Сегодня мы беседуем с учителем музыки Ириной Николаевной Богдан. Мы говорим о музыке (в частности – о фольклорной) и о том, как она преподается в школе. Ирина Николаевна очень любит своих воспитанников: каждый ребёнок для нее – личность.

  

– Какова главная задача музыканта?

– Я считаю, что главная задача музыканта в школе – это воспитать любовь и интерес к музыкальному искусству, открыть детям, что помимо той музыки, которую они очень любят слушать в телефоне или во время компьютерных игр, есть огромный пласт музыкальной культуры, который собственно и подготовил почву для того, чтобы ребёнок когда-то нашёл для себя такую любимую, современную музыку. И когда они начинают эту ниточку перестраивать, им в остальном становится все очень интересно. Привить детям любовь к музыке и понимание, как она развивалась – это я считаю своей главной задачей!

– Какими главными качествами должен обладать педагог-музыкант, работающий с ребёнком?

– Любой педагог, который собирается работать с детьми, должен очень любить детей. Если они его не раздражают, не утомляют, то он может работать с ними. Иногда бывает так, что музыкант замечательный, но без конца приходится «возиться» в одной среде, когда нужно бесконечно отвечать на одни и те же вопросы, все время возвращаться на один и тот же этап... и вот это некоторых педагогов начинает в какой-то момент раздражать. Нужно великое терпение и любовь к ребёнку!

– Расскажите о характерной особенности фольклорных произведений?

– Фольклорное произведение – это наша с вами история. Каждый народ, даже самый маленький, как правило, очень дорожит своей культурой. Я вот очень люблю вспоминать момент в фильме «Двенадцать». Был мальчик чеченский, которого несправедливо осудили, а он находился в камере. И когда ему совсем становится плохо, что он делает? Он встаёт, выпрямляет плечи, расплавляет руки и начинает танцевать свой национальный танец. И в этот момент он, как матрица рода своего, подключается. Ему не страшно ничего, потому что за ним стоит многовековая история его народа. Вот в этих звуках, ритмах.

– Помимо музыкального творчества, чем Вы ещё увлекаетесь?

– Ой, вы знаете, я очень люблю искусство. Я хожу на выставки, в Третьяковскую галерею, Пушкинский музей. Много читаю. С детьми ездим в разные города. Эти международные фестивали очень интересны, потому что это неформальная обстановка, где дети знакомятся с детьми из разных регионов России.

– Как Вы поддерживаете дисциплину на своих уроках?

– Вот если ребёнок заходит в кабинет и чувствует, что учитель стоит и у него рассчитана каждая секунда, и нам надо столько успеть, то у него не будет времени отвлекаться. У меня вопросов дисциплины не было никогда.

– Как Вам кажется, можно ли утверждать, что фольклор - это средства патриотического воспитания детей?

– Безусловно! Чем больше творчество композитора опирается на свои национальные корни, тем больше оно понятно нам – его народу. А потом сейчас Президент наш объявил: «Патриотизм – это есть наша национальная идея». Дети должны любить и понимать, что такое народная песня, не только русская, но абсолютно в любой стране. Фольклор – это воспитание любви к своей истории, музыке, культуре, а в итоге – к своему Отечеству!

– Есть ли у вас какая-то творческая мечта? Задумка? Идея?

– Мечта всегда такая, чтобы эти уроки в школе не закончились!

– Расскажите о фильме, который действительно затронул Вас до глубины души и заставил задуматься?

– «Белый Бим Чёрное ухо». Мне кажется, этот фильм на все поколения, потому что он о преданности, верности, а без этого – никуда!

– Все ли дети могут учиться музыке? Нужны ли для этого какие-то особые способности?

– Обязательно! Все просто обязаны! Вы приедете в любое село или на Кавказе, в Грузии, Армении, России – есть ли там люди, которые не поют? Таких нет! Потому что так устроен человек, Богом дан ему гениальный потрясающий музыкальный инструмент – его голос. Да, у кого-то способности больше, но радости общего круга нельзя лишить ни одного человека. Петь – это потребность. Ведь даже когда нам хорошо – мы говорим: «Душа поёт!»

– Как вам удаётся достигать побед в конкурсах?

– Дети очень талантливы. Каждого ребёнка нужно как бы подтолкнуть. Педагог – это тот, кто должен сказать ребёнку: «Лети, ты можешь, у тебя все получится!» А когда ребёнок расправляет крылья, он действительно будет лететь и преодолеет сам себя, свой страх!

Беседовала Бериван Мгоева