ИЮНЬ 2015


Уважаемые коллеги!


Представляем Вашему вниманию дайджест публикаций в сетевом издании Городского методического центра «Слово учителю».

 

Раздел «Авторские материалы»

Богданова М.А. Знакомство с рычажными равноплечими весами
Аннотация: в статье рассказывается об использовании в образовательной работе с детьми весов рычажных равноплечих (балансир) с набором разновесов, входящих в примерный перечень базового оборудования для детского сада, учитывающий требования ФГОС.
Ключевые слова: детские весы, детские игры с весами, дошкольное воспитание, математическое развитие дошкольников, оборудование для дошкольников, познавательное развитие детей, умственное развитие.
 
Богряшов А.А. Подготовка учащихся к выполнению нормативов ГТО в образовательных организациях
Аннотация: в статье представлены рекомендации для учителей физической культуры, которые готовят обучающихся к выполнению нормативов ГТО в условиях отсутствие 60 и 100-метровой беговой дорожки.
Ключевые слова: легкая атлетика, нормативы ГТО, отсутствие беговой дорожки.
 
Бургучёв А.С. Особенности туристско-краеведческой деятельности в школе
Аннотация: статья посвящена организации туристско-краеведческой деятельности в школе. Автор представляет свой опыт организации походов, подготовки к ним, анализирует виды деятельности во время похода и его проектно-обучающий потенциал.
Ключевые слова: детско-юношеский туризм, маршрутная карта, метапредметные связи, ориентирование на местности, паспорт маршрута, поход, туристско-краеведческая деятельность.
 
Валуева Н.Л. Уроки экономики в рамках реализации ФГОС. Экспозиция Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей
Аннотация: в статье представлен опыт проведения занятия в столичном Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей. Задания, подобранные для работы в данном музее, дают возможность с различных сторон рассмотреть портрет российского купечества, познакомиться с их деятельностью, оценить размах благотворительности и меценатства.
Ключевые слова: виды деятельности, купечество, меценатство, предпринимательства, урок в Москве.
 
Валуева Н.Л., Миронова Н.С. Индивидуальный проект в рамках реализации ФГОС
Аннотация: в статье показаны различия учебного и исследовательского проекта от индивидуального проекта. Рассматриваются вопросы, как достичь результатов выполнения индивидуального проекта и мотивировать обучающихся, предлагаются темы для индивидуального проекта по предмету «экономика».
Ключевые слова: индивидуальный проект, исследовательская деятельность, классификация проектных работ, проектная деятельность, учебное исследование, учебный проект, ход выполнения проектной работы.
 
Валуева Н.Л., Радькова И.А. От образовательного проекта «Урок в Москве» к межпредметному проекту
Аннотация: данная статья посвящена особенностям межпредметных проектов на уроках, в ней рассматриваются этапы работы над проектом – от выбора темы до презентации материала. Особое внимание уделено выбору тем для групповых монопроектов.
Ключевые слова: ключевая проблема, межпредметный проект, монопроекты, подпроблема, требования к проектной работе, ход выполнения проектной работы.
 
Верхотурова Т.А. Об опыте организации ученического самоуправления в ГБОУ «Школа № 1238»
Аннотация: в данной статье рассмотрен практический опыт организации системы соуправления субъектов образования (администрации, педагогов, родителей и обучающихся) при слиянии школ и дошкольного образовательного учреждения в образовательный комплекс.
Ключевые слова: модель ученического самоуправления, систмема соуправления, социализация учащихся, ученическое самоуправление.
 
Груздева О.А. Использование счётного математического материала из соединяющихся между собой кубиков на занятиях по ФЭМП
Аннотация: в статье представлены варианты и упражнения использования «Счетного математического материала из соединяющихся между собой кубиков» – оборудования, входящего в рекомендуемый перечень базового оборудования для детских садов, учитывающего требования ФГОС.
Ключевые слова: дошкольное образование, математика для дошкольников, математические игры, математические кубики, математические пособия дошкольникам, обучение счету, счетный материал.
 
Дембовская Н.С., Круглова М.И. Масленица как мероприятие на сплочение детских коллективов
Аннотация: в данной методической разработке представлен сценарий праздника «Масленица», в котором используются приемы, направленные на сплочение детских коллективов.
Ключевые слова: детские праздники, масленица, сплочение детских коллективов, сценарии детских праздников.
 
Зубков В.Г., Субботина Т.В. Организация профилактических мероприятий в образовательной организации по обеспечению безопасности образовательного процесса
Аннотация: в статье представлены практические рекомендации по организации профилактических мероприятий по профилактике детского травматизма в образовательной организации в рамках образовательного процесса.
Ключевые слова: безопасные условия, детский травматизм, несчастный случай, опасные факторы, оценка эффективности, профилактика, профилактические мероприятия, травмирование обучающихся.
 
Казикаева Л.В. Реализация проекта «Атрибутика и символика классных коллективов» в ГБОУ ЦО № 1816
Аннотация: в статье описан опыт реализации проекта «Атрибутика и символика классных коллективов» в ГБОУ ЦО № 1816.
Ключевые слова: атрибутика и символика классных коллективов, Вахта Памяти, знамя классного коллектива, конкурс знаменных групп, окружной Совет старшеклассников, социализация и самоуправление, ученическое самоуправление.
 
Корягина Л.П., Шаркаева Т.Ю. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников
Аннотация: данная статья посвящена формированию представлений о мире труда и профессий у дошкольников с использованием проектной деятельности.
Ключевые слова: дошкольное образование, знакомство с профессиями, проектная деятельность.
 
Лимаренко А.Г. Образовательная программа актива ученического самоуправления «Управляй собой – управляй мечтой»
Аннотация: статья содержит образовательную программу актива ученического самоуправления «Управляя собой – управляй мечтой», авторскую разработку педагога-организатора ГБОУ «Школа № 904» Лимаренко А.Г., основанную на личном опыте педагога и исследованиях известных психологов в области эмоциональной сферы человека.
Ключевые слова: воспитание, лидерство, проектно-творческая деятельность, ученическое самоуправление, эмоциональный интеллект.
 
Локтева О.Б. Формирование вовлечённости школьного коллектива через ролевую игру-квест «История искусств: что я знаю, умею и могу?»
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема вовлечённости учащихся в образовательный процесс, мотивация к учебной деятельности и ролевая игра-квест как возможность решения данной проблемы.
Ключевые слова: вовлечённость, квест, мотивация, ролевая игра.
 
Макарова С.М. Ветряная вертушка: варианты использования в процессе упражнения и игры для детей 5–7 лет
Аннотация: в статье предложены примерные игры и упражнения с вертушкой, апробированные в работе со старшими дошкольниками, которые способствуют более эффективному обучению дошкольников.
Ключевые слова: ветряная вертушка, дошкольное образование, дыхательная гимнастика, подвижная игра, упражнения для глаз, учебное оборудование для дошкольников.
 
Малютина М.В. Портреты сказочных героев в музыке
Аннотация: в статье представлен конспект занятия музыкальной гостиной «Портреты сказочных героев в музыке», в ходе которого дети знакомятся со сказочными героями разных стран, изображенными в музыке А. Лядова, Э. Грига, М. Мусоргского и др.
Ключевые слова: лекции о музыке, музыка в начальной школе, музыкальное развитие ребенка, музыкальные уроки, музыкальный портрет, развитие музыкальных способностей, сказка в музыке, сценарии музыкального занятия.
 
Овчинникова Г.Р. Социальное партнёрство в деятельности ученического самоуправления
Аннотация: статья посвящена положительному практическому опыту партнерства ученических органов самоуправления с различными социальными группами. Автор останавливается на структуре и принципах работы органов ученического самоуправления, а также роли  социального партнёрства в области воспитания.
Ключевые слова: принципы ученического самоуправления, социальное партнерство, структура школьного ученического самоуправления, субъекты социального партнерства, ученическое самоуправление.
 
Онищенко Т.Г. Развитие тьюторских компетенций классного руководителя для повышения эффективности воспитательных результатов внеучебной деятельности
Аннотация: статья освещает содержание работы тьютора, цели и задачи тьюторства как формы работы. Уделяется внимание технологиям тьюторской работы, раскрываются этапы работы, сопровождающиеся созданием портфолио – диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный и аналитический.
Ключевые слова: компетентность, конструктивное общение, новые технологии обучения, образовательное пространство, портфолио, психологическая компетентность, тьютор, тьюторство.
 
Полякова О.В. Школьная игротека как адаптационная и развивающая среда
Аннотация: статья посвящена опыту организации и работы школьной игротеки. Автор материала надеется, что подобный опыт может быть применим и в других школах.
Ключевые слова: гаджетозависимость, игромания, игротека, настольные игры, самодельные игры, социальная адаптация.
 
Семидоцкая О.Ю. Выработка самостоятельности и формирование правил грамотной критики
Аннотация: в статье предлагается ознакомиться с авторской разработкой тренинга по формированию самостоятельности и правил грамотной критики у родителей обучающихся начальной школы. Тренинг предполагает совместную работу в детско-взрослой группе.
Ключевые слова: начальная школа, правила грамотной критики, работа с родителями, тренинг, формирование самостоятельности.
 
Серегина Э.Б. Контрольная работа по химии для 8 класса  по темам: «Водород. Кислород. Вода. Растворы»
Аннотация: автором статьи предложены практические рекомендации по проведению итоговой контрольной работы по неорганической химии для 8 класса в фомате  ФГОС для образовательной организации.
Ключевые слова: 8 класс, вода, водород, кислород, контрольная работа, растворитель, растворы, химия, ФГОС.
 
Серегина Э.Б. Методическая разработка занятия школьного химического кружка. Тема: «Эта удивительная химия»
Аннотация: автором статьи предложены практические рекомендации по проведению занятия школьного химического кружка для обучающихся 5–7-х классов образовательной организации.
Ключевые слова: красивые опыты, кружок любителей химии, предпрофильная подготовка, химия.
 
Серегина Э.Б. Методическая разработка классного часа «Есть только клик, или как не перейти опасную черту»
Аннотация: автором статьи предложены практические рекомендации по проведению классного часа для обучающихся 7–9-х классов образовательной организации.
Ключевые слова: виртуальная реальность, интернет-зависимость, общение, социальные сети.
 
Серегина Э.Б. Методическая разработка урока по теме: «Типы химических реакций»
Аннотация: автором статьи предложен подробный конспект урока по химии для 8 класса по теме «Типы химических реакций (урок изучения и первичного закрепления новых знаний и умений)», разработанный с учетом ФГОС.
Ключевые слова: 8 класс, конспект урока, типы химических реакций, ФГОС, химия.
 
Сотникова М.С. Корпоративное управление школой на основе взаимодействия в детско-взрослой общности
Аннотация: статья посвящена модели корпоративного управления школой на основе взаимодействия в детско-взрослой общности. Освещается структура управленческих ступеней, права и обязанности участников модели, нормативно-правовой базе корпоративного управления.
Ключевые слова: детско-взрослая общность, корпоративное управление, мировые тенденции развития среднего образования, программа развития школы, управленческие ступени.
 
Сухина Е.М. Детская журналистика как средство социальной адаптации и ранней профориентации воспитанников
Аннотация: в статье описан опыт работы по одному из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС («Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» в формате проектной деятельности в дошкольной образовательной организации).
Ключевые слова: журналистика, метод проектов, профессиональное самоопределение, речевое развитие, семья, социализация, социальное партнерство.
 
Татуйко Н.Е. Занятие-тренинг на сплочение школьного коллектива
Аннотация: статья посвящена теме организации ученического самоуправления и сплочения коллектива для совместной работы. Автор представляет свой опыт проведения занятия-тренинга, который позволяет решить проблему отсутствия сплоченности и скоординированной работы в формирующемся детском коллективе.
Ключевые слова: взаимодействие, коллектив, совместная работа, сплочение, тренинг.
 
Терещенкова Т.С. Задания на уроке истории в осуществлении системно-деятельностного подхода (из опыта работы)
Аннотация: в данной статье представлен опыт работы по составлению практических, проблемных, логических заданий по курсу новой истории (часть I). В тексте представлены подходы к классификации заданий, их возможные формы, типы, а также алгоритм их выполнения.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, проблемные, практические, логические задания на уроке истории, ФГОС, формирование умений на уроках истории.
 
Ткаченко Л.К. Творчество как способ социализации детей группы риска
Аннотация: в данной статье дается определение понятию «группа риска». Описаны основные факторы риска, рассмотрены условия для их социализации в досуговой деятельности организаций различного типа.
Ключевые слова: группа риска, дети, досуговая деятельность, социализация, творчество.
 
Трофимова Н.В. Как в современном мире с техногенными возможностями достигнуть развития творческого мышления у детей дошкольного возраста?
Аннотация: данная статья посвящена ТРИЗ-педагогике как способу научить ребенка ориентироваться в информационном пространстве, развить творческое мышление, способность к быстрому освоению знаний, способность к самообучению и, способность находить выход из любой ситуации.
Ключевые слова: дошкольный возраст, познание окружающего мира, развитие способностей ребенка, развитие творческого мышления дошкольников, ТРИЗ-педагогика.
 
Фёдорова Н.А. Бизнес-технологии в образовательных организациях СПО
Аннотация: в статье освещены вопросы применения бизнес-технологий в работе педагога-психолога со студентами образовательных организаций СПО. Даны некоторые методические рекомендации по проведению форсайт-сессии.
Ключевые слова: профориентация, саморазвитие, среднее профессиональное образование, форсайт-сессия.
 
Чернякевич Д.М., Восторкнутова И.А. Программа работы с ученическим активом «Наше будущее – управляй мечтой»
Аннотация: статья посвящена социальной программе взаимодействия Совета старшеклассников школы с профсоюзной организацией, которая имеет своей целью обучение основам правовых знаний, знакомство с трудовым правом несовершеннолетних, возможностями профсоюзов, спецификой работы лидера первичной профсоюзной организации.
Ключевые слова: лидер, права подростков, профессиональное самоопределение, профсоюзная организация, профсоюзный школьный комитет, совет старшеклассников.
 
Четвертаков К.В. Алгоритм видеосъёмки образовательного маршрута для дошкольников
Аннотация: в статье рассказано о последовательности создания познавательного видеофильма в процессе проведения с детьми образовательной прогулки, организованной на основе созданных (и выложенных на пространстве mosmetod.ru) сценариев родителями и педагогами дошкольных отделений образовательных организаций в рамках городского проекта «Я покажу тебе Москву».
Ключевые слова: алгоритм видеосъемки, дошкольное образование, ИКТ в дошкольном образовании, использование видеокамеры, образовательная прогулка, последовательность видеосъемки, уроки видеосъемки, фестиваль «Я покажу тебе Москву».
 
Щербаков С.Н. Рецензия на сборник «Москва Победная. 1941–1945: Архивные документы и материалы»
Аннотация: данная статья содержит рецензию на сборник «Москва Победная. 1941–1945: Архивные документы и материалы», подготовленный Главным архивным управлением города Москвы при участии Центрального государственного архива города Москвы.
Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941–1945 гг., Москва, оборона, Московская битва 1941–1942 гг., Парад Победы 24 июня 1945 г., образование.
 

Раздел «Юбилейные уроки»

240 лет со дня основания дворцово-паркового ансамбля «Царицыно»
Аннотация: юбилейный урок, посвященный 240-летию со дня основания архитектурного ансамбля подмосковной загородной резиденции Екатерины II в Царицыне.
 
155 лет со дня рождения И.И. Левитана
Аннотация: юбилейный урок, посвящённый 155-летию со дня рождения И.И. Левитана, представляет материалы о жизни и творчестве великого художника.
 
150 лет картине В.Г. Перова «Тройка»
Аннотация: материалы урока позволяют познакомиться с историей создания картины В.Г. Перова «Тройка», внимательно изучить детали, авторскую манеру художника.
 
115 лет со дня рождения Ю.А. Васнецова
Аннотация: юбилейный урок посвящен 115-летию со дня рождения Юрия Алексеевича Васнецова – русского художника, графика, иллюстратора.
 
110 лет со дня рождения А.Л. Барто
Аннотация: юбилейный урок, посвященный 110-летию со дня рождения замечательной писательницы «переводчицы с детского» Агнии Львовны Барто.
 
110 лет со дня рождения Д.Д. Шостаковича
Аннотация: юбилейный урок посвящен 110-летию со дня рождения великого русского композитора Д.Д. Шостаковича.
 
Рубль. От истоков к современности
Аннотация: в 2016 году исполняется 735 лет с первого упоминания о рубле в Новгородской берестяной грамоте, датированной 1281 годом. Урок посвящен российской национальной валюте.