ОКТЯБРЬ 2016


Уважаемые коллеги!


Представляем Вашему вниманию дайджест публикаций сетевого издания Городского методического центра «Слово учителю».



Раздел «Авторские материалы»
 

Андреева А.Ю. Готовимся к итоговому сочинению по литературе. Часть I. Тематическое направление «Опыт и ошибки»
Аннотация: в статье подобран материал, который пригодится как учителю литературы при подготовке одиннадцатиклассников к итоговому экзамену по литературе (сочинение), так и выпускнику по тематическому направлению «Опыт и ошибки». Сформулированы авторские мысли, прокомментированы рекомендуемые к рассмотрению эпизоды или ситуации.
Ключевые слова: автор, авторская мысль, жанр, произведение, ситуация, цитата.
Читать

Андреева А.Ю. Готовимся к итоговому сочинению по литературе. Часть II. Тематическое направление «Дружба и вражда»
Аннотация: в статье подобран материал, который пригодится как учителю литературы при подготовке одиннадцатиклассников к итоговому экзамену по литературе (сочинение), так и выпускнику по тематическому направлению «Дружба и вражда». Подобраны произведения, сформулированы авторские мысли, прокомментированы рекомендуемые к рассмотрению эпизоды (или ситуации).
Ключевые слова: автор, авторская мысль, аннотация, жанр, произведение, ситуация, цитата.
Читать

Андреева А.Ю. Готовимся к итоговому сочинению по литературе. Часть III. Тематическое направление «Разум и чувство»
Аннотация: в статье подобран материал, который пригодится как учителю литературы при подготовке к итоговому экзамену по литературе (сочинение), так и выпускнику по тематическому направлению «Разум и чувство». Подобраны произведения, сформулированы авторские мысли, прокомментированы рекомендуемые к рассмотрению эпизоды (или ситуации).
Ключевые слова: автор, авторская мысль, аннотация, жанр, произведение, ситуация, цитата.
Читать

Андреева А.Ю. Готовимся к итоговому сочинению по литературе. Часть IV. Тематическое направление «Честь и бесчестие»
Аннотация: в статье подобран материал, который пригодится как учителю литературы при подготовке одиннадцатиклассников к итоговому экзамену по литературе (сочинение), так и выпускнику по тематическому направлению «Честь и бесчестие». Сформулированы авторские мысли, прокомментированы рекомендуемые к рассмотрению эпизоды (или ситуации).
Ключевые слова: автор, авторская мысль, аннотация, жанр, произведение, ситуация, цитата, честь.
Читать

Аниканова Н.Е., Соловьёва М.П. Использование напольной ширмы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Аннотация: максимальная реализация образовательного потенциала пространства дошкольной группы – важный принцип создания развивающей предметно-пространственной среды. Используя переносную напольную ширму, можно легко изменять пространство в зависимости от образовательной ситуации: организовать несколько параллельных сюжетно-ролевых игр, провести игровое развлечение, театральное представление.
Ключевые слова: детская игровая ширма, дошкольное воспитание, музыкальное развитие детей, развитие дошкольников, творчество дошкольников.
Читать

Антонова Т.А. «Путешествие в цифроград»: НОД по формированию элементарных математических представлений (в рамках проектной деятельности «Мой любимый город»)
Аннотация: в статье представлен практический опыт работы учителя-дефектолога по формированию и закреплению у детей элементарных математических представлений и представлений о г. Зеленограде. Также в статье представлены игры для развития школьно-значимых функций, которые помогут обеспечить успешность обучения детей в начальной школе.
Ключевые слова: домашний адрес, Зеленоград, многоэтажные дома, счет до 5-ти, ФЭМП.
Читать

Баранова О.Г. Форма реализации учебного проекта по литературному чтению по 2 классе: «Зарубежные писатели – детям»
Аннотация:
 современное образование требует не только изучение учениками материалов учебника, но и проявление креативности для формирования читательских компетентностей. В статье описан план реализации учебного проекта по литературному чтению во 2 классе УМК «Школа России». 
Ключевые слова: актуальность, гипотеза, продукт проекта, реализация, сказка.
Читать

Валединская Н.В., Юрова И.В. Экологическое просвещение студентов через литературно-музыкальный проект «Как прекрасен этот мир»
Аннотация: использование нестандартного мышления, знаний и умений, полученных на общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплинах и других, позволили получить необыкновенный результат – музыкально-художественный проект, цель которого – развить эмоциональную отзывчивость на глобальные проблемы человечества и привить участливость.
Ключевые слова: внеаудиторная работа, нестандартное мышление, эвристический метод обучения, экология, энергосберегающие ресурсы.
Читать

Дерябина Т.Н. Педагогическое мастерство учителя музыки
Аннотация: в данной статье представлен методический материал, обобщающий понятия педагогического мастерства, структурных компонентов и функций педагогической деятельности, отражены особенности музыкально-педагогического мастерства учителя музыки. Материал статьи может привлечь внимание специалистов соответствующего профиля и быть использован в подготовке учителей музыки в колледже и вузе.
Ключевые слова: компоненты и функции педагогической деятельности, музыкальное воспитание, педагогическое мастерство, учитель музыки, человек культуры.
Читать

Джус О.Н., Селихова Е.В. Из опыта работы по привлечению родителей детей с задержкой психического развития к участию в образовательной программе детского сада
Аннотация:
 мастер-классы и беседы, проводимые родителями, представляют существенный вклад в образовательную программу детского сада и играют важную роль в воспитательном процессе. В статье описываются встречи с родителями в период с октября 2015 г. по май 2016 г. Акцент делается на полученных результатах: расширение у детей кругозора, приобретение определенных трудовых навыков и обогащение лексикона.
Ключевые слова: беседа, воспитательный процесс, задержка психического развития, мастер-класс, образовательная программа, родители.
Читать

Дубровина Е.В. Доминирующий фактор в логопедической работе. Нейропсихологический и психофизиологический подходы к обучению детей в школе 
Аннотация: данная работа посвящена нейропсихологическому и психофизиологическому подходу к обучению детей с ОВЗ, которые испытывают трудности в обучении. Логопедом было проведено тестирование детей с целью определения латеральной доминанты органов тела. Используя метод «мышечный тест» был определён индивидуальный латеральный профиль каждого ребенка.
Ключевые слова: латеральный профиль, нейропсихологический и нейрофизиологический подходы, ОВЗ, трудности в обучении, эффективность обучения.
Читать

Кошелев А.А. Из опыта проведения юбилейного урока «400-летие дома Романовых»
Аннотация: в статье речь идёт о юбилейном уроке, который был успешно проведён в феврале 2014 г. на базе одной из московских школ. Автор предлагает взглянуть на историю династии Романовых с точки зрения «новой исторической науки» и в связи с современностью (юбилейные торжества и мероприятия в честь 400-летия дома Романовых в 2013 г.).
Ключевые слова: 400-летие дома Романовых, гендерный подход, интерактивная карта, история повседневности, история семьи, «новая историческая наука».
Читать

Крылова С.Ю. Об опыте обучения детей с ОВЗ в начальной школе
Аннотация: в статье речь идёт об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Кратко описаны методики и приёмы, используемые при обучении детей с ОВЗ. Приведена таблица (лист достижений), где показан результат освоения учебной программы ребенком с ОВЗ.
Ключевые слова: адаптированная программа, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный подход, школьники с ОВЗ.
Читать

Лившиц Г.Я. Словарная работа на индивидуальных логопедических занятиях в условиях дошкольного логопункта
Аннотация: в статье рассматривается проблема пополнения словарного запаса воспитанников в ходе индивидуальных логопедических занятий в условиях дошкольных учреждений общеобразовательного типа. Автором предложен перечень лексических тем с лексико-грамматическими заданиями, речевой материал которых позволяет проводить целенаправленную работу по автоматизации различных звуков речи.
Ключевые слова: дошкольный логопункт, индивидуальное логопедическое занятие, лексические темы, словарная работа.
Читать

Луговой С.И. Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья школьников
Аннотация: в данной статье рассматривается влияние занятий физической культурой на состояние здоровья школьников. На основе изучения влияния физической культуры на их здоровье установлено, что научно-технический прогресс, наряду с положительными эффектами, обрушил на современного учащегося огромный спектр отрицательных воздействий.
Ключевые слова: здоровье, оценка здоровья, тренировочный эффект, физическая нагрузка, физическое воспитание.
Читать

Нагорный Ю.Ф. «Здравствуй, школа!»: праздник первого звонка
Аннотация: статья содержит сценарий, предназначенный для проведения общешкольного «Праздника первого звонка». Он интересен и прост в постановке, способствует творческому включению учащихся в учебно-воспитательный процесс. Сказочные персонажи помогут создать положительный эмоциональный настрой к началу учебных занятий.
Ключевые  слова:  День знаний, ЕГЭ, звонок, ОГЭ, сказочные персонажи, торжественная линейка.
Читать

Петрова А.В., Якунина Е.И. Повседневность ребёнка и подростка в образовательной среде современной московской школы
Аннотация: статья приурочена к 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского. В ней предпринята попытка на примере московской школы описать повседневность детей и подростков в современных социокультурных условиях, а также показать универсальный характер теории, возможность её практического применения в рамках образовательной среды.
Ключевые слова: адаптация, Выготский Л.С., профессиональное мастерство, психологические ресурсы, социокультурные условия, социализация.
Читать

Рябоконь А.В. Индивидуальные игры для младших школьников на уроках русского языка
Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию педагогических игр на уроках русского языка. Игры, делающие урок более интересным, вносят разнообразие и элементы развлечения, при этом в игровом задании реализуются и учебные задачи.
Ключевые слова: игровые технологии, игры на уроках русского языка, индивидуальная игра, словесные игры.
Читать

Селезнёва С.А., Бодрова М.С. Викторина «Физика человека»: опыт проведения и содержание занятия
Аннотация: в статье описан опыт проведения итогового мероприятия курса дополнительного образования «Физика человека», которое обеспечивает формирование у обучающихся единой биофизической картины мира, взаимосвязи явлений природы на примере её уникального объекта – человеческого тела.
Ключевые слова: анатомия, биология, викторина, давление жидкости, диффузия, испарение, скелет, физика, человек.
Читать

Сёмина Е.Е., Половинкина С.В. Родительское собрание «Предупреждение адаптационного синдрома»
Аннотация: поступая впервые в дошкольное отделение, каждый ребёнок проходит процесс адаптации. Этот процесс требует больших затрат психической энергии, который часто проходит с напряжением, а то и с перенапряжением психических и физических сил организма. О том, как облегчить адаптацию – в статье.
Ключевые слова: адаптация, адаптационный синдром, личностно-ориентированный подход, рекомендации, факторы адаптационного процесса, этапы адаптации.
Читать

Смирнов И.А., Смирнова Н.Ю. Об опыте участия российской делегации в Азиатском научном форуме молодёжи (Asian Science Camp – 2016) 
Аннотация: 
статья посвящена работе ежегодного 10-го Азиатского научного форума молодёжи – Asian Science Camp – 2016, который проходил в Бангалоре (Индия). Достаточно подробно освещается программа Форума, а также рассказывается о том, в каких мероприятиях принимали активное участие члены российской делегации.
Ключевые слова: научная деятельность школьников, проектная исследовательская деятельность школьников, Asian Science Camp 2016.
Читать

Сутуга О.Н. Организация практики по специальности «Дизайн в информационных технологиях»
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации практики по специальности «Дизайн в информационных технологиях» – место практики в обучении, главные задачи и виды практики. Приводится список умений и навыков, которые отрабатываются на каждой практике. Рассматривается последовательность работы над проектом, а также задачи преподавателя на каждом этапе работы.
Ключевые слова: дизайн в информационных технологиях, дизайн-проект, задачи преподавателя, последовательность работы над проектом.
Читать

Тесёлкина С.В. «Спешить с добром?!»: воспитательная беседа в начальной школе
Аннотация: статья содержит методическую разработку сценария беседы, рассчитанной на обучающихся начальной школы. Работа с учащимися предполагает формат нравственной беседы, особенностью которой является обсуждение двух небольших жизненных историй. Содержание каждой истории нацеливает учащихся на размышления и ответ на вопрос: «Как совершать добро, не навредив им».
Ключевые слова: беседа, добро, классный час, правила добра.
Читать

Трусова З.И. Сила авторского слова. Новелла В.М. Гаршина «Четыре дня»
Аннотация: статья посвящена новелле В.М. Гаршина «Четыре дня». Анализируется внутренний психологизм в изображении героя, содержится анализ композиционной структуры произведения, акцентируется внимание на художественном своеобразии повествования. Материалы статьи могут использоваться на уроках литературы.
Ключевые слова:  беспощадность, бессмысленность, бесчеловечность войны, правдивость и честность авторского слова, протест против насилия.
Читать

Трусова З.И. Тема Рождества в произведениях Ч. Диккенса и Ф.М. Достоевского (по материалам произведений Ч. Диккенса «Рождественский обед» и Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)
Аннотация: в работе учитель дает свое видение темы и приходит к следующему выводу: Ф.М. Достоевский и Ч. Диккенс рассматривают одну общую и интересную тему Рождества, но воплощают эту тему по-разному. Материалы статьи могут использоваться учителем в седьмом классе при изучении произведения Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Ключевые слова: праздник-исповедь, праздник-проповедь, Рождество, семейное торжество, свет Христа, тяжелый мир униженных и оскорбленных.
Читать

Тюваева Г.И., Рычкова Е.В. Музей как средство познания культуры мира
Аннотация: статья посвящена проблеме воспитания детей в духе демократического, правового общества, уважающего права и свободы личности, формирования у них целостного миропонимания, развития культуры межэтнических отношений и правильного восприятия ценностей культур иных народов.
Ключевые слова: куклы, музей, музейная педагогика, социокультурное развитие дошкольника, толерантность.
Читать

Шабельская Т.В., Ворожейкина И.А., Орехова Л.Н. Досуг, приуроченный ко Дню пожилого человека: опыт проведения и содержание мероприятия
Аннотация: статья содержит описание опыта и содержания занятия, приуроченного ко Дню пожилого человека. Данный досуг рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Основная его цель – формирование духовности и нравственно-патриотического развития дошкольников.
Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, культуротворческая среда, пожилые люди, старость.
Читать

Юшина Т.Э. Детский сад и семья – единое пространство развития ребёнка
Аннотация: в статье рассматривается проблема использования разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников. Новизной подхода является использование городского пространства в познавательном развитии дошкольников с дальнейшим переносом темы в общение в детском саду.
Ключевые слова: взаимопонимание, компетентный родитель, любознательность, образовательная область, открытость, познавательно-исследовательская деятельность, сотрудничество.
Читать

Zum 80. Geburtstag von Christine Nöstlinger
Аннотация: юбилейный урок, посвящённый жизни и творчеству австрийской детской писательницы.
Перейти к уроку


PDF-версия