Рубрики
Химия

Исследовательская лабораторно-практическая работа: «Мы есть то, что мы едим»

Создание условий для формирования здорового образа жизни с точки зрения правильного питания.
Планируемые результаты.
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, мотивация к здоровому образу жизни.

0
Каткова Ольга Александровна,
учитель химии и биологии
ГБОУ г. Москвы «Многопрофильный центр образования»,
okatk@yandex.ru

Цель: создание условий для формирования здорового образа жизни с точки зрения правильного питания.

Планируемые результаты.

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, мотивация к здоровому образу жизни.

Метапредметные: умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять выбор и поиск аргументов, владеть монологической и диалогической речью.

Предметные: использование научных знаний из программы школьного обучения по предметам биологии и химии для повседневной жизни.

Оборудование: мультимедийный проектор, видеофрагменты, презентация, лабораторное оборудование для эксперимента, карточки-задания, аудиозаписи Моцарта (музыкотерапия).

Подготовка.

За неделю до практического занятия из обучающихся класса были сформированы 5 групп. Каждая группа получила задание по подготовке теоретического и практического материала по следующим вопросам:

1. Польза и вред жевательной резинки.

2. «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!»

3. Вся правда о газированных напитках.

4. О пользе мёда.

5. «Витаминка».

Ход занятия.

Вступительное слово классного руководителя:

– Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.

– Здравствуй! – улыбается он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

– Что значит быть здоровым? (Жить без болезней, вести нормальную деятельность, быть живым, правильное питание)

– Здоровье в большой степени зависит от вас самих!

Предлагаю вам составить пословицы и поговорки из тех фрагментов, которые есть на столах у каждой группы.

В здоровом теле – (здоровый дух);

Голову держи в холоде, (а ноги в тепле);

Заболел живот, держи (закрытым рот);

Быстрого и ловкого (болезнь не догонит);

Землю сушит зной, человека – (болезни);

К слабому и болезнь (пристает);

Поработал – (отдохни);

Любящий чистоту (будет здоровым).

– Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы –это народная мудрость.

Школьный возраст – очень ответственный период жизни. Это время, когда происходит сложная перестройка организма и обмена веществ. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье.

– Но вся ли пища, которую мы едим, одинаково полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы? Об этом мы говорим сегодня.

– Учащиеся одной из школ провели эксперимент над лабораторными крысами, с целью выяснить действие чипсов, сухариков на организм животных. И вот какие результаты они получили (показ видеофрагмента).

– Мы сегодня проведём не биологические, а химические эксперименты, чтобы понять, в чём польза и вред отдельных продуктов питания.

– Представьте, что вы попали в научно-исследовательскую лабораторию «Будь здоров». Каждый отдел лаборатории, учёные-консультанты расскажут вам много интересного.

1 блок

Классный руководитель:

– Польза овощей и фруктов для здоровья очень велика, недаром они являются основой здорового питания. Сегодня нам предстоит разобраться, в чем заключается польза фруктов для нашего организма. Консультанты (2 учащихся класса) из группы «Витаминка» рассказывают о фруктах, демонстрируя самостоятельно подготовленную презентацию по этой теме. (Приложение 1)

Опыт.Участник группы показывает, как можно определить количество витамина С в пакетированных и свежевыжатых соках. (Приложение 2)

Эксперт(4-ый участник группы) предлагает выполнить задания всем обучающимся класса. (Приложение 3)

2 блок

Классный руководитель:

– В школе вы тратите массу энергии на умственную деятельность, физическую работу. Значит, должен быть источник для восполнения энергии и сил. О пользе продуктов питания, которые помогают избежать стрессовых ситуаций, добавить успехов в учёбе и жизни, расскажет консультант научной лаборатории.

Консультанты (2 учащихся класса) из группы «О пользе мёда» рассказывают о свойствах мёда, демонстрируя самостоятельно подготовленную презентацию по этой теме. (Приложение 1)

Опыт. Участник группы показывает способ отличить качественный мёд от фальсификата. (Приложение 2)

Эксперт (4-ый участник группы) предлагает выполнить задания всем обучающимся класса. (Приложение 3)

3 блок

Классный руководитель:

– Частое употребление сладкой газированной воды в большом количестве может неблагоприятно отразиться на здоровье даже взрослого человека.

Консультанты (2 учащихся класса) из группы «Вся правда о газированных напитках» рассказывают о действии газированных напитков на организм человека, демонстрируя самостоятельно подготовленную презентацию по этой теме. (Приложение 1)

Опыт. Участник группы демонстрирует результат домашнего эксперимента, доказывающий вред газированных напитков для зубной эмали. (Приложение 2)

Эксперт (4-ый участник группы) предлагает выполнить задания всем обучающимся класса. (Приложение 3)

4 блок

Классный руководитель:

– Сегодня в гостях у нас врач-стоматолог, который выскажет своё профессиональное мнение о жевательной резинке. (Видеофрагмент)

Консультанты (2 учащихся класса) из группы «Польза и вред жевательной резинки» рассказывают о своих исследованиях вреда и пользы жевательной резинки, демонстрируя самостоятельно подготовленную презентацию по этой теме. (Приложение 1)

Опыт. Участник группы на опыте доказывает вредное воздействие жевательной резинки на голодный желудок на примере действия кислоты на белок. (Приложение 2)

Эксперт(4-ый участник группы) предлагает выполнить задания всем обучающимся класса. (Приложение 3)

5 блок

Классный руководитель:

– Натуральному молоку нет равных среди известных нам продуктов. Питательные вещества в нём настолько хорошо сбалансированы, что человек до сих пор не может повторить эту пропорцию. Любые изменения в молоке – от кипячения и стерилизации до повышения жирности – нарушают идеальный состав и неизбежно снижают питательную ценность молока. Однако производные от молока кисломолочные продукты тоже очень полезны, а в большинстве случаев даже более полезны, чем само молоко.

Консультанты(2 учащихся класса) из группы «Пейте, дети, молоко будете здоровы» рассказывают о свойствах коровьего молока, демонстрируя самостоятельно подготовленную презентацию по этой теме. (Приложение 1)

Опыт. Участник группы демонстрируют опыт с молоком, доказывающий содержание в этом продукте необходимого вещества для всех живых организмов – белок. (Приложение 2)

Эксперт (4-ый участник группы) предлагает выполнить задания всем обучающимся класса. (Приложение 3)

Классный руководитель:

– Консультанты из лаборатории «Будь здоров» дали вам очень много полезных сведений. Используя эту информацию, давайте составим по группам памятки о здоровом питании. (Заслушиваем)

– Составление по группам синквейна на тему «Здоровье».

Заключение.

Классный руководитель:

– Ребята, в ваших синквейнах часто встречается слово «жизнь». Мне очень хочется, чтобы вы по-новому взглянули на себя, свой организм, который столь совершенен и уникален. Чтобы вы ещё больше ценили этот драгоценный дар и вели здоровый образ жизни.

Приложение 1

1 блок

Грейпфрут

Источник антиоксидантов, снижающих уровень холестерина в крови. Содержит вещества, которые способствуют процессу пищеварения, стимулируют обмен веществ.

Груша

Фрукт – кладезь полезных веществ – витаминов, которые поддерживают иммунитет и работу сердца и сосудов.

Гранат

Вкусный и полезный фрукт. В зёрнах граната содержатся сахара, яблочная и лимонная кислоты, немного витамина С. Хорошо утоляет жажду. Замедляет старение, содержит антиоксиданты. Благотворно влияет на организм в целом.

Дыня

«Ложная» ягода, очень богата железом. Содержит много витаминов, а также микроэлементы. Дыня благоприятно воздействует на желудочно-кишечный тракт, в ней содержится большое количество ферментов.

Абрикос

Плоды абрикоса усиливают пищеварение, укрепляют иммунитет и стимулируют рост. Содержат большое количество железа, каротина, фосфора и магния, которые повышают умственную работоспособность и улучшают память.

Апельсин

Кисло-сладкий фрукт, содержит много витаминов и микроэлементов. Восстанавливает силы, возбуждает аппетит, утоляет жажду.

Банан

Содержит большое количество сахаров и клетчатки. Подарит высокий запас энергии. Полезно употреблять при интенсивной работе.

Брусника

Очень полезная и вкусная ягода. Содержит марганец, который участвует в углеводном и липидном обмене. Обладает антистрессовыми свойствами, выводит вредные вещества из организма.

Виноград

Сочные, водянистые ягоды. Содержат клетчатку, витамины, аскорбиновую кислоту. Виноград благотворно влияет на костный мозг. Способствует мягкому очищению организма и выведению токсинов. Плоды питательны и хорошо освежают.

Вишня

Ценный диетический продукт. В вишне содержатся вещества, способствующие свёртыванию крови, предупреждают инфаркт.

2 блок

Мёд – удивительный продукт, подаренный нам самой природой. Мёд улучшает пищеварение. Органические кислоты и ферменты облегчают усвоение питательных веществ и оказывают неоценимую помощь желудку. Мёд – биологический стимулятор, улучшающий обмен веществ, способствующий росту и регенерации клеток. По некоторым данным, любители пчелиного продукта дольше живут.

Снимает усталость. Мёд очень быстро, а главное, полностью усваивается и мгновенно пополняет запасы энергии. Именно поэтому его рекомендуют есть при больших физических и умственных нагрузках. Успокаивает нервы. Не зря теплое молоко с мёдом пьют на ночь, чтобы расслабиться. Однако пчелиный продукт можно есть и в течение дня, когда кажется, что нервы на пределе. Повышает иммунитет. Отказавшись от сахара в пользу мёда, вы будете меньше болеть. А если и заболеете – быстрее встанете на ноги!

Лечебные свойства мёда известны с древности – им в старину и раны обрабатывали, с ним и продукты консервировали.

3 блок

Каждый сладкий газированный напиток имеет кисло-сладкую основу, включающую в себя некоторое количество сахара (или его заменителя) и кислоты. И сахар, и кислота (особенно лимонная) в равной степени губительно воздействуют на зубы, разрушая зубную эмаль и тем самым способствуя появлению кариеса.

Кроме того, в любой газированной воде содержится некоторое количество углекислого газа, который сам по себе безвреден (он используется для лучшей сохранности напитка). Однако большая концентрация газа приводит к нарушению эмали зубов, а это влечёт за собой увеличение чувствительности к горячему и холодному, кариес и даже разрушение зубов. Особенно восприимчивы к любым раздражителям детские зубы, которые ещё до конца не сформировались.

Стоматологи многих стран выступают с резкой критикой в адрес производителей подобных напитков. Они требуют максимально снизить уровень сахара, газа и ввести минералы, способствующие защите и укреплению эмали. Если вы все же не можете отказать себе в «удовольствии» выпить в жаркую погоду газированной воды, соблюдайте несколько правил, которые снизят ее негативное влияние:

· старайтесь пить газированные напитки через трубочку;

· употребляйте их лишь вместе с едой;

· никогда не пейте их натощак;

· выпив газированный напиток, не спешите сразу чистить зубы, иначе вы нанесете им еще больший вред.

4 блок

Польза жвачки.Сегодня, пожалуй, трудно найти хотя бы одного человека, который бы никогда не жевал жвачки – настолько она популярна. Однако, ровно настолько же неоднозначно отношение к этому продукту. Если верить рекламе, жевательная резинка полезна абсолютно всем и обладает способностью укреплять зубную эмаль, делать зубы белоснежными, устранять запахи изо рта, предотвращать появление зубного камня и воспалений, восстанавливать кислотно-щелочной баланс. Также она способствует выделению желудочного сока – это главное, чем полезна жевательная резинка и основная причина, по которой ее рекомендуют жевать в течение 15 минут после еды. Многие ценят жвачку за возможность быстро освежить дыхание.

Вред жевательной резинки.Вместе с тем польза жевательной резинки весьма сомнительна и опровергается официальными исследованиями. Так, при длительном жевании жвачки расшатываются коронки, пломбы и импланты зубов. Да и очищение полости рта происходит не полностью, как при чистке зубов щеткой, а лишь поверхностно. Так что от кариеса, чаще всего образующегося между зубами, привычка жевать резинку вас не убережет.

Согласно последним исследованиям, составляющие жевательной резинки могут способствовать развитию гингивита, пародонтоза, кариеса. Лимонная кислота, часто добавляющаяся в жвачку, вызывает заболевания крови.

5 блок

Молоко следует считать едой, а не напитком. Молоко содержит белок, витамины группы В, витамин D, кальций и другие микроэлементы. Любое молоко состоит из воды примерно на 88%, а остальное – жиры, сахара и белки.

Человечество пьёт молоко более 12 тысяч лет. Во многих древних культурах молоко было важнейшим источником белков, жиров и минералов. Держать домашних животных для молока было намного эффективнее, чем использовать их только для мяса. Постоянный источник сытного напитка давал человеку возможность заниматься другими важными делами, кроме ежедневного добывания пищи для семьи. Не будет преувеличением сказать, что молоко способствовало развитию человечества. Человек – одно из немногих млекопитающих, способных во взрослом состоянии переваривать молоко. Это свойство появилось у многих народов в процессе эволюции и, возможно, именно молоко делало иммунитет человека устойчивым к инфекционным заболеваниям на протяжении многих веков до появления современных лекарственных препаратов.

Всё, что нам известно о полезных свойствах молока, относится только к натуральному свежему молоку, не подвергавшемуся температурному воздействию. В молоке содержатся сахара – лактоза, молочный сахар. 30-50% людей плохо переносят лактозу. Однако существует множество молочных продуктов – кефир, йогурт, ряженка, простокваша и другие, которые большинство людей переносят нормально.

Приложение 2

1 блок

Определение количества содержания витамина С в пакетированных и свежевыжатых соках.

В две пробирки с одинаковым количеством сока добавляем по 1 мл. крахмального клейстера и встряхиваем пробирки. К полученным смесям прибавляем по 5 капель раствора йода. В той пробирке, где содержится большее количество витамина С (свежевыжатый сок), синего окрашивания не наблюдаем. В пробирке с соком из пакета наблюдаем синее окрашивание.

2 блок

Исследование фальсифицированного мёда и качественного мёда.

В две пробирки с водными растворами мёда добавляем по каплям йод. В том мёде, где использовались добавки в виде муки, наблюдаем синее окрашивание.

3 блок

Действие газированных напитков на зубную эмаль.

Демонстрируется домашний эксперимент. Куриное яйцо помещено в раствор уксусной кислоты. Наблюдается значительное размягчение скорлупы.

4 блок

Влияние жевательной резинки на голодный желудок, на стенки желудка. К варёному яичному белку добавляется аптечный желудочный сок. Наблюдается постепенное разложение белка.

5 блок

Содержание белка в молоке. В пробирку с молоком добавляется гидроксид натрия и сульфат меди(II). Наблюдается яркое фиолетовое окрашивание (качественная реакция на белки).

Приложение 3

1 блок

Отгадываем загадки, находим соответствие с картинками.

Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала… (груша)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий… (апельсин)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет… (банан)

2 блок

Вставьте пропущенные слова.

Только летом каждый год
В улья………носят……….
Золотой, душистый, сладкий–
Не для вас ли он, ребятки?
В нём лекарства,……………
От …………..и ангины.
Сильными хотите быть?
Значит,………..должны любить!
Сад в цвету и луг цветущий
В мёде их………, ………-
Самый вкусный, самый лучший –
Всей природы нашей дар.
Что ещё сказать вам, дети,
Если вызвал интерес ?
Много есть чудес на свете!
……..же – чудо из чудес!

Слова для вставки: простуда, мёд, витамины, пыльца, пчёлы, нектар.

3 и 4 блок

Как правильно чистить зубы.

Расположите действия в правильной последовательности:

1. Хорошо прополоскать рот тёплой водой.

2. Вымыть руки с мылом.

3. Верхние зубы чистим СВЕРХУ ВНИЗ, а нижние – СНИЗУ ВВЕРХ. Потом, несильно нажимая, провести вправо и влево. Также чистят изнутри. Потом чистят жевательную поверхность каждого зуба. Чистить зубы не менее 3-х минут.

4. Зубную щётку промыть под струёй воды и стряхнуть.

5.Тщательно промыть щётку, стряхнуть её и поставит в стакан ручкой вниз, чтобы она просохла.

6. На зубную щётку выдавить немного пасты.

5 блок

От группы выбирается по 1 участнику для исполнения частушек о молоке.

Мы споем для вас частушки,
Слушайте внимательно.
Пейте, пейте молоко,
Дети, обязательно!
Очень любим молоко,
Детям нужно всем оно,
Молоко полезное,
Белое и снежное.
Для здоровья нашего
Кормят всех нас кашею,
Манную на молоке
Кашу любят очень все!
Мы кефир в столовой пьем,
Любим гречку с молоком:
В детской жизни молоко
Не заменит ничего!

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0