Рубрики
Воспитательная работа

Развитие социального партнёрства семьи и школы в процессе проектной работы учеников

Для грамотной и успешной социализации учащихся требуются усилия всего окружающего социума, а не только одной из его составляющих – школы. В ходе социализации школьник выступает как объект, воспринимающий, принимающий и усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом. Успешная социализация ребенка обеспечивает ему нормальное функционирование, причем не только в школе, но и за ее пределами.

0
Букина Ольга Борисовна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ г. Москвы СОШ № 169 МИОО,
5948@rambler.ru
Горячев Павел Юрьевич,
учитель истории, заместитель директора
ГБОУ г. Москвы СОШ № 169 МИОО,
Найденова Ольга Андреевна,
учитель географии
ГБОУ г. Москвы СОШ № 169 МИОО,
ge-oland@mail.ru

Для грамотной и успешной социализации учащихся требуются усилия всего окружающего социума, а не только одной из его составляющих – школы. В ходе социализации школьник выступает как объект, воспринимающий, принимающий и усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом. Успешная социализация ребенка обеспечивает ему нормальное функционирование, причем не только в школе, но и за ее пределами.

Привлечение родителей учащихся, как потенциальных социальных партнеров, – задача в наше время сложная, но возможная. Через учебную деятельность, совместную организацию и проведение внеклассных мероприятий, встреч с интересными людьми, совместной исследовательской работой, экскурсиями, работой над проектами, причем долгосрочными, возможно решить эту задачу.

Взятый группой педагогов проект «Разные семьи глазами разных наук» имел несколько задач. Первая из них – объединить усилия школы, семьи с целью поиска ответов на вопрос «Семья – что это?» Родителям и детям необходимо было найти ответы на этот вопрос вместе! Родители должны были помочь ребенку заглянуть в историю своей семьи, построить генеалогическое дерево по возможности полно, насколько позволяет память и возможности семьи.

Далее ребенок, используя знания предмета «Обществознание», должен был привести примеры выполнения семьей ее функций, включая репродуктивную, воспитательную, досуговую, хозяйственную, экономическую, социально статусную и социализирующую. И тут родители должны были помочь ребенку, напомнить те события семьи, где эти функции проявлялись особенно ярко.

Следующим шагом проекта было изучение семьи языковой, что является объектом изучения географии. Здесь ученик должен был использовать теорию, поработать с картой, привлечь средства массовой информации (необходимый компонент процесса социализации, проходящий через всю жизнь человека).

Несколько другой взгляд на семью, ее функции и цели выстраивается при изучении семей животных. Тут объединены усилия учителя биологии и самостоятельная работа учащихся по поиску материала, подготовкой презентации. На выходе проект был подкреплен выступлением практически всех ребят с обязательным приглашением родителей, которые так переживали за представленные работы своих детей, ведь работа была совместной и представляла отдельную семью. Эффект был наглядным.

Множество факторов оказывают влияние на человека, формируют его личность, способствуют социализации: общение с родителями, критика или одобрение со стороны товарищей, реплика или взгляд прохожего, брошенные на улице, политические события в стране и мире, участие в трудовой деятельности, информация, полученная из книг, газет, а сегодня и из Интернета. Причем степень и глубина воздействия одних и тех же событий на разных людей разная. Множественность факторов, формирующих внутренний мир человека, предполагает объединение усилий различных наук, изучающих процесс социализации личности. Это и явилось одной из теоретических основ для объединения учителей различных школьных предметов для работы над проектом.

Сама личность человека обладает значительной степенью свободы, в процессе формирования она учится уважению к окружающим и к себе, постигает степень ответственности и самостоятельности. Учащиеся, пройдя через различные жизненные коллизии, найдут свои ответы на «вечные» вопросы, сформируют свой взгляд на жизнь.

Социализация – не только весьма сложный, но и многогранный и достаточно широкий процесс: она включает в себя не только формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения, но и овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами. Именно поэтому, проводя подготовку ученика для самостоятельной работы над проектами по различным дисциплинам, а оптимально – направив усилия на работу над совместным проектом, возможно несколько усилить данный эффект.

Следует вспомнить, что еще в 60-е годы прошедшего века американский психолог Лоуренс Кольберг опубликовал  статью «The development of children’s orientations toward a moral order» (Vita Humana, 1963, № 6), в которой он начал разработку уровневой концепции морального сознания (подробное изложение периодизации Л. Кольберга можно найти во многих источниках по возрастной психологии, в частности: Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. СПб., 2002. С. 292–298; Крэйг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 533–537). В своих работах Л. Кольберг выделил три главных уровня морального сознания личности:
«Доморальный» уровень, которому соответствуют следующие стадии:
а) ребенок слушается, чтобы избежать наказания;
б) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).
«Конвенциальный» уровень, которому соответствуют стадии:
а) модель «хорошего» ребенка, движимого желанием одобрения со стороны других и стыд перед их осуждением;
б) установка на поддержание установленного порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам).
Уровень «автономной морали», которому соответствуют стадии:
а) подросток осознает относительность, условность нравственных правил и требует их логического обоснования, пытаясь свести его к принципу полезности;
б) «релятивизм» предыдущей стадии сменяется признанием высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого:
в) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и разумным соображениям.
Характер, направленность его в повседневной жизни постоянно доказывают это стремление к взрослению. Детство – вовсе не радужное времяпрепровождение и беззаботное существование. Взрослый, не замечающий, как детям порой сложно жить, как многогранна и содержательна эта жизнь, может допустить ошибку в воспитании, школа и общественность не должны оставаться лишь «наблюдателями», тесный контакт этих двух агентов социализации обязателен! Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании его мировоззрения и нравственных норм поведения, а успешное взаимодействие и сотрудничество семьи и школы в деле сопровождения и поддержки развития индивидуальности ребенка значительно ускоряет процесс социализации, делает его более эффективным.

Наш опыт показывает, что социализация учащихся с помощью механизмов социального партнерства между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создают вокруг него комфортное пространство для жизни в обществе.

Социализация не сводится только к социальному обучению. Социализация – это процесс формирования социальных качеств, это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Это длительный процесс, в котором школа занимает неоспоримо важное место, ибо современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен воспитывать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Как уроки истории, обществознания, МХК и, конечно, другие дисциплины, так и совместные проекты позволяют усиливать ученическую активность, позволяющую формировать навыки социального партнерства. Очень верно и достаточно объемно об этом сказал француз Пьер Тейяр де Шарден: «Дух поисков и задач – это постоянная душа эволюции». Организация обучения учащихся по методу проектов создает оптимальные условия превращения школьника в равноправного субъекта деятельности, где он является равноправным членом творческого коллектива, чувствуя свою значимость и ответственность за именно им выполненный объем работы. Проявление коммуникативных качеств, отработка навыков работы в группе, умение выстраивать отношения партнерства способствуют дальнейшей социализации учащихся.

Список литературы:

1. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. СПб., 2002.
2. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996.
3. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 1999.
4. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
5. Крэйг Г. Психология развития. СПб., 2000.
6. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие. М., 2006.
7. Фещенко Н.В. Социология личности и семьи. Хабаровск, 1999.
8. Ядов В.А. Личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1974.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0