Столичные власти выделят гранты за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа». Об этом сообщил Мэр Москвы Сергей Собянин в ходе заседания Президиума Правительства города в среду, 8 ноября.

Сергей Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Приступаем к работе. Практически все городские поликлиники у нас работают в системе обязательного медицинского страхования, которое подразумевает клиентоориентированный подход. Чем больше пациентов, прикрепленных к поликлинике, тем больший объем финансирования она получает. Тем не менее такого стимула явно недостаточно, поэтому мы сегодня на заседании рассмотрим и примем целую систему грантов, стимулирующих поликлиники к качественной работе с пациентами, повышению квалификации. Все эти меры направлены на качественное улучшение работы городских поликлиник, на то, чтобы москвичи чувствовали заботу и помощь со стороны амбулаторного звена, которое является важнейшим в системе здравоохранения.

Алексей Иванович (Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Хрипун), пожалуйста, доложите.

Алексей Хрипун: Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые коллеги! Если позволите, кратко о первых результатах грантовой поддержки Правительством Москвы, которая осуществляется с апреля текущего года. Сергей Семенович, напомню, что было учреждено 13 грантов на общую сумму около пяти миллиардов рублей из бюджета города Москвы, и мы сегодня хотели бы кратко доложить о первых результатах и представить новые предложения.

Первое — о поддержке развития новых технологий. В городе за последние годы в три раза увеличилось количество медицинских организаций, которые применяют ВМП (высокотехнологичная медицинаская помощь), сегодня их в Москве 48, по 20 профилям они оказывают медицинскую помощь по новым технологиям, это около 1500 различных методов лечения. Общие объемы ВМП в городе увеличились в четыре раза, а по тем методам, которые финансируются из бюджета города Москвы, на порядок и даже больше. Было принято решение о грантовой поддержке этой работы, и предполагалось определение трех лучших клиник, в которых эта работа поставлена лучше всего. По 100 миллионов рублей — грант на каждую клинику.

Заявили свое участие в конкурсе на получение этих грантов в последние четыре месяца 33 медицинские организации, по нескольким критериям специальная комиссия выбирала лучшую. В частности, эти критерии предполагали повышение квалификации сотрудников, в том числе активное участие в образовательных программах и зарубежные стажировкиэффективность лечения пациентов, в том числе с использованием видеоскопических технологий, увеличение в целом числа больных, которым оказывают ВМП, и диагностические исследования. Победителями оказались три клиники.

Первая из них — 52-я больница, одна из многопрофильных, крупнейших, которая круглосуточно принимает пациентов, в том числе и для оказания ВМП, в год пролечивает около 60 тысяч пациентов, отличается в контексте новых технологий тем, что в этой клинике, например, используется экстракорпоральный метод насыщения крови кислородом. Это те пациенты, у которых есть острая сердечно-легочная недостаточность, и такие больные погибали до самого последнего времени, потому что стандартные методы терапии оказывались неэффективными. Даже на борту медицинских вертолетов мы такие технологии с помощью сотрудников 52-й больницы применяем.

Второй победитель — это крупнейшая в Москве и в России Боткинская больница: 100 тысяч пациентов принимает в год, выполняет более 55 тысяч оперативных вмешательств. Среди высокотехнологичных методов, за которые, собственно, и был присужден грант Правительства Москвы, интраоперационные, то есть применяемые во время операции, методы облучения злокачественных опухолей, различные методы в травматологии и ортопедии, предполагающие в том числе и 3D-моделирование и изготовление специальных протезов с помощью принт-технологий, роботическая хирургия: робот da Vinci — один из лидеров в этой области, его коллектив применяет и в урологии, и гинекологии, и в хирургии печени и поджелудочной железы.

И третья клиника — это больница имени Плетнева, которая тоже занимается новыми методами лучевой терапии и тоже удостоена гранта.

Московские больницы всегда, в любое время суток готовы оказывать экстренную медицинскую помощь, и, собственно, часто эта помощь начинается в машине скорой помощи или на борту вертолета и пациентов везут туда, где их ждут новые технологии, отделения реанимации, интенсивной терапии в том числе.

Был определен грант «Спасая жизни» Правительства Москвы, в конкурсе на получение которого участвовали все многопрофильные московские клиники. Напомню, что в Москве 47 отделений реанимации, интенсивной терапии во взрослых клиниках и 33 — в детских клиниках, включая отделения реанимации неонатального профиля. 10 грантов по 30 миллионов рублей получили клиники, и эти деньги уже доведены до них. Это Институт Склифосовского, в котором в течение года около тысячи сложнейших пациентов в критическом состоянии проходят лечение. Это больница имени Юдина с самым мощным реанимационным коечным фондом — около двух тысяч пациентов в год она пролечивает. Это детская больница Башляева, где за последние семь лет смертность детей в отделениях реанимации уменьшилась в 2,5 раза. Это новая Морозовская больница, где существует уникальная круглосуточная дежурная бригада, включающая всех ведущих специалистов по основным заболеваниям. Это Филатовская больница, где создано одно из самых эффективных отделений неонатальной реанимации. И вклад коллег в то, что в Москве в три раза увеличилась выживаемость детей с низкой и экстремально низкой массой тела, — это во многом заслуга и Филатовской больницы. Это лидер нашей инфарктной сети — больница Давыдовского, ее отделение реанимации в этой номинации — лучшее в Москве. Она же является и проводником новейшей, скажем так, технологии по эндоваскулярной тромбоэкстракции у больных с инсультом. Это 31-я больница среди номинантов, в которой лучшее на сегодняшний день отделение реанимации для инсультных больных. Средства перечислены победителямони используются только для материального стимулирования сотрудников, которые занимаются этими видами работы — врачей и медицинских сестер.

Грантовая поддержка реализуется и в амбулаторной службе — то, о чем вы говорили, Сергей Семенович. На эти цели в этом году направлено, уже доведено до медицинских организаций 312 миллионов рублей. Это доплаты, которые мы осуществляем с июня врачам общей практики, врачам, которые ведут пациентов с тремя или несколькими хроническими заболеваниями, и сопровождающим их медицинским сестрам. В ноябре мы начинаем выплаты сотрудникам патронажной службы и другим категориям сотрудников, в том числе и тем нашим врачам, которые успешно сдали экзамен и получили статус «московский врач», — это 39 человек, в ноябре они уже получатзаработную плату с соответствующей надбавкой — 15 тысяч рублей.

Сегодня, Сергей Семенович, мы предлагаем еще один новый грант. Направлен он на развитие двух глобальных городских проектов: «Московский стандарт поликлиники» и «Московский стандарт детской поликлиники». Цель одного и другого общая — сделать московскую поликлинику еще более доступной, удобной, комфортной, в которой работают профессионалы и оказывают медицинскую помощь на современном уровне. Те лучшие поликлиники, которые в наибольшей степени будут отвечать этим целям, по итогам года получат соответствующие гранты, а именно 30 ежегодных грантов и восемь квартальных грантов на общую сумму 416 миллионов рублей. Деньги будут доведены исключительно для материального стимулирования и поощрения сотрудников.

Просим поддержать, Сергей Семенович, этот проект. Мы его согласовали со всеми подразделениями Правительства Москвы

Сергей Собянин: Хорошо, спасибо. Исаак Иосифович(Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина), мы продолжаем работать над мегапроектом под названием «Московская электронная школа», он активно развивается, внедряется во всю образовательную сеть.

Конечно, очень важно насытить школы новым высокотехнологичным оборудованием. Это и интерактивные доски, и Wi-Fi, и новые компьютеры и так далее. Но еще более важно — наполнить ее интересным образовательным контентом. Учителя Москвы включились в эту работу, на сайте библиотеки МЭШ уже десятки тысяч сценариев уроков, но тем не менее мы видим, что этого недостаточно.

Мы проводили соответствующий круглый стол, на котором договорились о том, что подключим к этой работе не только педагогов московских школ, но и всех желающих, которые могли бы помочь в формировании образовательных программ. Это и профессиональное сообщество, и компании, которые профессионально занимаются образовательным контентом, это и просто индивидуальные предприниматели, которые готовы разработать и представить небольшие проекты. Таким образом, необходимо сделать так, чтобы к этому проекту подключилось, по сути дела, все креативное городское сообщество. Я просил разработать систему поощрений, систему грантов, для того чтобы появилась заинтересованность в этом проекте.

Пожалуйста, доложите, как прошла эта работа и что вы предлагаете.

Исаак Калина: Спасибо, Сергей Семенович. Если можно, то сначала о том, как система сейчас входит в этот проект, буквально несколько слов. Дело в том, что сегодня, и мы все это понимаем, уже сделано очень много для того, чтобы московская школа могла сегодня ориентироваться на потребности не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, то есть под будущие рабочие места, под будущие профессии, под новые технологичные условия жизни, работы в нашем городе. Поэтому сама школьная жизнь тоже должна быть такой же высокотехнологичной.

Тем более что сегодня у каждого школьника есть зачастую с детства привычные ему мобильные устройства. Учебник перестал быть единственным источником информации. А вот роль учителя, конечно же, сегодня не только сохраняется, но и развивается: он становится организатором этой новой, современной, технологичной учебной деятельности.

И поэтому вы абсолютно правы: образовательный контент — это основа для создания современных условий для обучения. Это означает, что каждый урок должен быть наполнен интересной полезной информацией. Для этого и создаются интерактивные задания, выполняя которые ученик становится активным участником урока, а не пассивным, как было раньше.

Для современного москвича самый ценный ресурс — время. Сегодня в городе есть все условия, чтобы необходимые сервисы москвич мог использовать в любом удобном месте. Мы хотим, чтобы так же было и в школе, чтобы была доступна информация о жизни ребенка, о его расписании, результатах, чтобы была выстроена система взаимодействия с учителями и родителями одноклассников — это важные компоненты «Московской электронной школы».

В то же время современному учителю необходимы современные условия для работы. Это, конечно же, и планшеты, интерактивные панели, но это и система мониторинга эффективности его собственной деятельности, система обмена контентом с коллегами, своевременная информация о возможностях, которые предоставляет ему город. И в современной московской школе учителю теперь не нужно тратить время на заполнение каких-либо отчетов — все это делается сегодня автоматически. И современный московский учитель может заниматься в школе своим прямым делом. Он обеспечен сервисами, которые значительно облегчают его работу. То есть цифровая среда сегодня позволяет сделать профессиональное мастерство достоянием практически каждого московского учителя.

В то же время «Московская электронная школа», конечно же, — это модернизация всей инфраструктуры школы: это и современные беспроводные сети, интерактивные панели, которые воспроизводят контент, который, что важно, иначе просто воспроизвести было невозможно, ни в какой полиграфии его просто невозможно ребятам дать. И «Московская электронная школа» интегрирует в себе множество различных решений: это электронный журнал, система «Проход и питание», сведения из облачной бухгалтерии, система записи в школу, дополнительное образование.

И что важно, Сергей Семенович, коллеги наши из других департаментов, служб приняли тот сигнал, который вы подали, когда были в «Яндексе» на круглом столе, и сегодня можно говорить, что МЭШ — это продукт, разработанный не только учителями, но уже и многими городскими структурами. Например, коллеги из Департамента ЖКХ, Департамента транспорта, Департамента градостроительной политики уже направили для размещения в «Московской электронной школе» свои материалы. Этот процесс продолжается и расширяется.

Сергей Собянин: Я прошу на это направление обратить внимание, потому что мы с большим удовольствием проходим те или иные предметы на примере Лондона, Нью-Йорка, Шанхая, при этом не используем вообще практически городской материал о том, что происходит в нашем городе, как развивается транспортная система, как развивается здравоохранение, как развивается экология и так далее и тому подобное. И мне кажется, что у нас по каждому предмету должен быть необходимый минимум материалов о нашем любимом городе, о нашей стране, а уже потом о том, что происходит за рубежом. Иначе мы будем лучше знать, что у нас происходит за тысячу километров от Москвы, а что делается в Москве, мы и знать не будем.

Поэтому, мне кажется, надо активно всем департаментам предметно разработать план совместно с Департаментом образования и предоставить контент для наших школ, причем в таком виде, в котором они могли бы его использовать для проведения уроков.

Исаак Калина: Спасибо, Сергей Семенович. У нас есть вместе со всеми департаментами…

Сергей Собянин: Пожалуйста, сделайте такой план и дайте мне его на подпись.

Исаак Калина: Хорошо. Хороший опыт по работе над учебником английского языка…

Сергей Собянин: Так как мы любим бюрократические процедуры, еще раз говорю, вы составьте с коллегами план и дайте мне на утверждение.

Исаак Калина: Принято. Но сегодня, конечно, в первую очередь, первый этап — это наполнение проекта «Московская электронная школа» силами московских учителей, и в самом деле уже много продуктов размещено. Часть из них размещена пока только в личных кабинетах и используется на собственных уроках учителями, что делает, конечно же, их более интересными и продуктивными.

Но сегодня учитель может не только пользоваться своими собственными разработками, учителя все больше и больше делятся своими разработками, отправляют их на модерацию, которую ведут лучшие практикующие учителя и ИТ‑специалисты. И те разработки, которые проходят модерацию, попадают в общедоступную библиотеку «Московской электронной школы».

Конечно же, абсолютно верно, что необходимо, чтобы не только учителя были разработчиками контента МЭШ, поэтому мы предлагаем утвердить систему грантовой поддержки, которая расширит, если можно так выразиться, авторский коллектив «Московской электронной школы» и привлечет туда уже гораздо больше желающих дать хороший, добротный материал для московских учителей, для московских школьников. А учителя фактически голосуют за эти учебные материалы, своим использованием этих материалов. Собственно, система гранта привязана в первую очередь к востребованности этих материалов.

Возможность поощрения качественного контента и компаний разработчиков также учтена в системе гранта, то есть технически сложные электронные ресурсы — интерактивные квесты, мобильные приложения, виртуальные музеи — должны быть сегодня благодаря этим грантам стать доступными каждому ученику московской школы. Принцип грантовой поддержки по факту востребованности сохраняется для этих сложных решений.

То есть можно сказать, что сегодня «Московская электронная школа» — это реализация нового уровня образовательной политики города, основанной на принципах современности, технологичности, открытости, доступности и, самое главное, высокого качества для учеников, учителей и родителей.

Прошу согласовать проект постановления, и мы готовы к выплате этих грантов.

Сергей Собянин: Артем Валерьевич (Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы Артем Ермолаев), у вас есть что добавить?

Артем Ермолаев: Сергей Семенович, при работе над документами мы проводили по вашему поручению встречу с различными группами производителей контента, как с компаниями, так и с индивидуальными предпринимателями, получили от них замечания и предложения. Потому что, если Правительство сегодня примет это постановление, вслед за ним будет подписан совместный приказ Департамента образования и Департамента информационных технологий, который определяет правила работы с контентом, то есть как его загрузить, как его обработать. Именно эти документы по вашему поручению мы публично обсудили, получили замечания, доработки. Это пункт номер раз.

И пункт номер два. Хотел обратить внимание, что, опять же по вашему поручению, задача была не сделать ни в коем случае цифрового кладбища, поэтому принцип, который заложен в программу, состоит в том, что грант выдается только за тот контент, который реально используют. Это даст возможность сформировать совершенно уникальный подход к тому, чтобы в системе находился всегда только востребованный контент.

Сергей Собянин: Когда можно воспользоваться новой системой? Когда можно будет заходить на портал, загружать контент, получать адекватную реакцию?

Артем Ермолаев: Сергей Семенович, после сегодняшнего постановления Правительства нам нужен день, чтобы принять приказы. И начиная с понедельника можно непосредственно заходить на ресурс mos.ru, где детально расписана инструкция, как пользоваться элементами. Если в двух словах, то любой разработчик пишет обращение о том, что он собирается предоставить контент, ему дают логин и пароль, он загружает контент. В течение двух недель контент рассматривается на предмет того, что он методологически корректен, что он не содержит вирусов, и после этого он публикуется в системе. А дальше мы считаем, сколько раз использовался этот контент непосредственно учителями, и после этого, соответственно, мы выплачиваем грант в зависимости от того, сколько раз он использовался и какой сложности он был. Поэтому начиная с понедельника это уже…

Сергей Собянин: Как вы считаете, сколько потребуется времени, чтобы получить первые понятные результаты новой системы? Четыре месяца, пять? Сколько нужно, чтобы понять, правильно, неправильно она выстроена? Может, там что-то необходимо усовершенствовать, дополнить, изменить? Когда мы сможем вернуться к этому вопросу?

Артем Ермолаев: Сергей Семенович, я думаю, что три месяца — это тот срок, который адекватен, для того чтобы информация стала доступной, коллеги могли начинать давать информацию, самое главное, могли начать использовать контент, потому что не так быстро можно взять и встроить сразу же контент в учебный процесс, нужна адаптация. Если вы нам дадите три месяца, то…

Сергей Собянин: Хорошо, как будут первые значимые результаты, вы доложите.

Артем Ермолаев: Есть!

Сергей Собянин: Спасибо.