Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Воспитывающее обучение как средство эффективной социализации учащихся

Совсем недавно мы отмечали 300-летие великого российского учёного, искусствоведа и педагога М.В. Ломоносова. В очередной раз, осознавая наследие этого человека, восхищаешься его умом и дальновидностью. Создаётся ощущение, что читаешь материалы современника, настолько его мысли о развитии образования актуальны. То, что мы называем модернизацией и инновацией, ещё в XVIII веке высказывал и актуализировал Михайло Ломоносов. Прежде всего, вопрос организации самого учебного процесса: классно-урочная система, преемственность образования, принципы образовательного процесса – гуманность, доступность.

0
Пузаткин Олег Викторович,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
puzatkinoleg@mail.ru
Совсем недавно мы отмечали 300-летие великого российского учёного, искусствоведа и педагога М.В. Ломоносова. В очередной раз, осознавая наследие этого человека, восхищаешься его умом и дальновидностью. Создаётся ощущение, что читаешь материалы современника, настолько его мысли о развитии образования актуальны. То, что мы называем модернизацией и инновацией, ещё в XVIII веке высказывал и актуализировал Михайло Ломоносов. Прежде всего, вопрос организации самого учебного процесса: классно-урочная система, преемственность образования, принципы образовательного процесса – гуманность, доступность.

М.В. Ломоносов был сторонником принципа природосообразности образования. По словам учёного, воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка, чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали. Природные особенности детей он считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учётом склонностей детей.

Михайло Ломоносов говорит о передаче института воспитания в учебные заведения, не отказываясь от семейного воспитания. Согласно Ломоносову, интенсивное воспитание детей должно осуществляться в семье и школе. Но во многих семьях дети не получают хорошего воспитания, поэтому следует оградить молодых людей от вредного влияния семьи и заниматься воспитанием «просвещенного юношества» в условиях учебных заведений.

Одной из передовых идей М.В. Ломоносова предстаёт мысль о неразрывности воспитания и обучения, причём воспитательный процесс стоит на первом месте. Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи с дидактическими вопросами. Его волновали вопросы постановки обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности, как главной ценности человечества. Он считал, что в рамках урока можно более полно использовать воспитательную функцию обучения. Педагогические идеи ученого нашли яркое отражение в его «Проекте регламента московских гимназий» и «Проекте регламента академической гимназии». В них он выступил сторонником классно-урочной системы, которую сам воплотил на практике. В них также были изложены прогрессивные мысли об организации школьного дела в стране, о задачах, формах и методах воспитания и образования, о роли личности учителя.

В советской педагогике XX века вопросы воспитания автоматически закладывались в урочной и внеурочной деятельности в рамках существующей идеологии. События 90-х годов приостановили процесс воспитания, и практически единственным средством реализации воспитательной работы остался урок (и, в некоторой степени, классный час).

Современные тенденции указывают на то, что воспитывающая деятельность представляется как деятельность внеурочная, внешкольная, деятельность в системе дополнительного образования. Однако в силу обстоятельств не все наши дети могут принимать участие во внеурочных мероприятиях, экскурсиях, заниматься в системе дополнительного образования, поэтому для них единственная возможность общения с педагогом-воспитателем, возможность обсудить важные жизненные вопросы с классом, познакомиться с морально-этическим нормами общества – это время урока. И это немало, так как урочной деятельностью ребёнок занят не меньше 6 часов.

Достойными наследниками и продолжателями идей М.В. Ломоносова являются современные педагоги-учёные О.В. Заславская, Н.Е. Щуркова, Г.К. Селевко, В.П. Симонов, Д.В. Григорьев, В.П. Степанов, Ю.В. Завельский и другие. В своих работах они уделяют серьёзное внимание воспитывающему эффекту урока. Если понимать под процессом воспитания «процесс передачи опыта предыдущих поколений последующим» (В.П. Симонов) [1], то урок – «это система взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся». Или же «это система учебно-воспитательной и организационной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на достижение цели и задач их общего обучения, воспитания и развития, в соответствии с заданной программой» (В.П. Симонов) [2].

Еще Е. Вахтангов писал о том, что главной ошибкой школы в том, что «она берётся обучать, между тем как надо воспитывать». Тогда на наш взгляд и обучение будет более успешно, потому что под понятием «воспитывать» Вахтангов подразумевает, прежде всего, формирование отношения ребёнка к тем ценностям, которые ему передает наставник, в том числе и достижения науки и техники предметной области.

По мнению учёных, воспитательная система воплощает в себе совокупную деятельность школы, которая должна реализовываться в трёх сферах:

– в процессе обучения (под обучением подразумевается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика по освоению учебного материала, формированию отношения ученика к полученной или добытой информации в рамках образовательных стандартов);

– во внеклассной образовательной сфере (его самообразование, участие в работе кружков и факультативов, участие в жизни школы и класса);

– во внеурочной сфере (система дополнительного образования).

С этим нельзя не согласиться. Объединяющим звеном трёх сфер является организация жизнедеятельности обучающихся со всеми ценностями норм этики и морали. Многие образовательные учреждения используют сферу обучения как системообразующий фактор воспитательной системы. Принципиально важным условием развития такой системы будет полная интеграция процесса обучения с другими видами деятельности, выработанная единая система гуманистических ценностей образования.

Воспитывающим компонентом обучения являются содержание образования, формы и методы обучения, выбор образовательных технологий и даже стиль отношений всех участников образовательного процесса. Большое значение имеет умение учителя четко и конкретно определить цель и задачи урока. А если определение целеполагания является продуктом совместной деятельности учителя и учеников, то активность познавательного процесса только увеличится. Все учителя осознают единство процесса обучения, воспитания и развития, но лишь половина из них на практике используют воспитательные возможности урока. По мнению В.П. Симонова, предметную область той или иной науки на «4» и «5» смогут освоить не все ученики, «но все могут и должны усвоить идеалы общественной морали и нравственности до такого уровня, в такой степени, чтобы они стали нормой их жизни, нормой поведения» [3]. Однако большая часть педагогов в качестве методов воспитывающего воздействия до сих пор используют словесные и другие, часто неэффективные методы воздействия: замечания, нравоучения, нотации, вызов родителей в школу и т.д. Умение решать триединую задачу на уроке – это и есть педагогическое мастерство учителя.

Какие же элементы планирования урока можно использовать в качестве воспитывающего компонента?

1. Использование учителем связи с жизнью, предметных знаний с опытом и наблюдениями учащихся. Эффективна реализация данного замысла будет в том случае, если учитель обладает умением доходчиво и ненавязчиво использовать информацию СМИ, литературы, жизненные факты.

2. Владение методикой ведения урока в дискуссионных формах.

3. Умелое использование содержания урока для выработки некоего отношения к событиям. Чаще на уроке ребята должны давать ответы на вопросы «почему?», «что побудило…?», «что бы Вы почувствовали на месте…?» и т.д. Следует построить урок таким образом, чтобы по окончании занятия ребятам захотелось, хотя бы мысленно, совершить поступок. Поступок – это всегда действие, и мы говорим сейчас о деятельностном воспитании. При проведении любого урока важна нравственная составляющая той или иной информации в разных областях предметной сферы. Например, рассказывая о Ледовом побоище на уроке истории, можно преподнести материал как исторический факт (участники, ход сражения, исход битвы, причины победы или поражения), а можно об этом же рассказывать с точки зрения морально-этических норм, отвечая на вопросы:

– Чем руководствовались русские воины, защищая родную землю малым числом?

– Каким словом можно заменить понятия «тактика» и «стратегия» в те времена?

– Что чувствовали женщины, посылая мужей, братьев, отцов на бой?

– В каком государстве древнего мира такая самоотверженность и жертвенность была нормой жизни?

Главное – надо помочь ребенку почувствовать сопричастность его с теми событиям русской истории, испытать чувство гордости за своих предков, желание соотнести себя с теми событиями, по-другому говоря, помочь пропустить событие через себя. Обучение должно быть практико-ориентированным, чтобы ребёнок чётко представлял, где ему могут понадобиться те или иные знания, дать представление о профессиональных качествах личности, которые обеспечат в дальнейшем успех и профессиональную карьеру. Рассказать ребёнку на примере великого математика, биолога, астронома, врача, педагога, что «гений – это 10 % таланта и 90 % труда».

Отсюда следует, что главной целью является создание общей воспитательной системы образовательного учреждения через реальную интеграцию деятельности ребят в первой и второй половине дня.

Есть ещё одна проблема. На наш взгляд, не до конца разработаны критерии оценки воспитывающего эффекта урока. В общем анализе урока для администрации или самоанализе для учителя существуют разные критерии, определяющие эффективность проведения урока с точки зрения предмета, и только один пункт относится к вопросам воспитания: «степень воспитательного воздействия (что воспитывали, что способствовало процессу воспитания, в какой степени)» (В.П. Симонов) [4].

Если мы хотим достоверно оценить профессиональный уровень учителя, то мы обязаны проанализировать деятельность преподавателя в комплексе, с учетом фактического достижения поставленных на уроке целей.

Приведём примеры некоторых критериев, которые могут служить определением эффективности воспитательного воздействия урока:

1. Какие качества личности формировались на уроке?

2. Какие средства применялись педагогом для решения поставленной задачи?

3. Какие воспитывающие технологии использовались на уроке?

4. Какова роль личности учителя для решения поставленной задачи?

5. Какие другие предметные области были задействованы при формировании тех или иных качеств? Насколько они были эффективны?

6. Сколько детей приняли участие в обсуждении того или иного вопроса?

7. В какой степени обсуждаемый вопрос был актуален? Каково его место в общей конструкции урока и т.д.

При завершении урока учитель не должен забывать спросить ребят не только о том, чему научились на уроке, но и спросить, что они поняли, что почувствовали, что их взволновало, что поразило на уроке?

В заключение хотелось бы привести слова Н.Е. Щурковой из книги «Лекции о воспитании»: «Учебные занятия – часть проживаемой жизни ребёнка, в ходе которой не останавливается его развитие. Оно обретает то или иное направление в зависимости от характера и качества организации урока. Критерием хорошего урока является культура проживания урочного эпизода жизни» [5].

Список литературы:

1. Васильева З.И. Воспитание в процессе обучения // Советская педагогика. 1983. № 4. С. 1820.

2. Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход // Высшее образование в России. № 4. 2005. С. 6268.

3. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

4. Селиванова Н. Эффективные способы решения современных проблем воспитания // Учитель. № 6. 2005. С. 3943.

5. Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. М., 2004.

6. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

7. Стрельцов В. Педагогические условия совершенствования процесса социализации учащихся в современных условиях // Учитель. 2005. № 1. С. 3036.

8. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. Педагогический поиск, 2007.

9. Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании // Классный руководитель. 2010. №№ 1–11.

[1] Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995.С. 103.
[2] Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 130.
[3] Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995.С. 192.
[4] Симонов В. П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. М., 2004. С. 154.
[5] Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании // Классный руководитель. 2010. № 9.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.