Рубрики
Воспитательная работа

Творческая мастерская «Твори добро своими руками»

Не бывает универсальных уроков и мероприятий. Каждый из нас, когда пишет план, ориентируется на конкретных детей с их индивидуальными психофизическими особенностями.

0
Иголкина Екатерина Александровна,
учитель биологии, классный руководитель,
 ГБОУ г. Москвы СОШ № 2089,
ykaterina@igolkina.com
Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев.

В.В. Сухомлинский

Цели и задачи методической разработки:

• оказать содействие профессиональному развитию педагогов;

• повысить качество результатов, процесса и условий проведения внеурочных мероприятий;

• формировать мотивацию к инновационному поведению у всех субъектов воспитания и развивать воспитательное партнерство субъектов воспитания (школы, семьи).

Не бывает универсальных уроков и мероприятий. Каждый из нас, когда пишет план, ориентируется на конкретных детей с их индивидуальными психофизическими особенностями.

Поэтому, чтобы понять актуальность моего мастер-класса, необходимо иметь представление о тех детях, на которых он был рассчитан.

6 класс, дети 12–13 лет. Адаптационный период 5-го класса пройден неуспешно, дети не адаптированы к обучению в средней школе, класс собран из остатков других классов, следовательно, как коллектив не сформирован. В класс собраны так называемые «слабые» дети.

Я уверена, что многие классные руководители сталкивались с похожими проблемами и мой вариант решения, возможно, натолкнет Вас на какие-то полезные мысли. Если же Вы тот счастливчик, детей которого не нужно усиленно мотивировать, то просто возьмите на вооружение легкий способ создать что-то красивое всем классом!

Итак, что мы имеем?

26 детей, которые ничего не хотят, в школе их особо не замечают, нигде они не участвуют, учатся на тройки.

Что нам необходимо?

Создать ситуацию успеха. Создать ее в учебе одномоментно невозможно, значит, будем создавать в других областях. А успешный человек, как известно, успешен во всем.

• Мы будем развивать устную речь в театре-студии и студии звукозаписи и участвовать во всех мероприятиях.

• Мы будем воспитывать культуру поведения во время поездок на экскурсии.

• Мы будем физически развиваться на дне здоровья в аквапарке и экстримпарке.

• Мы будем развивать мелкую моторику, необходимую для успешного обучения, а как приятный побочный продукт мы научимся делать разные красивые вещицы, чтобы радовать наших близких.

Сразу скажу о результате:

• В конце 1 семестра хорошист был 1, сейчас 8, еще 2 с одной тройкой.

• Прекратились жалобы от учителей на поведение.

• Класс принимает участие во всех мероприятиях, не успеешь сказать, что надо, уже «Я».

• Прекратились драки, порча вещей.

• Прекратились звонки родителей в школу. Они всем довольны.

Организуя какое-либо мероприятие или урок, необходимо соблюдать следующие этапы:

1. мотивационный;

2. операционально-познавательный;

3. рефлексивно-оценочный.

Самые главные этапы – это первый и последний.

Мотивация

Я принесла в класс браслет из полимерной глины. Задаю вопрос «Как вы думаете, кто это сделал?», хвалюсь, делюсь с ребятами своими новыми навыками. Рассказываю, каким прекрасным подарком это будет кому-либо. Накануне 8 марта… спрашиваю, а что они подарят мамам… после уроков мы уже лепили.

Рефлексия

Закончили. У всех получилось, хуже, лучше, но у всех. Предлагаю посмотреть работы друг друга, выбрать самую лучшую. Спрашиваю, довольны ли они своей работой? Получили ли удовольствие? Хотят ли забрать домой свое творчество? Да, хотят, конечно! Спрашиваю, понравится ли их изделие мамам? А как вам в группах работалось? Нормально? Всем делились, помогали? Может подарки для инвалидов сделаем? У нас с ними совместный концерт скоро… Конечно!

В.В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение какой-либо деятельности.

Следует различать понятия мотив и цель. Цель – это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив – побуждение к достижению цели.

Различают мотивы понимаемые и реально действующие.

Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью.

При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими.

Например, первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться – это его обязанность, долг и т. д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы ребенок стал готовить уроки.

Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив получить возможность погулять.

В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось выучить уроки), он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку. Теперь в этом смысл приготовления заданий.

По данным отечественных и зарубежных авторов:

Три кита учебной мотивации – это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

КИТ 1

Ощущение самостоятельности поиска:

«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

Техника «Проблемные вопросы»

Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а те, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно – более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы – это навык, которому можно и нужно научиться.

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: «Что случится, если…?»; «Приведите пример…»; «В чем сильные и слабые стороны…?»; «На что похоже…?»; «Что мы уже знаем о…?»; «Каким образом… можно использовать для…?»; «Чем похожи … и…?»; «Каким образом … влияет на …?»; «Какой … является лучшим и почему?».

Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения – научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!». Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.

Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте – дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

Техника «Знаю – не знаю – хочу узнать»

Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:

+       –       ?

Я это знал(а)       Это для меня абсолютно новое     Это противоречит тому, что я знал(а)         Я хочу об этом узнать побольше

От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту – и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.

КИТ 2

Ощущение свободы выбора:

«Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

– Почему ты ходишь в школу?

Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание (трудно желать того, что ты обязан делать). Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни – базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения (а детям – особенно). Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.

Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны таких фраз, как «Вы должны, вам следует, вы обязаны…», и больше – «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», тем больше будет интерес детей к учебному процессу, тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности – тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора – темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…

КИТ 3

Ощущение компетентности:

«У меня это получается, я понял, я умею!»

Третий важный источник желания учиться – ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех – понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Например, оценка знаний во время опроса информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.

Основными типами деятельности в жизни любого человека могут быть игра, обучение, трудовая деятельность. В этой классификации, учение ближе всего к труду, в связи с необходимостью соблюдения дисциплины, выполнения заданий и определенных обязанностей.

Учение в школе – это основной род деятельности ученика, и его основная цель – успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит, и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе, и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации, может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже несмотря на его способности.

Мотивация учения может выступить, к тому же, хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т. п.

Наше занятие продемонстрирует развитие мелкой моторики и творческих способностей у учащихся 6 класса.

Для того чтобы показать систему работы, учащиеся разделены на три группы:

• Первая группа «Фелтинг. Валяние из шерсти».

• Вторая группа «Мыловарение».

• Третья группа «Лепка из полимерной глины».

Первая и вторая группы будут работать самостоятельно, выполняя задание по карте. Эти виды творчества мы уже освоили, и дети могут работать сами. Более того, Вы можете присоединиться к любой группе и попробовать свои силы, ребята будут рады Вам помочь!

Третья группа начнет осваивать технику лепки из полимерной глины.

План-конспект внеурочного мероприятия «Твори добро своими руками»

Класс: 6 «Д»

Методические материалы:

• http://www.feltingshop.ru/

• http://www.soap-lab.ru/

• http://www.decoclay.ru/

Тема занятия: «Изготовление подарков своими руками»

Цели:

• Предметно-дидактическая: формирование представлений о различных техниках hand-made.

• Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний и умений через выполнение практических заданий.

• Социальная: развитие коммуникативных навыков.

• Развивающая: развитие мелкой моторики рук, как важной составляющей в развитии нервной системы, зрения, внимания, памяти и восприятия ребенка.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

• обучающиеся готовы к саморазвитию и самообразованию;

• ответственно относятся к выполнению поставленных задач;

• демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

• ставят задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

• выделяют главное; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

• работают с информацией и преобразуют её;

• находят причинно-следственные связи;

• оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Предметные:

• знают различные техники рукоделия;

• имеют представление об использовании различных инструментов, материалов.

Тип занятия:

• По ведущей дидактической цели: занятие-изучение нового материала.

• По способу организации деятельности: индивидуально-групповой.

• По ведущему методу обучения: наглядно-практический.

Методы:

• Основной: наглядно-практический.

Дополнительные:

• словесные (беседа, диалог);

• дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Средства обучения:

• карта с заданием;

• видеоролики для каждой группы.

Оборудование:

• шерсть для валяния;

• иглы для валяния;

• виброшлифовальная машинка;

• резиновый коврик;

• пульверизатор с мыльным раствором;

• ёмкость с горячей водой;

• силиконовые формы;

• мыльная основа;

• красители;

• отдушки;

• микроволновая печь;

• пластиковые стаканы;

• стеклянные палочки;

• полимерная глина;

• формочки;

• стек;

• скалка;

• электрическая духовка;

• мультимедийный проектор, экран, ноутбуки.

Технологическая карта

Валяние из шерсти

Тема: «Изготовление цветка пиона».

Материалы:тонкая шерсть белого, розового, малинового цветов.

Оборудование: подложка, виброшлифовальная машинка, щетка, иглы, пульверизатор с мыльным раствором, емкость с горячей водой, выкройка.

Ход работы:

1-й цветок

1. Выложить на выкройке первый слой шерсти малинового цвета.

2. Перевернуть, выложить слой – малиновая шерсть.

3. Обработать серединку выкройки иглами.

4. Начать выкладывать второй слой с первой стороны – малиновая шерсть с зеленым.

5. Сбрызнуть водой, обработать машинкой.

6. Выложить второй слой на второй стороне – розовая шерсть.

7. Сбрызнуть водой, обработать машинкой.

8. Погрузить в горячую воду, отжать.

9. Разрезать, вынуть выкройку, придать форму лепесткам.

2 цветок

1. Выложить на выкройке первый слой шерсти розового цвета.

2. Перевернуть, выложить слой – розовая шерсть.

3. Обработать серединку выкройки иглами.

4. Начать выкладывать второй слой с первой стороны – розовая шерсть с белым.

5. Сбрызнуть водой, обработать машинкой.

6. Выложить второй слой на второй стороне – белая шерсть.

7. Сбрызнуть водой, обработать машинкой.

8. Погрузить в горячую воду, отжать.

9. Разрезать, вынуть выкройку, придать форму лепесткам.

10. Совместить 2 цветка.

Технологическая карта

Мыловарение

Тема: «Изготовление объемного мыла в форме зайки и корзины цветов, мыла традиционной формы».

Материалы: мыльная основа, красители, отдушка.

Оборудование: силиконовые и пластиковые формы, микроволновая печь, стаканы, палочки, доска, нож.

Ход работы:

1. Выбрать мыльную основу.

2. Разрезать ее на кубики.

3. Положить в стакан, расплавить в печи.

4. Добавить красители и отдушки.

5. Разлить по формам.

Технологическая карта

Лепка из полимерной глины

Тема: «Изготовление браслета, украшенного бабочками и листиками».

Материалы: полимерная глина, шелковые ленты, фурнитура.

Оборудование: формы, скалка, печь, плоскогубцы, секундомер.

Ход работы:

1. Раскатать слой глины 2–3 мм толщиной.

2. Вырезать формами бабочек и листики.

3. Оформить отверстия стержнями.

4. Запекать 15 минут.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0