Рабочий лист № 1


Рабочий лист № 1

 Задание 1

Что такое басня? Из каких частей она состоит? Запишите ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 2

Какое средство художественной выразительности отличает басню от других эпических жанров?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 3

Прочитайте несколько фрагментов воспоминаний современников об И. А. Крылове (http://chto-chitat-detyam.ru/krylov.html). Какие личностные черты великого баснописца в них отмечены? Запишите их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 4

В день 50-летия творческой деятельности Ивана Андреевича Крылова Пётр Вяземский назвал его так, как до сих пор его называем все мы. Как именно?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 5

Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Какие именно пороки высмеивает Крылов? С помощью каких героев он это делает? Ответ запишите в таблицу.

Герои

Пороки, которые высмеивает И. А. Крылов в своих баснях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 6

Укажите стрелкой название басни, из которой взяты строки. 

Отрывок из басни

 

Название басни

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, –

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

 

«Кукушка и Петух»

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

 

«Волк и Ягнёнок»

Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, –

Всё ваша музыка плоха!..»

 

«Квартет»

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем,

А вот о том, как в баснях говорят…

 

«Зеркало и Обезьяна»

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

 

«Ворона и Лисица»

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» –

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

 

«Волк и Ягнёнок»

 

Задание 7

Объясните значение крылатых выражений из басен И. А. Крылова.

Заполните таблицу. 

Крылатые выражения

Что обозначают?

В каких случаях употребляются?

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

 

 

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом.

 

 

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

 

 

Избави Бог и нас от этаких судей!

 

 

 

 

Задание 8

Кто автор памятника И. А. Крылову в Москве на Патриарших прудах?

Выберите правильный ответ:

  • Э. П. Фальконе;
  • П. К. Клодт;
  • А. А. Древин, Д. Ю. Митлянский, А. Г. Чалтыкьян;
  • А. М. Опекушин.

Задание 9

Какое драматическое произведение Крылова надолго вошло в репертуар домашних театров, несмотря на запрет цензуры?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10

Просмотрите видеоролик и напишите, каким образом фамилия Крылова связана с произведением А.С. Пушкина «История Пугачёва»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11

Что стало причиной того, что И. А. Крылов прекратил издание сатирических журналов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12

Прочитайте рассказ Саши Чёрного «Девочка Люся и дедушка Крылов».
За что басни И. А. Крылова критикует главная героиня рассказа, девочка Люся? Согласны ли вы с ней? Запишите свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13

Какому историческому событию посвящена басня «Волк на псарне»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14

Соедините стрелками героев басен Крылова и те качества и понятия, которые они олицетворяют.

 

Волк и Ягнёнок

 

Льстивые друзья

Волк на псарне

 

Неблагодарный человек

Стрекоза и Муравей

 

Несговорчивые друзья

Слон и Моська

 

Несоизмеримость

Лебедь, Щука и Рак

 

Легкомыслие и серьёзность

Свинья под Дубом

 

Коварный человек

Кукушка и Петух

 

Хищник и жертва

 

Задание 15

Сравните басни на один сюжет, написанные тремя разными авторами, Эзопом, Жаном де Лафонтеном и Иваном Андреевичем Крыловым. Результаты оформите в виде таблицы. Сделайте вывод, в чём особенность басен И. А. Крылова?

Эзоп

Лисица и виноградная лоза

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе:
«Они ещё зелёные!»

Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.


Жан де Лафонтен

Лисица и виноград

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец, (разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не смог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен –

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?»

 

И. А. Крылов

Лисица и виноград

 

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нём винограду гроздья рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,

А кисти сочные, как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймёт.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь»

 

Автор

Сходство

Различия

Эзоп

 

 

 

 

 

 

Жан де Лафонтен

 

 

 

 

 

 

И. А. Крылов

 

 

 

 

 

 

Вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________