НОЯБРЬ 2015


Уважаемые коллеги!


Представляем Вашему вниманию дайджест публикаций в сетевом издании Городского методического центра «Слово учителю».



Раздел «Авторские материалы»
 
Андреева А.Ю. «Смеяться, право, не грешно / Над всем, что кажется смешно» (Н.М. Карамзин). Из учительского блокнота
Аннотация: материал для статьи взят из блокнота педагога. Курсивом выделены некоторые учительские заметки и комментарии по поводу проведенного урока в 5-ом классе Пушкинской школы по басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Творческие работы пятиклассников (одна из них предлагается вниманию коллег) свидетельствуют о результативности откровенных бесед при опоре на текст изучаемого произведения.
Ключевые слова: басня, беседа, восприятие художественного текста, чуткость к слову.
Читать

Аниканова Н.Е. Городской фестиваль образовательных фильмов «Удивительная Москва»
Аннотация: Москва – удивительный город музеев и театров, парков и усадьб, уникальных исторических памятников архитектуры. Как показать детям чудеса нашей столицы? Ответ на этот вопрос можно найти в образовательных фильмах, созданных педагогами и родителями по сценариям пешеходных маршрутов, в рамках Городского фестиваля образовательных фильмов «Удивительная Москва». Данная статья посвящена технологии создания таких фильмов.
Ключевые слова: видеосъемка образовательного маршрута, дошкольное образование, образовательные прогулки, обучение видеосъемке, проект «Удивительная Москва», проект «Я покажу тебе Москву»,
Читать

Арсеньева Н.А. Как помочь ребёнку успешно овладеть английским языком?
Аннотация: автор ставит перед собой задачу дать родителям практические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы по овладению английским языком. Автор рекомендует дидактические пособия, прошедшие проверку практикой, качественные онлайн-ресурcы, видеоматериалы, которые окажут неоценимую помощь как родителям, заинтересованным в успехе своих детей, так и преподавателям.
Ключевые слова: английский язык, видеоматериалы, дидактические материалы, начальная школа, онлайн-ресурсы, рекомендации родителям, языковая среда. 
Читать

Бармина Н.А. Сущность визуальной культуры и пути её влияния на студентов колледжей художественного профиля
Аннотация: в данной статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества, существующего в условиях постоянно меняющихся культурных и образовательных ориентиров, усугубленных интенсивным информационным потоком. Уточняются понятия «эстетическая сущность искусства», «визуальность» и «визуальная культура», определяются пути их влияния на студентов колледжей художественного профиля в контексте смены перцептивной парадигмы.
Ключевые слова: визуальность, культура, теория и практика искусства, художественное образование, эстетика.
Читать

Васина Е.С. Детское лото
Аннотация: сложно представить себе сферу развития ребенка, которую бы не охватывала игра «Лото». Статья посвящена использованию этой игры в образовательной деятельности дошкольников.
Ключевые слова: варианты игр в лото, дошкольное воспитание, лото для детей, развитие мышления ребенка, развитие памяти ребенка, развитие ребенка в игре, развитие речи, семейные игры с детьми.
Читать

Винник Е.А. Образовательная деятельность начальной школы с точки зрения «надёжности» школы
Аннотация: целью статьи является представление опыта анализа образовательной деятельности начальной школы по реализации ФГОС начального общего образования с точки зрения конкурентных способностей и преимуществ, перспектив дальнейшего развития. Представлен проблемный анализ с точки зрения «надежности» школы.
Ключевые слова: кадровая надежность, методическая надежность, надежная школа, содержательная надежность, структурная надежность, технологическая надежность, управленческая надежность, финансовая составляющая.
Читать

Гареева А.Ю. «Пристально всматриваясь в город…»: педагогическая мастерская в 8 классе по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Аннотация: целью данной методической статьи является обобщение изученного по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Форма занятия – мастерская – позволяет построить знания в ходе собственной деятельности учащихся. Автор предлагает систему заданий, направленных на интеллектуальное развитие, расширение творческого потенциала, формирование ценностного отношения к миру.
Ключевые слова: комедия, мастерская, приемы создания комического.
Читать

Горбунова И.И. Дидактические игры мини-музея «Колокольчики»
Аннотация: статья посвящена дидактическим играм мини-музея «Колокольчики», которые развивают общие познавательные способности, связную речь, ориентировку в пространстве, сенсорное восприятие и память.
Ключевые слова: дидактическая игра, дошкольники, колокольчик, мини-музей, познавательное развитие.
Читать

Гурьева О.А. «Покормите птиц зимой»: сценарий занятия для дошкольников
Аннотация: детей очень привлекают нетрадиционные техники рисования, при помощи которых можно закрепить полученные знания об окружающем мире, о птицах. Данная непосредственно-образовательная деятельность рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, а также может быть полезна педагогам, занимающимся проблемой экологического воспитания дошкольников.
Ключевые слова: зимующие птицы, кормушка, любовь к природе, пальчиковая гимнастика, пластилинография.
Читать

Гуцал И.Ю., Монахова Е.Н. Сценарий интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ТНР (с использованием игрового парашюта)
Аннотация: статья содержит сценарий интегрированной непосредственно-образовательной деятельности, разработанный совместно логопедом и инструктором по физической культуре (из серии занятий «Мир вокруг нас»). Авторы старались совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с недостатками речи, с задачами развития речи и профилактики дисграфии.
Ключевые слова: игровой парашют, коррекционно-развивающая работа, подготовка к обучению грамоте, речевое развитие, физическое развитие.
Читать

Дмитриева Е.Г. Работа с топографическими и экономическими картами в школьной географии населения России
Аннотация: практическая, личностно-деятельностная направленность современного образовательного процесса ориентирована на формирование ключевых компетентностей учащихся. В данной статье представлен  опыт работы с топографическими и экономическими картами  на уроках географии при изучении следующей темы: «Население России».
Ключевые слова: агломерация, демографическая политика, деятельностный подход в обучении, ключевые компетентности, предметная деятельность, расселение населения, топографические карты, экономические карты.
Читать

Евстратова Т.Е., Боркунова О.М. Система занятий, основанная на методе интегративно-компаративного проекта, как средство формирования и развития лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций при изучении иностранного языка
Аннотация: основная направленность изменения российского школьного образования в XXI веке – обучение на основе внутреннего потенциала ребенка. Этому способствуют интегративные уроки «Иностранный язык + родной язык + литература», позволяющие сочетать анализаторскую и творческую деятельность учащихся. Cтатья посвящена опыту проведения интегрированного урока.
Ключевые слова: интегративная система уроков «Иностранный язык + родной язык + литература», обучение иностранному языку на основе внутреннего потенциала учащегося, организация творческой деятельности учащихся на иностранном языке.                                    
Читать

Кокарева Е.В. Логические блоки Дьенеша
Аннотация: в статье рассказывается об использовании логических блоков Дьенеша – оборудования, входящего в примерный перечень базового оборудования для дошкольных учреждений, учитывающий требования ФГОС.
Ключевые слова: блоки Дьенеша, геометрические фигуры, математические представления дошкольников, пространственное мышление, развивающие игры дошкольникам, учебное оборудование для дошкольников.
Читать

Колпащикова Л.С. Создание системы взаимодействия старших и младших школьников: «Шефство над малышами – это интересно и ответственно!»
Аннотация: статья посвящена описанию опыта организации межвозрастного сотрудничества обучающихся в детском коллективе. Автор, исходя из опыта шефской работы, проведения коллективных творческих дел показывает способы организации преемственности связей между старшими и младшими школьниками.
Ключевые слова: коллективная творческая деятельность, межличностное взаимодействие, межвозрастные связи, шефская работа, шефство-наставничество.
Читать

Комазенкова А.А. Проектная деятельность в детском саду как средство формирования универсальных учебных действий (из опыта работы)
Аннотация: данная статья посвящена актуальной теме: «Проектная деятельность в детском саду». Автор раскрывает специфику работы над проектом в подготовительной группе детского сада, уделив особое внимание привлечению родительской инициативы как основополагающего элемента реализации программы дошкольного образования.
Ключевые понятия: основополагающий элемент, проектная деятельность, реализация программы дошкольного образования, родительская инициатива.
Читать

Конакова Е.А., Коршунова Е.В., Миловзорова А.М. Использование опорных блок-схем и таблиц на примере изучения темы «Эволюция» при подготовке к итоговой аттестации
Аннотация: в данной статье авторы предлагают вариант изучения темы «Эволюция» в курсе 10-11 классов с применением блок-схем. В статье описан опыт применения блок-схем, разработанных авторами и апробированных при проведении уроков.
Ключевые слова: алгоритм, блок-схема, итоговая аттестация, опорный план, системность.
Читать

Корнилов А.В. Итоговая контрольная работа по русскому языку в 11 классе
Аннотация: данная статья содержит пример итоговой контрольной работы, позволяющей не только проверить базовый уровень усвоения выпускниками курса русского языка, но и подготовиться к единому государственному экзамену. Помимо проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, работа помогает проверить знания выпускников по таким разделам русского языка, как «Лексика», «Морфология», «Синтаксис».
Ключевые слова: итоговый контроль, обобщение, русский язык.
Читать

Кратович Е.А. Урок русского языка во втором классе по теме: «Слова, близкие по значению (синонимы)»
Аннотация: в статье представлен сценарий урока по русскому языку во 2 классе. Это урок «открытия» нового знания, где использованы различные виды работы с информацией, самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
Ключевые слова: близкое значение, повторы, синонимы, толковый словарь.
Читать

Лаврентьева С.В. Сценарий игры по русскому языку и литературе, посвященной 100-летию Константина Михайловича Симонова
Аннотация: статья содержит сценарий игры, разработанной в целях формирования интереса учащихся к изучению филологических наук. В игру включены интеллектуальные задания, проверяющие знания лексики, способности к стихосложению, представления о стихотворных размерах, навыки декламирования.
Ключевые слова: декламация, интеллектуальная игра, литература, русский язык, творчество.
Читать

Максимова Ю.Ю. Алгоритм создания реального плана воспитательной работы без формального подхода
Аннотация: в статье описываются конкретные шаги, которые надо сделать классному руководителю для создания продуманного плана, нацеленного на решение воспитательных задач определенного класса.
Ключевые слова: алгоритм создания плана ВР, взаимодействия педагога, воспитательные задачи, план воспитательной работы, способы решения проблем.
Читать

Малькова Н.И. Эмоциональные состояния человека и их влияние на здоровье
Аннотация: статья представляет собой пример проведения внеурочного занятия для учащихся, изучающих курс биологии «Человек» (или мастер-класса для учителей биологии), целью которого является формирование знаний об эмоциональных состояниях человека и их влиянии на организм. Приведены примеры использования двух методик определения эмоционального состояния и даны практические рекомендации по корректировке своей эмоции.
Ключевые слова: влияние на здоровье фоновой эмоции, тест Изарда, физиологические механизмы эмоциональных состояний, шкала градаций эмоций, эмоции.
Читать

Манжинова И.Н., Мародмамадова Г.А., Вютерих Н.П. Организация добровольческих мероприятий в школе на примере благотворительной акции «Дорогою добра»
Аннотация: статья описывает опыт организации ежегодной благотворительной акции школы в помощь детям, больным онкологическими заболеваниями. Благотворительная акция позволяет значительно расширить число участников социально значимой деятельности; создать условия для формирования у обучающихся положительной нравственной оценки таких человеческих качеств, как милосердие, сопереживание, сочувствие; способствует воспитанию доброты, душевности.
Ключевые слова: благотворительная акция, благополучатель, добро, лепта, милосердие, традиции.
Читать

Маслова И.Н. Урок развития речи в первом классе по теме: «Как люди общаются?»
Аннотация: в статье приведен один из конспектов уроков программы опытного образования младших школьников средствам вербального и невербального общения на уроках обучения грамоте. Учащиеся, в ходе такой систематической работы, расширяют свои представления о процессе общения, усваивают такие понятия как «мимика», «жесты», «речь», «интонация», «речевая ситуация».
Ключевые слова: жесты, интонация, мимика, обучение грамоте, общение, развитие речи, русский язык, слово.
Читать

Маслова И.Н. Урок развития речи в первом классе по теме: «Какая бывает речь?»
Аннотация: автор предлагает один из серии конспектов уроков программы опытного образования младших школьников средствам вербального и невербального общения на уроках обучения грамоты. Это помогает организовывать метапредметные связи в обучении, расширяет коммуникативные и речевые навыки учащихся.
Ключевые слова: жесты, интонация, мимика, обучение грамоте, общение, письменная речь, развитие речи, русский язык, слово, устная речь.
Читать

Матюхина Е.Н., Романова Т.Ю. Социальное проектирование. Основные ошибки и пути их предотвращения
Аннотация: в статье представлены основные ошибки, совершаемые при организации проектной деятельности в школе, даны технологии их профилактики. В приложении статья содержит кейсы по социальному проектированию. Материал будет полезен педагогам, курирующим проектную деятельность учащихся любого уровня.
Ключевые слова: задачи, механизмы реализации, проект, проектирование, проектная деятельность, цель.
Читать

Миниханов Р.С. Организация образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа. В статье приведена система мониторинга изучения аспектов образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и предложены рекомендации по итогам проведенного мониторинга.
Ключевые слова: анализ, дети с ограниченными возможностями здоровья, критерии эффективности, мониторинг, образовательный процесс, результаты, рекомендации.
Читать

Михайлова А.Л. Проведение опытов на уроке химии по теме: «Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса»
Аннотация: в статье говорится о проведении лабораторных опытов с использованием электронных весов на уроках химии. При проведении данного урока применяются различные крупы. Автором предложен план урока в рамках ФГОС. Итогом проделанной работы является приведение универсальных учебных действий, которые развиваются у учеников.
Ключевые слова: 8 класс, количество вещества, конспект урока, моль, предметные и метапредметные результаты, ФГОС.
Читать

Орлова М.В. Развивающая пирамидка
Аннотация: пирамидка – многофункциональная игрушка. Она  знакомит ребенка с цветом, формой, величиной, пространственным расположением деталей; обучает сравнению: понятий «больше» – «меньше»; развивает зрительное и слуховое восприятие, внимание, память и т.д. В статье предложены варианты игровых упражнений и заданий с пирамидкой, ее использования во всех видах взаимодействия с дошкольниками.
Ключевые слова: варианты игры с пирамидкой, дошкольное воспитание, занимательные игры дошкольников, игры с пирамидкой, образное мышление дошкольников, развитие моторики руки ребенка, учебное оборудование дошкольникам.
Читать

Романова Т.Ю. Потенциал современных настольных игр в школе
Аннотация: в статье приводится обзор и классификация современных и традиционных настольных игр. Даются рекомендации по использованию настольных игр в урочной и внеурочной деятельности в качестве средства командообразования, профилактики конфликтов и социализации. Статья может привлечь внимание широкого круга читателей, заинтересованных в использовании игровых технологий в своей деятельности.
Ключевые слова: игровые технологии, командообразование, коммуникативные навыки, настольные игры, прикладная конфликтология, социализация.
Читать

Силина Л.В. От команды класса к общешкольной команде: стратегия развития ученического самоуправления
Аннотация: в статье представлен опыт школы Юго-Восточного округа города Москвы по созданию благоприятной среды для свободного творческого развития детей. К проектным инициативам команды ученического самоуправления образовательной организации подключились ряд школ, трансляция результатов деятельности привела к созданию сетевого сообщества школ «Некрасовская республика» с единой педагогической концепцией.
Ключевые слова: актив школы, внеурочная деятельность, воспитание творчеством, школьное самоуправление.
Читать

Синельникова Л.А., Коцегой С.В. Опыт формирования условий для социализации учащихся в пионерской дружине гимназии № 1534 (на примере игры «Зарница»)
Аннотация: в данной статье представлен опыт работы пионерской дружины гимназии № 1534 на примере игры «Зарница». Читатели смогут познакомиться с практическим опытом создания условий для социализации учащихся. Статья может быть полезна для педагогов-организаторов, старших вожатых, кураторов ученического самоуправления, классных руководителей, специалистов службы сопровождения.
Ключевые слова: вожатый, игра «Зарница», отряд, пионерская дружина, Совет пионерской дружины, социализация, старший вожатый.
Читать

Синицын В.А. Авторская мастерская постановки голоса и выразительного чтения для 56 классов как средство реализации ФГОС основного общего образования
Аннотация: в статье дается описание нового и нетрадиционного для школьной практики в рамках внеурочной деятельности авторского спецкурса «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения». Представлена модель учебных пособий – рабочих тетрадей для 56 классов в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
Ключевые слова: выразительное чтение, мастерская, методика работы с текстом, постановка голоса, содержание, спецкурс.
Читать

Синицын В.А. Опыт новых авторских подходов к вопросам языковой экологии в современной школьной практике средствами спецкурса «Русский язык и культура речи»
Аннотация: в статье описывается авторский опыт системы обучения старшеклассников русскому языку и культуре речи средствами спецкурса «Русский язык и культура речи». В логической последовательности представлены подходы к организации развивающего обучения в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, методическая концепция автора, варианты практических заданий и результат их выполнения обучающимися.
Ключевые слова: методические подходы, организация речетворческой деятельности, русский язык и культура речи, спецкурс, учебная опорно-занимательная таблица «Путь к слову».
Читать

Синицын В.А. Праздник творческого вдохновения, или Практическая методика развития детского речевого творчества
Аннотация: статья знакомит с интересными и нетрадиционными приемами для развития детского речевого творчества учащихся 59 классов, представлены наиболее оригинальные и любимые детьми задания и образцы выполнения разножанровых текстов как результат эффективности авторской речетворческой педагогики.
Ключевые слова: методические приемы развития детского речевого творчества, речевое творчество, путь к слову.
Читать

Сотенко Л.В. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством мини-музея
Аннотация: в рамках реализации городского проекта «Дети в музее» в группе, где работает автор, совместно с родителями и детьми создан мини-музей «Сказки в матрешке». В статье предложен авторский конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Ключевые слова: интеграция образовательных областей, мастера-умельцы, матрешка, мини-музей, развитие речевого творчества, художественно-эстетическое развитие.
Читать

Столярова Н.В. Методические приёмы реализации взаимодействия учителя и ученика с применением ИКТ
Аннотация: в статье представлен опыт работы по взаимодействию с учениками при помощи ИКТ; даются задания к некоторым темам школьного курса физики для 7 класса и примеры их выполнения. Предложенные задания помогают детям понять, как применять полученные  на уроках физики знания в повседневной жизни.
Ключевые слова: давление, ИКТ, мощность, перемещение, путь, скорость, способы увеличения и уменьшения давления,  работа, траектория, условия плавания тел, физика в жизни.
Читать

Субботина Т.В. Проведение «Жилищных уроков» в образовательных организациях
Аннотация: в статье представлена информация об актуальности «Жилищных уроков», целях и задачах их проведения, предложена примерная тематика этих уроков в рамках урочной и внеурочной деятельности образовательной организации.
Ключевые слова: жилищная культура, жилищно-коммунальные услуги, Жилищный кодекс, жилищные правоотношения, житель, многоквартирный дом.
Читать

Тимофеев А.М., Тимофеева Н.В. Столыпин и его реформы через призму десятилетий. Сравнительный анализ учебников советского и постсоветского периода
Аннотация: любые исторические события никогда не оценивались обществом однозначно. Реформы Петра Аркадьевича Столыпина – одно из таких событий. В данной статье рассматривается изменение взглядов на жизнь и политическую  деятельность П.А. Столыпина. При написании статьи использовались учебники советского и постсоветского периода. Смена эпох радикально меняла отношение как к самому реформатору, так и его деятельности.
Ключевые слова: П.А. Столыпин, разрушение общины, реформа, учебники советского и постсоветского периода.
Читать

Хрущалина О.А. К вопросу о проблемах в воспитании
Аннотация: в данной статье представлено авторское рассуждение о трудностях в воспитании учащихся в современных условиях и варианты сглаживания проблем.
Ключевые слова: духовные ценности, особенности возраста, проблемы воспитания, эстафета жизни.
Читать

Цыганова А.В. Использование сайта преподавателя в повышении эффективности обратной связи с обучающимися
Аннотация: в статье описан опыт применения сайта в профессиональной деятельности. Рассмотрены преимущества использования сайта в учебной деятельности, в организации взаимодействия педагогов, студентов и родителей. Выделены достоинства и задачи персональной страницы.
Ключевые слова: Интернет, информатика, обучение, педагогическая деятельность, сайт.
Читать

Шейнина О.С., Морозова Ю.В. Выездные образовательные лагеря как мотивационный фактор развития детских объединений и ученического самоуправления (из опыта работы гимназии № 1534)
Аннотация: в статье представлен двенадцатилетний опыт команды учителей гимназии в организации выездного интеллектуально-творческого лагеря «Параллельные миры». Деятельность лагеря освещается с позиции социализации его участников, формирования навыков самоуправления, воспитания актива, развития социальных инициатив.
Ключевые слова: выездные лагеря, детские объединения, КТД, работа с активом, самоуправление, ситуация успеха, социальная одаренность.
Читать

Юрьева И.А. Введение дошкольников в мир искусства средствами мини-музея «Сказки в матрёшке»
Аннотация: часто экспонаты мини-музея «Сказки в матрешке», созданного в нашей группе, используются как дидактический материал для развития речи, воображения, интеллектуальной, эмоциональной сферы ребёнка, для организации дидактических игр, как образцы для изобразительной деятельности. В статье предложен авторский сценарий занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольное образование, мини-музей, народная игрушка, познавательное и художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Читать


Раздел «Юбилейные уроки»
 
А.В. Суворов – русский архистратиг
Аннотация: Юбилейный урок, посвященный талантливому полководцу и военному теоретику, одному из основоположников русского военного искусства.
Перейти к уроку


Путешествие в наномир” (к 30-летию первой публикации о фуллеренах)
Аннотация:
 Юбилейный урок, посвященный открытию фуллерена в 1996 году.
Перейти к уроку

50 лет Детскому музыкальному театру имени Н.И. Сац
Аннотация: Юбилейный урок, посвященный 50-летию со дня открытия первого музыкального театра для детей в Москве.
Перейти к уроку

245 лет со дня рождения И.Ф. Крузенштерна
Аннотация: Юбилейный урок, посвященный 245-летию со дня рождения российского мореплавателя, адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна.
Перейти к уроку


PDF-версия