Первый творческий конкурс «Литературная перемена» завершён. Мы приняли приглашение победителя конкурса в номинации «Проза» Букача Олега Борисовича и приехали в школу № 773 пообщаться с ним и его учениками.

– Олег Борисович, почему Вы стали школьным учителем? Профессия сложная, дети разные, терпением только и запасайся?

– Школа – это счастье. Я, наверное, из тех немногих педагогов, которые уже знали, что пойдут работать в школу, будучи ещё сами учениками. Мне всегда нравился процесс общения с детьми. Учителей в школе не должны раздражать дети, глупость их кажущаяся, шумность, постоянно приподнятое настроение: «Олег Борисович, а что Вы такой грустный?»

 Сегодня в пятом классе – Великая Отечественная война, лирика: Симонов, Твардовский. После урока подходит: «Олег Борисович, а Вы воевали на фронте?» Я решил подшутить: «Нет в Великую Отечественную я уже старенький был, уже преподавал, а вот в Гражданскую я вместе с Чапаевым на лихом коне …» Я думал, что мальчишка оценит остроту, захохочет и убежит. А он сказал: «Ой, я про Чапаева читал!» И это не должно раздражать. Для них те, кому больше 20, уже старики. «А Вы на мамонтов охотились?» – вполне мог быть следующий вопрос.

– «Хороший» урок он какой? С точки зрения учителя и с точки зрения ученика?

– У меня есть абсолютный критерий того, что урок удался. Когда урок закончен, а девчонки и мальчишки не отходят от меня, я уже им говорю: «Ребята, выйдите, пожалуйста, у меня следующий класс, я немного проветрю комнату». Они не отходят никак, я понимаю, что им жаль со мной прощаться. Вот это самое главное, когда им жаль расставаться с учителем. Как в хорошей книге, прочитал последнюю строчку и обидно, что она последняя. Вот это хороший урок.

Если ребёнок не боится учителя, не боится самого процесса обучения, тогда можно сказать, что урок «хороший» с его точки зрения.

 Учение не должно провоцировать слёзы, мрачное настроение, печать озабоченности на лице. Процесс обучения – это радость! Даже когда нужно просто заучивать формулы или таблицу умножения, можно придумать какие-то приемы, чтобы детям не было скучно или страшно. Я не люблю выражение: «железная дисциплина», её не может быть на «хорошем» уроке. Ребята должны дышать, двигаться, отвлекаться; задача учителя: всё это обратить в свою пользу, собрать внимание, выйти «на позитив» в любой ситуации. Надо понимать, что одни и те же дети приходят на урок в разном настроении. После математических занятий – уставшие, после физкультуры – отдохнувшие, но очень активно отдохнувшие, и надо каким-то образом привлечь их внимание к страдательным причастиям прошедшего времени, например. Каждый раз приходится изобретать новые уловки и приёмы, чтобы урок состоялся. Конечно, помогает и педагогический опыт, длиною  в 38 лет, и интуиция, и знание детской психологии.

Артамонова Юля

– Чему в первую очередь обучает учитель русского языка и литературы Букач Олег Борисович: грамотному письму, знанию сюжетов произведений школьной программы или  учит думать, сочувствовать, прививает мальчикам мужественность?

– Думать и сопереживать в первую очередь. Язык – это нравственность. Я не позволяю себе говорить с ними просторечным языком, использую иногда неологизмы или слэнговые слова только, если нужна иллюстрация жизненной ситуации, чтобы огорчить их и показать, как такая речь выглядит со стороны. Им становится неприятно, а я говорю: «Разве …? Я от вас такие слова слышу часто, почему же вам не нравится от меня их слышать?» И тогда понятнее становится, себя сами начинают ограничивать, более тщательно подбирать слова. И это тоже воспитание, и это тоже элемент понятия «мужественность» для будущих мужчин. Не говорить грубых слов при женщине – мужественно, обещать и держать слово – мужественно. Казалось бы банально, но исключительно важно с маленького возраста научить этому мальчишек. Учитель должен, прежде всего, показывать своим примером образцы нравственного поведения, очерчивать границы дозволенного и в школе, и в жизни.

Что касается умения думать, я всегда своим ученикам объясняю так: «Интеллектуал – это человек, который садится за пустой стол и нет никаких источников информации, кроме собственного ума, с объемом знаний X. Решает какую-либо задачу, затем встает из-за стола через некоторое время, может быть даже не решив поставленную задачу, но с объемом знаний X+N». То есть это человек, который может породить собственные знания. У вас получится только в том случае, если вы будете уметь это делать. А если вы не знаете как выполняются простейшие действия, например, пилится доска, то вы её и не отпилите, а уж думать-то и подавно, вы должны уметь думать. Для того чтобы уметь, нужно не просто попробовать, а постоянно думать, жить в этом.

Проничкин Иван
Борисов Максим

– Олег Борисович, важнее научить школьников грамотно говорить или связно вести нить повествования ?

– Учить надо и тому, и другому в равной степени. Главное, чтобы они вообще говорили, не боялись говорить, пусть даже с ошибками, получали опыт. Не случайно на моих занятиях ребята не только готовят презентации, делают доклады, но и ведут урок, выставляют оценки. Все в разной степени любят и умеют выступать перед одноклассниками, кого-то надо часто поправлять, кого-то реже. Но главное, они говорят, и я слышу ошибки, поправляю. Так они развивают навык говорения, а я вижу, в каком направлении с ними надо дальше работать.

Девятова Анастасия

– Учеников больше задевают двойки или Ваше неодобрение поведения?

– Мои слова неодобрения задевают больше. Они мне очень доверяют. Я могу сказать: «Я не понимаю, как ты мог так поступить, ведь мы с тобой 1,5 года вместе». И этого бывает достаточно, чтобы стало стыдно, чтобы исправил ситуацию, сам подошёл и объяснил своё поведение. Если не подойдет сам, я найду способ выйти на нужную тему и продолжить разговор. Должна быть порционность наказания, чтобы подумал. Важно доверие к учителю и уважение.

– Вы пишете много замечательных произведений и о школьной жизни тоже, меня заинтересовал рассказ «Баллада о Сидорове и Спиридонове». Такое возвышенное, лирическое название – баллада … а рассказываете Вы, по сути, о двух озорниках. «Вижу перед собою две пары глаз, блестящих хорошим мужским блеском...»  Учитель должен каждому в глаза заглядывать?

– Каждому! Иначе как же я его научу, ученик же не «конвеерный экземпляр». Иногда бывает трудно разобраться, что там в глазах отражается, но я стараюсь … К каждому надо постараться найти индивидуальный подход. Тон общения и подачи одного и того же учебного материала в каждом классе должен быть свой, и зависит он не от возраста ребят, а от совокупности индивидуальных подходов. Стараешься нащупать и в 5, и в 6, и в 11 классах подход. Он – везде разный. Каждый класс, каждый набор не похож на предыдущий.

Гаязов Егор

– Как с родителями быть, тоже искать индивидуальный подход?

– Да, и без знания психологии не обойтись. Обязанность учителя сделать так, чтобы родители были его союзниками.

– Насколько дети изменились? И изменились ли за последние двадцать лет?

«Ломоносов, кажется, сказал когда-то, что Россия будет прирастать Сибирью. Мне кажется, что мысль свою он не закончил: … и детьми нашими прирастать она будет. Какое же счастье, что родятся на нашей земле люди. И всё лучше и лучше. Год от года и век от века …»

Так Вы написали в своем рассказе «Россия будет прирастать детьми». Неужели каждое новое поколение лучше предыдущего, ведь мы на молодых и ворчим, и говорим, что они не умеют многого, что умели и умеем делать мы?

– Изменились очень. У меня учатся дети моих учеников. Они отличаются от своих родителей в лучшую сторону. У них более беглый ум, они более смелые, не боятся ошибаться, сомневаться в том, что я им говорю, не боятся прибегать к другим источникам информации, меня перепроверять и выражать свои сомнения, которые мы обсуждаем. Они стремятся научиться думать. 20 лет назад школьники только слушали, то, что преподносил им учитель, не выражая своего мнения, каких-либо сомнений, принимали все сведения, не размышляя.

У меня сейчас замечательные дети, например, в 11 классе я ни про одного ребенка не могу сказать, почти как в стихотворении Вознесенского, «моя неудавшаяся попытка». Они милосердные и тактичные. Благодаря им Россия никогда не пропадёт с политической карты мира. Прирастает детьми …

– Что такое педагогическая победа?

– Когда всё против тебя: наследственность, атмосфера в семье, отсутствие желания учиться, стартовых возможностей, когда нет видимых причин для того, чтобы ребёнок успешно приобретал знания, а ты смог его направить, научить, «поставить на ноги». И ты уверен, что он просто останется в жизни нормальным человеком. Вот это – победа!

– Есть такое суждение в педагогической среде, что нет неталантливых детей. Ваше мнение?

– Я думаю, если с любым ребенком заниматься, работать, то можно сделать его лучше, научить многому. Должно быть со мной лучше, чем без меня! Такая обязанность у меня. Пожалуй это и есть главный критерий работы учителя.

– Олег Борисович, СПАСИБО ВАМ за откровенность!

 

Хотелось бы теперь спросить Ваших учеников: Олег Борисович – он какой учитель и человек? Кто из литературных героев вам ближе всех? Кем вы хотите стать в будущем?

– Александрова Дарья, 6 класс «В»:

– Олег Борисович – замечательный, яркий человек. Как педагог он очень интересный, и с ним никогда не бывает скучно.

Я читала произведения Олега Борисовича. Его произведения о глубоких жизненных переживаниях. Мне хочется научиться писать такие же увлекательные рассказы. Те ситуации, которые описаны в рассказах учителя, я часто примеряю на себя. Олег Борисович рассказывает истории из собственной жизни, которые помогают нам строить своё будущее, учиться на его ошибках.

Он задает нам яркие, творческие домашние задания, а когда проверяет сочинения, то зачитывает нам лучшие из них, подсказывает, что можно было бы добавить.

Я поздравляю Олега Борисовича с победой в конкурсе и желаю ему, чтобы он оставался таким же ярким человеком в жизни, и у него было идей все больше и больше!

– Гаязов Егор,  6 класс «В»:

– Олег Борисович не только необыкновенный человек, но и талантливый учитель, его очень интересно слушать, он по-особенному подает информацию, даже правила русского языка преподносит так, что сразу запоминаешь и понимаешь. На уроках я могу спросить о любом слове, которое мне непонятно и получить исчерпывающий ответ.

Любимый литературный герой – Ихтиандр из научно-фантастического романа Александра Беляева «Человек-амфибия». Меня привлекает этот герой, потому что он хочет стать настоящим человеком. Быть человеком – это, прежде всего, уметь думать.

В будущем я хочу стать юристом.

– Мезянкина Дарья, 11 класс:

– Мы с Олегом Борисовичем с 5 класса и можно сказать, что мы с ним довольно неплохо знакомы как с человеком и преподавателем. Он тактичный и терпеливый человек. Если Олег Борисович сердится, а такое бывает, мы никогда не обижаемся, потому что это всегда бывает справедливо, заслуженно, он всегда обьясняет ситуацию. Мы стараемся исправиться.

Если одним словом определить мое отношение к учителю, то я бы сказала: «авторитет».

– Лобынина Алина, 11 класс:

– Олег Борисович – очень чуткий человек, наш наставник уже семь лет и ведет нас по жизни, формирует нас как людей, каждого – как личность. Мы не слышим от него слов: «Это хорошо, а это плохо». Он описывает ситуацию, и мы разбираемся вместе. Я уважаю Олега Борисовича, и мне хочется его слушать. Я могу с ним говорить обо всем. Несмотря на разницу в возрасте, он всегда нас понимает. Олег Борисович никогда не дает готовых рецептов, как поступить в той или иной ситуации, но помогает принять верное решение самостоятельно.

Я много читаю. Одно из увлекших меня литературных произведений – роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Надеюсь, что скоро будем обсуждать его с Олегом Борисовичем. Такие обсуждения всегда очень интересны.

На прошлом уроке мы читали свои сочинения. Некоторые из нас писали на тему «Время – лучший лекарь», а некоторые выбрали свободную тему. Олег Борисович прочитал нам свои варианты сочинений и объяснил как вообще можно построить текст, чтобы читалось легко и ясна была мысль автора, как мы лучше можем выразить себя, свои чувства и эмоции, пользуясь словом. Мне нравиться писать сочинения, так как благодаря Олегу Борисовичу мы много читаем, у нас есть в арсенале много цитат, стихотворений, которые мы можем использовать в своем тексте.

Я хочу связать свою жизнь с такой деятельностью, где нужно передавать знания людям, «двигать» их для достижения одной общей цели, это может быть управление большими компаниями, большим количеством людей.

– Навоян Эрик, 11 класс:

– Когда мы узнали, что Олег Борисович победил в литературном конкурсе, то обрадовались, но совсем не удивились, потому что ожидаем от него любых побед. Он нам читает свои рассказы, которые мне очень нравятся. Истории жизненные,  нередко я и себя в них узнаю … Это мне  помогает. Посмотрел на себя со стороны, на ситуацию и понял что надо поправить, как поступить.

Олег Борисович – необычный учитель. Он может любую тему раскрыть в двух словах, но становится понятно сразу. Как только мы отвлекаемся, он понимает, как привлечь внимание класса вновь. Даже скучные правила умеет объяснить увлекательно. Если бы уроки у нас были на первом этаже, люди собирались бы у окон и слушали его! Он не только педагог, но и артист, и психолог. Это те качества, которые должны быть в каждом учителе. Когда он видит, что у нас веселое настроение, может вместе с нами пошутить, когда видит, что у нас настроения нет, то поговорит об этом с нами, поможет разобраться.

Признаюсь, что сам по себе не очень люблю читать, потому что у меня мало времени, я увлекаюсь спортом, особенно футболом, но о различных литературных произведениях  отлично осведомлен, потому что на уроках мы их обсуждаем, дискутируем о характерах героев, описанных событиях. Олег Борисович всегда выслушает наше мнение, выскажет своё, никогда не навязывая свою позицию. Бывает так, что он принимает нашу точку зрения, если нам удалось его убедить.

Я хочу стать стоматологом.

– Власова Екатерина, 11 класс:

– Олег Борисович –  благородный человек, человек слова. Мне нравится его отношение к своей работе, жизни, та атмосфера, которую он создает, как мы готовимся к урокам, творческие видео и плакаты. Он полностью отдается своему делу. Когда ты видишь, что человек любит дело, которым он занят, ты тогда непроизвольно располагаешься к нему и к тому, что он рассказывает.

Олег Борисович нас любит, я это точно знаю. Я его очень уважаю, он для меня авторитет. Если я его чем-то разочаровала, мне достаточно одного его взгляда или слова, чтобы расстроиться и понять, что надо что-то изменить, исправить ситуацию. Он учит нас думать, смотреть на явление или ситуацию с разных сторон, и я не совру, если скажу, что большинство мыслей, которые  у меня есть, появились благодаря общению с ним.

Ухожу из школы после уроков, а мысли не дают покоя, обсуждаю темы, которые затронул Олег Борисович, и с родителями, и с друзьями.

Я говорю с гордостью родителям: «Мой педагог – самый лучший!»

– Костина Виктория, 6 класс:

– Мне бы хотелось больше общаться с Олегом Борисовичем. Не хватает 45 минут, потому что у него на уроках очень интересно.

Домашние задания я начинаю делать с самых легких для меня предметов: русского и литературы. Эти предметы самые легкие, потому что учитель все внятно объясняет, я внимательно слушаю на уроках. Если бы было иначе, я не смогла бы так просто выполнять упражнения и задания по этим предметам. И еще Олег Борисович дает нам меньше заданий на дом, чем другие учителя, мы стараемся выполнять основную их часть на уроках.

Я тоже поздравляю Олега Борисовича с победой! Желаю ему много фантазии, много идей, чтобы он писал все больше и  больше, был всегда здоров и продолжал учить нас.

– Буров Владислав, 6 класс:

– Олег Борисович, на мой взгляд, – лучший учитель. На уроках мы подробно разбираем темы, он умеет подать правила или любую другую информацию коротко и так, чтобы все было понятно и сразу запомнилось. Всегда рассказывает на уроках о своей жизни, поездках и передает свой позитив.

– Филатов Олег, 11 класс:

– У нас на уроках не бывает особого шума, потому что все хотят слушать Олега Борисовича, он – интересный человек, умеет заинтересовать темой урока, замечательно рассказывает.

Я, конечно, читал его произведения, которые мне не просто понравились, они помогают сделать жизненный выбор, разобраться где «черное», где «белое», предлагают варианты, а ты уже решаешь сам по какому пути пойти. Иногда и я узнаю себя в его рассказах. Олег Борисович учит нас быть настоящими мужчинами, основная черта которых – это мужественность.

Поздравляю Олега Борисовича с победой в конкурсе и желаю ему, чтобы он продолжал писать!

– Ломачук Михаил, 6 класс:

– Олег Борисович хороший человек, умный учитель, всегда понятно рассказывает новую тему.

У него есть больше, чем в некоторых музеях, разных старинных предметов, которые мне нравится разглядывать: утюги, прялка, швейная машинка, патефон и много книг.

Я люблю делать презентации. Теперь я не стесняюсь рассказывать о чем-либо перед всем классом. Если бы я перешел в другую школу, то очень бы скучал по своему учителю литературы и русского языка, мне было бы неуютно.

Мы уважаем Олега Борисовича!

    

Спасибо ВСЕМ участвовавшим в беседе школьникам!

Беседу вела Храмова Елена Александровна