МАРТ 2016


Уважаемые коллеги!


Представляем Вашему вниманию дайджест публикаций сетевого издания Городского методического центра «Слово учителю».



Раздел «Авторские материалы»
 
Алабина С.В., Григорьева В.В., Крысанова Е.А. Педагогический проект «Расскажите детям о Москве»
Аннотация: в данной статье представлен практический опыт проектной деятельности в ДОО на тему: «Расскажите детям о Москве». Целью реализации данного проекта является использование образовательных возможностей социокультурного пространства города Москвы в образовании, воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, проектная деятельность, совершенствование духовно-нравственной личности, социокультурное пространство.
Читать

Андреева А.Ю. «Незнакомка» А.А. Блока на уроке литературы
Аннотация: статья содержит методическую разработку по изучению «Незнакомки» А.А. Блока в 11-ом классе. Эта разработка построена как репортаж с урока литературы. В статье описано, как воспринимают современные школьники шедевр Блока, как толкуют поэтические образы, какие проблемы поднимают.
Ключевые слова: деталь, композиция, лексика, лирический герой, оксюморон, пейзаж, портрет, поэтический образ, символизм.
Читать

Аргунова Л.Ю. Возможности использования интернет-ресурсов в организации самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии
Аннотация:
в статье описан опыт организации самостоятельной и коллективной работы с интернет-ресурсами. Выполняя задания, учащиеся приобретают опыт работы с информацией, создания своего продукта, анализа собственной деятельности и оценки своих результатов.
Ключевые слова: интернет-ресурсы, обучающее задание, создание географических картодиаграмм, статистика по географии, электронный дневник.
Читать

Балакина М.В. Взаимодействие классного руководителя и педагога-психолога по сопровождению социализации обучающихся
Аннотация: в статье рассматриваются основные направления взаимодействия классного руководителя с педагогом-психологом по проблеме социализации обучающихся, приведен анализ некоторых диагностических методов, которые обеспечат эффективную работу классного руководителя по работе с классным коллективом.
Ключевые слова: взаимодействие, коллектив, мониторинг, психологический климат, социализация.
Читать

Бобряшова И.А. Блиц-проект для 10 профильного класса: «Создание альбома микрофотографий “Растительные ткани”»
Аннотация: автором предложен сценарий организации блиц-проекта по биологии в профильном медицинском классе. Целью такого проекта является создание условий для формирования у обучающихся представлений об отличительных особенностях разных типов тканей и о взаимодействии их в составе органов.
Ключевые слова: микрофотографии, образовательные ткани, основные ткани, проводящие ткани, растительные ткани.
Читать

Брыгина Ю.Н. Эффективные пути социализации младших школьников
Аннотация: в данной статье обобщен опыт работы начального общего образования ГБОУ «Академическая гимназия № 1534» по социализации младших школьников. Приведены эффективные приемы и конкретные мероприятия по социализации, адаптации первоклассников и обучающихся начальной школы гимназии.
Ключевые слова: адаптация, воспитание, младший школьник, первоклассник, социализация, ФГОС НОО.
Читать

Бурцева М.С. Эффективные методы и приёмы работы с детьми в условиях инклюзивного образования
Аннотация: в данной статье затронута тема совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и детей с «нормой» в общеобразовательной организации. Автор предлагает использовать методы или приемы АВА-терапии, доказавшие свою эффективность в специальном образовании.
Ключевые слова: инклюзивное образование, обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной организации.
Читать

Буцкая Н.Н. Урок занимательной химии
Аннотация: статья содержит опыт занятия, в котором в игровой форме продолжается развитие познавательного интереса учащихся к предмету «Химия», появляется возможность обобщения, закрепления и систематизации знаний школьников 9 классов о химических элементах, понятиях, соединениях и явлениях.
Ключевые слова: внеклассное мероприятие по химии, распознавание веществ, стихи о химии, химический детектив, химический конкурс.
Читать

Григорова О.Т., Зотова М.О., Евсеева А.А. Общешкольный групповой проект
Аннотация: в данной статье рассказано об опыте проведения дня общешкольного группового проекта с разновозрастными участниками. Даны пошаговые инструкции для реализации проекта, представлен комплект документов для проведения проекта, описание хода проекта и результатов работы.
Ключевые слова: групповой проект, общешкольный проект, роли в группах, статистика, хронологическая таблица, цели и задачи проектной работы.
Читать

Григорова О.Т., Зотова М.О., Евсеева А.А. Технология проведения проектных уроков и уроков-тренингов
Аннотация:
в данной статье подробно описано, как подготовить и провести уроки двух типов: урок-проект и урок-тренинг. Форма обоих уроков – групповая. В описанных уроках мы применяем систему критериального оценивания и технологию «сотрудничества», которые позволяют реализовать многие положения ФГОС.
Ключевые слова: групповой урок, критериальная система оценивания, планирование, проект, сотрудничество, технология, тренинг, целеполагание.
Читать

Гуртова Е.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога ДОУ
Аннотация: данная статья посвящена вопросу здоровьесберегающих технологий в работе педагога ДОУ.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, точка зрения.
Читать

Гурьянычева Н.Ю. Сотрудничество психолога с классным руководителем по сопровождению социализации и воспитания обучающихся
Аннотация: в статье психолога рассматриваются актуальные проблемы способов взаимодействия педагога и обучающихся в классном коллективе, оценки эффективности воспитательной системы класса, уровней развития классного коллектива.
Ключевые слова: лидерство, мониторинг воспитательной системы, сотрудничество педагога и психолога, социализация.
Читать

Джойс Е.Н. Применение интерактивной технологии Guided Discovery на грамматических уроках в 3 и 4 классах начальной школы
Аннотация:
данная статья посвящена опыту применения технологии Guided Discovery, адаптированной для использования на уроках обучения грамматике в начальной школе. Новизной подхода является идея, что умение познавать активно и целенаправленно (когнитивное мышление) должно развиваться в раннем школьном возрасте.
Ключевые слова: английский язык, интерактивные технологии, когнитивное развитие, начальная школа, Guided Discovery.
Читать

Егорова Н.Е., Молчашкина Е.М. Профилактика возникновения дисграфии и дислексии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дифференциация согласных П – Б
Аннотация: данная статья представляет собой систему практических заданий и упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основной целью занятий является профилактика возникновения дисграфии и дислексии на примере дифференциации согласных П – Б.
Ключевые слова: буква, дисграфия, дислексия, дифференциация, звук, слово, слог, согласный, чтение.
Читать

Жоголева О.М. Реализация программы воспитывающей деятельности в классном коллективе
Аннотация: статья посвящена опыту реализации программы воспитывающей деятельности. Автор представляет элементы программы, пути ее реализации, направления и формы воспитывающей деятельности и критерии оценки работы классного руководителя, предполагаемые результаты реализации программы.
Ключевые слова: критерии оценки работы классного руководителя, программа воспитания и социализации, программа воспитывающей деятельности, социализация.
Читать

Жужукина С.А. Использование пересказа как средства формирования и развития коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
Аннотация: в данной статье значительное внимание уделяется необходимости использования пересказа на уроках в начальной школе как средства формирования и развития коммуникативных компетенций; рассмотрены классификации пересказа, предложенные Т.А. Ладыженской и М.Р. Львовым; даны практические рекомендации по преодолению и предупреждению недочетов разных видов пересказа.
Ключевые слова: виды изложений, виды пересказа, начальная школа, развитие речевых компетенций, рекомендации по предупреждению недочетов.
Читать

Журавлёва М.Н. Принципы, требования и этапы реализации метода исследовательских проектов в группах детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Аннотация: в статье идет речь о методе исследовательских проектов и возможности практической реализации данного метода в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Рассматривается проблема соответствия метода исследовательских проектов основным дидактическим принципам.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, метод проектов, предметно-развивающая среда, формы и этапы организации проектной деятельности.
Читать

Карпинчик С.Г. Исторические парадоксы как метод реализации компетентностного подхода (на основе информационного пространства исторического парка «Россия – Моя история»)
Аннотация:
особенность исторического парадокса в том, что он непосредственно связан с историческим событием, обстоятельствами и последствиями. Работа с историческим парадоксом способствует освоению обучающимися межпредметных понятий, универсальных учебных действий, достижению метапредметных результатов.
Ключевые слова: виды парадоксов, метод исторического парадокса, парадокс, формы парадоксов.
Читать

Киревичева В.В., Провоторова Т.Н. Проведение физкультурных занятий с учётом индивидуальных возможностей здоровья детей дошкольного возраста
Аннотация:
в данной статье затронута тема организации  занятий по физической культуре, позволяющая работать одновременно с группами детей с различными особенностями и возможностями.
Ключевые слова: инклюзивное образование, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации.
Читать

Костикова Т.В. Детское общественное объединение «Кузнецовцы» в открытой творческой образовательной среде школы
Аннотация: в статье представлен опыт работы детского общественного объединения «Кузнецовцы» по созданию условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации учащихся, их личностному успеху во взрослой жизни через активное участие в социально значимой деятельности.
Ключевые слова: детское общественное объединение, деятельность, самореализация, социализация, творческая образовательная среда.
Читать

Котов П.Л. Ресурсы парка «Россия – Моя история» как материал для знакомства с гендерной историей
Аннотация: автор рассматривает вопросы знакомства обучающихся старших классов с современными направлениями историографии. Речь идет о гендерной истории, которая занимается рассмотрением функционирования в обществе «мужских» и «женских» социальных традиций, определяющих основные общественные процессы.
Ключевые слова: власть, гендер, гендерная история, «женская» история, политика, «царство женщин» XVIII века в России.
Читать

Молчкова О.В. Проект «Мультфильм своими руками»
Аннотация: данная статья рассказывает об использовании проектной деятельности в работе с дошкольниками, раскрывается ее значение в образовательном процессе. Описывается процесс создания мультфильма в условиях детского сада.
Ключевые слова: активность, мультфильм, проект, самостоятельность.
Читать

Назарова С.Е. Об опыте проведения совместного игрового досуга для детей старшей группы с участием родителей по теме: «Хлебосольство на Руси»
Аннотация: данный опыт работы поможет заложить нравственные начала в детях через ознакомление с традицией хлебосольства в игровой, увлекательной, наполненной яркими впечатлениями и интересными делами, форме.
Ключевые слова: игровой досуг, колобок, печь, пирог, познавательное развитие, речка, сказка, хлеб, хлебосольство, яблонька.
Читать

Никифорова М.Н. Методическая система «Создание и развитие у обучающихся универсальных учебных действий с использованием системно-деятельностного подхода»
Аннотация: в статье описана методическая система создания, формирования и развития у обучающихся универсальных учебных действий с использованием системно-деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС.
Ключевые слова: математика, методическая система, системно-деятельностный подход, УУД, ФГОС ООО.
Читать

Николаева М.А., Калачёв С.Л., Карташова Л.В. Методика разработки и применения ситуационных задач, предназначенных для формирования профессиональных компетенций
Аннотация: статья посвящена ситуационным задачам – средству, позволяющему моделировать профессиональную деятельность в учебном процессе. Описаны этапы формирования ситуационных задач, даны рекомендации их разработчикам, изложены элементы структуры ситуационной задачи.
Ключевые слова: моделирование профессиональной деятельности, образовательный процесс, профессиональные компетенции, ситуационные задачи.
Читать

Новрузова С.Н. Использование возможностей программы iMovie в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)
Аннотация: автор статьи рассказает о собственном опыте использования возможностей программы iMovie, установленной на MacBook, как в урочной, так и во внеурочной проектной деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, системно-деятельностный подход, урочная и внеурочная деятельность, iMovie, MacBook.
Читать

Овсянникова И.А. Игры на обогащение мотивов речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: статья содержит дидактические игры и различные коммуникативные ситуации для обогащения речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности («Волшебное панно», «Говорящие рисунки», «Путешествие по нашему городу»).
Ключевые слова: обогащение мотивов, речевые умения, связная речь, сказочная коммуникативная ситуация, совместная деятельность.
Читать

Орехова Е.Е. Использование тестового задания на уроках литературного чтения в условиях введения ФГОС НОО
Аннотация: статья содержит тестовое задание, которое используется для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков по литературному чтению.
Ключевые слова: изобразительные средства языка, логические ударения, строфа.
Читать

Полежака С.И. Интерактивные формы организации обучения на уроках истории в профессиональных образовательных организациях
Аннотация: в статье обосновывается мысль о том, что активные методы обучения имеют большое значение при подготовке конкурентоспособного специалиста. Автором предпринята попытка обобщения педагогического опыта при реализации интерактивных форм организации обучения на уроках истории, способствующих успешной социализации обучающихся в современных условиях рыночной экономики.
Ключевые слова: интерактивные формы организации обучения, проектная и исследовательская деятельности, формы организации учебной деятельности.
Читать

Русанова Н.Б. Образ сеятеля в русской лирике: от А.С. Пушкина до В. Хлебникова
Аннотация: данная статья посвящена сопоставительному анализу стихотворений, посвященных образу сеятеля в русской лирике. Источник данного образа (библейская притча о сеятеле) был многократно переосмыслен в русской лирике.
Ключевые слова: А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, В.Я. Брюсов, В. Хлебников, народ, притча, свобода, сеятель, творчество.
Читать

Степанова С.Н., Cмекалина Н.С., Силантьева Н.Г. Массажные кольца
Аннотация: в статье представлены игры и игровые упражнения с массажными кольцами для образовательной деятельности детей.
Ключевые слова: двигательные навыки детей, массажные кольца детские, оздоровительная работа с детьми, учебное оборудование для дошкольников.
Читать

Танасогло А.М. Урок рефлексии по теме: «Основные классы неорганических соединений»
Аннотация: автором статьи предложены методические рекомендации по проведению урока в 8 классе по теме: «Основные классы неорганических соединений» (урок рефлексии, разработанный с учетом ФГОС).
Ключевые слова: 8 класс, основные классы неорганических веществ, урок рефлексии, ФГОС, химия.
Читать

Тесёлкина С.В. Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме дискуссии: «Терроризм! Можно ли победить?»
Аннотация: в данной методической разработке актуализируется проблема общественной безопасности, связанная с терроризмом – всемирной угрозой человечеству. Автор работы предлагает обучающимся поразмышлять над следующим вопросом: «Можно ли победить терроризм?».
Ключевые слова: аргументы, дискуссия, идеи, терроризм, угроза.
Читать

Трубецкая И.В. Практический опыт по оценке межпредметных и метапредметных результатов методом внеаудиторного проектирования
Аннотация: в статье предлагается обзор результатов работы за учебный год студентов и педагогов экспериментально-производственной группы. В представленном продукте удалось реализовать синтез творческих идей преподавателей и студентов с их полным производственным воплощением.
Ключевые слова: владение универсальными учебными действиями, внеаудиторные занятия, производственный проект.
Читать

Чегодаева С.Ю. Использование физиоролла в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Аннотация: статья содержит описание упражнений на физиоролле, способствующих развитию координации движений, коррекции нарушений осанки, улучшению психоэмоционального состояния дошкольников.
Ключевые слова: гимнастические упражнения дошкольникам, коррекционная гимнастика с детьми, подвижные игры с детьми, физкультурное оборудование в детском саду.
Читать

Шелатуркина Е.В. Особенности раннего обучения английскому языку
Аннотация: данная статья посвящена раннему обучению английскому языку детей 3–6 лет в детском саду или группе развития. В статье предпринята попытка обобщить опыт работы с самыми маленькими учениками.
Ключевые слова: английский язык, дидактические игры, коммуникативный подход, подвижные игры, раннее обучение.
Читать

Щербаков С.Н. Ресурсы экспозиции Исторического парка «Россия – Моя история» в контексте изучения военной истории России
Аннотация: на основании содержания экспозиции Исторического парка «Россия – Моя история» (ВДНХ, павильон № 57) рассматриваются ресурсы мультимедийной исторической выставки «Романовы» и «Рюриковичи» в контексте изучения военной истории России.
Ключевые слова: армия, битвы, полководцы, конница, пехота, Романовы, Рюриковичи, стрельцы, флот.
Читать

Щербаков С.Н. Рецензия на книгу Н.В. Эйльбарт «Смутное время в польских документах Государственного архива Швеции: Комментированный перевод и исторический анализ»
Аннотация: в книге Н.В. Эйльбарт содержатся ценные источники, взятые из Государственного архива Швеции и освещающие события Смутного времени в России в начале XVII века. Материалы книги будут интересны преподавателям истории и обучающимся при подготовке проектных работ и исследований.
Ключевые слова: воевода, замок, король, план, поход, реляция, смута, староста.
Читать

Щербаков С.Н. Рецензия на монографию Е.А. Световой «Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти»
Аннотация: в монографии Евгении Александровны Световой исследуется положение царского двора Алексея Михайловича в контексте абсолютизирующейся царской власти, рассматриваются персональный состав правящей элиты двора, его структура и связь с управленческим аппаратом государства.
Ключевые слова: абсолютизм, власть, сословно-представительная монархия, церемониал, чины, элита.
Читать

Щербаков С.Н. Рецензия на учебник для студентов вузов «Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин. Вспомогательные исторические дисциплины»
Аннотация: учебник для студентов вузов «Вспомогательные исторические дисциплины» (под ред. профессора Г.А. Леонтьевой) содержит главы, посвященные палеографии, археографии, нумизматике, сфрагистике, геральдике, вексиллологии, метрологии и др.
Ключевые слова: археография, генеалогия, геральдика, метрология, нумизматика, образование, ономастика, палеография, сфрагистика, хронология, эпиграфика.
Читать

Щербинина Н.Т., Дедловская М.Ю., Щербинина В.А. Музейная педагогика как инструмент воспитания патриотизма и любви к Родине
Аннотация: в статье описан опыт работы по воспитанию патриотизма и любви к Родине посредством использования музейной педагогики, непосредственно экспонатов музея. Также указана роль музея в работе по преемственности между дошкольным образованием и начальной школой.
Ключевые слова: игры, мероприятие, музей, музейная педагогика, патриотизм, преемственность, экспонат, старший возраст, чувственное восприятие, экспонат.
Читать


Раздел «Юбилейные уроки»
 
270 лет со дня рождения Ф. Гойи
Аннотация: Юбилейный урок, посвященный жизни и творчеству великого испанского художника.
Перейти к уроку

170 лет со дня рождения В.В. Докучаева
Аннотация: Юбилейный урок, посвященный жизни и деятельности основоположника такой науки, как почвоведение.
Перейти к уроку

110 лет со дня рождения А.А. Роу
Аннотация: Юбилейный урок, посвященный кинорежиссеру и первооткрывателю в кино русской народной сказки.
Перейти к уроку

100 лет общей теории относительности
Аннотация: Юбилейный урок, посвященный юбилею публикации окончательной версии «Основы общей теории относительности».
Перейти к уроку


PDF-версия