесь «смирялась души его тревога», здесь он чувствовал себя в родном доме.

На доверительную дружбу Лермонтова Софья Николаевна отвечала чем-то более глубоким и горячим.

Романс «Молитва»

Первое посвящение Софье Николаевне, написанное ей в альбом, Лермонтов сжёг на свече. Через некоторое время он пишет знаменитое стихотворение «Из альбома С.Н. Карамзиной», которое было напечатано вскоре после гибели поэта в конце 1841 года:

«Любил и я в былые годы…»

Любил и я в былые годы,
В невинности души моей,
И бури шумные природы,
И бури тайные страстей.
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг,
И мне наскучил их несвязный
И оглушающий язык.
Люблю я больше год от году,
Желаньям мирным дав простор,
Поутру ясную погоду,
Под вечер тихий разговор…
 

Ведущий 8 «А»:

Мария Алексеевна Щербатова, урождённая Штерич, была несчастлива в браке. Она рано овдовела и вела в столице светский образ жизни. Но охотнее, чем на балах, она бывала в гостеприимном доме Карамзиных, где, видимо, познакомилась и с Лермонтовым. Образованная, умная, молодая женщина хорошо знала литературу, любила стихи и музыку и была очень хороша собой. Лермонтов говорил о ней своему родственнику Шах-Гирею, что она такая, «что ни в сказке сказать, ни пером описать», М.И. Глинка вспоминал, что Щербатова была «прелестна, хотя не красавица, видная, статная и чрезвычайно увлекательная женщина». М.Ю. Лермонтов посвятил М.А. Щербатовой стихотворение «Отчего…»:

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому что весело тебе.
 

Ведущий 8 «А»:

Особенно ценил поэт смелость и независимость суждений Щербатовой, её внутреннюю силу и верность сердечным привязанностям.

Звучит музыка А. Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».

Ведущий 8 «В»:

В начале 1841 года Лермонтову удалось выхлопотать разрешение приехать в Петербург. На другой день после приезда он отправился на бал. Хозяйка дома, Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова, урождённая Нарышкина, относилась к Лермонтову с большой приязнью. Графиня Воронцова-Дашкова была одной из самых заметных женщин светского Петербурга 30-х и начала 40-х годов. Александра Кирилловна отличалась необыкновенным остроумием. Кроме того, изящество и грация, присущие ей, соединялись с неподдельной весёлостью, живостью, почти мальчишеской проказливостью. Жизнь била в ней живым ключом.

Ведущий 8 «В»:

Появление Лермонтова на балу у Воронцовых-Дашковых было дерзким и даже вызывающим. Хозяйка дома заступилась за опального поэта перед великим князем, присутствовавшим на балу, а в дальнейшем способствовала тому, чтобы уладить осложнение, грозившее Лермонтову немедленной высылкой из Петербурга. К портрету А.К. Воронцовой-Дашковой Лермонтов написал стихотворение «К портрету»:

Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом;
Значенья пустого слова
В устах её полны приветом.
Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь, ей несносна привычка,
Она ускользнёт, как змея,
Порхнёт и умчится, как птичка.
Таит молодое чело
По воле – и радость и горе,
В глазах – как на небе светло,
В душе её тёмно, как в море!
То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно!
Понять невозможно её,
Зато не любить невозможно.
 

Романс Саши Лайф «Ты услышь мои молитвы…»

Ведущий 8 «В»:

С поэтессой графиней Евдокией Петровной Ростопчиной Лермонтов познакомился ещё в юности, в Москве, в начале 1830-х годов. Однако подружились и сблизились они значительно позднее, почти через 10 лет. Этому способствовала поэтическая настроенность обоих, их любовь к поэзии и некая общность судеб. И Лермонтов, и Ростопчина рано осиротели и росли без материнской ласки. Оба испытали в жизни разочарования и невзгоды.

Ведущий 8 «В»:

В свой последний приезд в Петербург в 1841 году Лермонтов постоянно встречался с Ростопчиной у Карамзиных и других общих знакомых. Вскоре в конце этого трагического 1841 года Е.П. Ростопчина в стихотворении «Пустой альбом» вспоминала свои встречи с Лермонтовым и прощальный ужин.

13 апреля 1841 года Е.П. Ростопчина ужинала вместе с А.Н. Карамзиным и Лермонтовым. Поэт только и говорил об ожидающей его скорой смерти.

Перед отъездом из Петербурга на Кавказ Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в котором записал стихотворение, ей посвящённое.

«Я верю: под одной звездою»

Я верю: под одной звездою
Мы с вами были рождены;
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули те же сны.
Но что ж! – от цели благородной
Оторван бурею страстей,
Я позабыл в борьбе бесплодной
Преданья юности моей.
Предвидя вечную разлуку,
Боюсь я сердцу волю дать;
Боюсь предательскому звуку
Мечту напрасную вверять…
Так две волны несутся дружно
Случайной, вольною четой.
В пустыне моря голубой
Их гонит вместе ветер южный;
Но их разрознит где-нибудь
Утёса каменная грудь…
И, полны холодом привычным,
Они несут брегам различным,
Без сожаленья и любви,
Свой ропот сладостный и томный,
Свой бурный шум, свой блеск заёмный
И ласки вечные свои.
 

Ведущий 8 «А»:

Уже из Пятигорска, незадолго до своей трагической гибели, Лермонтов просил бабушку прислать ему книгу Е.П. Ростопчиной. На этой книге стихотворений автором была сделана дарственная надпись: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову, в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому, Петербург, 20-е апреля 1841 г.». Поэту не суждено было получить этот подарок.

Романс «Выхожу один я на дорогу»

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.