Завершен первый творческий конкурс малой литературной формы «Литературная перемена», подведены итоги. Мы приехали в школу № 1861 «Загорье» к победителю конкурса в номинации «Поэзия» Орлову Александру Владимировичу, чтобы побеседовать с ним и его учениками.

– Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, как появилась история и литература в Вашей жизни?

– Я с детства хотел быть историком. И в первую очередь это заслуга моего рано ушедшего отца, он был влюблён в историю нашего государства, жил эпохой наполеоновских войн. Моими игрушками были нарисованные папой солдатики, любимыми книгами – книги по истории русского военного мундира, юбилейный семитомник сытинской типографии «Отечественная война и русское общество» 1812 – 1912 года, подаренные тётей книги, самая памятная из которых «Отечественная война 1812 года в картинах Петера Хесса». Кроме того, через картины Верещагина, Гесса, Грекова, Рубо, гравюры Дю Фора, Мартине, рисунки Адама, Губарева, портреты Доу, повествования Мельгунова и Михневича я обретал себя. Но династию историков в нашей семье основал мой дядя, Александр Сергеевич Орлов, отдавший полвека преподаванию и культивированию истории нашего государства в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Литературном институте имени А.М. Горького. Он, мой папа, тётя и две сестры – выпускники исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Когда я закончил 11 класс, сложившиеся в тот момент жизненные обстоятельства не позволили мне продолжить обучение так, как мечталось. Я успешно работал и учился, но меня всегда интересовала история и литература. Как только появился удобный случай, я поступил в Литературный институт имени А.М. Горького. Так сложилась жизнь, что с первыми стихами приглашение в Литературный институт пришло, когда мне было 18 лет, но учиться я пришел туда намного позже. У меня был замечательный первый наставник – поэт Сергей Арутюнов, наше знакомство переросло в дружбу. Последние годы я очень близок с Владимиром Андреевичем Костровым, дорожу дружескими отношениями с Олесей Александровной Николаевой – профессорами Литературного института.

– Вокруг Вас так много талантливых людей...

– Я не вижу талантливых людей, я вижу истинных трудяг. Мне кажется, об этом идеально отозвался последний поэт романтической эпохи Генрих Гейне: «… дар — самоистребление — реализация — самоистребление — востребованность…»

– Как первый раз в класс вошли? Какой это был класс? Волновались?

– Я пришел абсолютно свободно. Это был сильный, мотивированный 7 класс. Они жутко орали, но мы очень быстро поладили. Я просто начал рассказывать детям более эмоционально и развёрнуто, и довольно быстро наступила тишина.

– Сейчас тихо на уроках?

– Сейчас у меня самые младшие – 5 класс, самые старшие – 11. С детьми всегда бывает по-разному.  5 класс – эмоциональный, шумный, они прекрасно пересказывают, читают наизусть,практически конкурируют друг с другом – из-за этого немного шумно, но это хороший заинтересованный шум. В старших классах – тишина, достаточно сказать: «Ты мне мешаешь».

– Что такое «хороший» урок с точки зрения учителя и «плохой»? Начнем с характеристики «хорошего»…

– Урок должен оставаться в памяти. Мне вообще кажется, что урок – это относительное понятие, если учитель может передать силу духа предмета. Великий русский философ Иван Александрович Ильин писал: «Дух есть самое главное в человеке. Каждый из нас должен найти и утвердить в себе своё “самое главное” …» История помогает отыскать и утвердить в себе своё «самое главное» и, если живёшь и дышишь «самым главным», то тогда и ученики смогут почувствовать это, и урок запомнится.

– Учитель должен быть психологом и даже артистом для того, чтобы увлечь предметом?

– Возможно, учитель должен обладать артистическими способностями, просто, если ты этим живешь, то этот артистизм проявляется непроизвольно. Иногда нужны четкие границы во взаимоотношениях учитель – ученик, а иногда эти границы можно временно не заметить. И вообще я считаю, что все надо делать посредством любви. Еще выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский писал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Это главное. Но говорить ученикам, что ты их любишь не надо, они должны это чувствовать и делать свои выводы.

– Как Вы относитесь к тому, что, вкладывая свои знания, частичку души в каждого ученика, порой они заканчивают школу и больше не появляются в Вашем кабинете?

– Педагог – профессионал. Нужно понимать, что дети могут взять от тебя выделенный максимум твоего жизненного ресурса, но ничего не дать взамен, закончить школу и забыть о тебе. Это часть нашей профессии – ежедневно тратить себя, это нормально. Наша работа – дать ученикам максимум, но так, чтобы сохранить себя для будущего.

– Теперь «плохой» урок в школе … Скучный?

– Плохой урок – это урок без души. Плохой урок может быть у человека, которому не интересно то дело, которым он занят. Если говорить о моем опыте … иногда устаешь, или бывает тема более «вкусная», бывает менее, но всегда стараешься проводить уроки на одном уровне. Насколько получается – ребятам судить.

– Один из известных московских педагогов сказал как-то в одном из интервью: «школе нужен аристократизм» и уточнил «аристократия духа». Вы согласны с его мнением?

– «Аристократия духа» нужна не только школе, а всем народам, населяющим территорию Российской Федерации, и в этом процессе роль учителя, как человека, ведущего к самопознанию и саморазвитию личности крайне важна.

– История России – важный школьный курс? Как ее правильно преподавать?

– Да, исключительно важный и сложный. Когда мы, например, затрагиваем тему сталинского периода, я не даю ребятам точного указания – это зло или добро. Я обязан, как историк, констатировать, что была проведена ускоренная индустриализация, насильственная коллективизация, что в результате необоснованных репрессий и откровенного террора в стране сформировался культ личности, который привёл к невосполнимым людским потерям, ценой народного героизма была выиграна самая ужасная в истории человечества война, а дальше я хотел бы, чтобы они думали и делали свои выводы сами. Недаром в далеком от нас 18 веке немецкий ученый и публицист Георг Кристоф Лихтенберг писал об образовании: «Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость может родить лишь листья, не давая плодов». Я учу ребят размышлять самостоятельно, используя факты, находить новую информацию. Я могу им посоветовать прочитать «Епифанские шлюзы» Платонова, «Иван» или «В августе сорок четвертого» Богомолова, «Колымские рассказы» Шаламова. А чтобы захотели взять книгу в руки, надо сначала интересно рассказать, увлечь, тогда прочитают непременно.

– Насколько нужно изучать историю России через призму истории своей семьи? Нужно ли подробно рассказывать молодому поколению о Великой Отечественной войне?

– Интерес к истории семьи надо воспитывать, передавать из уст в уста. Я всегда упоминаю о своей семье, которая и является отражением истории страны, потому что я считаю себя среднестатистическим русским человеком. Два моих прадеда были репрессированы, а ещё два добровольцами ушли на фронт в 1941 году и погибли, отстояв Москву и Ленинград.Так к февралю 1942 года у меня не осталось старших мужчин в семье.  Великая Отечественная война коснулась каждой семьи в России, и наш долг говорить правду. Очень важно от кого ребенок узнает о прошлом своей страны. Если не расскажут родители или педагог, то ребенок легко может прочитать или увидеть материалы, растиражированные людьми, желающими переписать исторические факты. Важно не замалчивать данные о суровых буднях той войны, чтобы дети знали, что на самом деле происходило. О войне не надо боятся говорить, кроме скупых фактов очень важны детали. Ребята должны понимать, что СССР потерял около 30 миллионов гражданского и военного населения страны, на фронте, в лагерях военнопленных, от ран в госпиталях, бомбёжек, голода и холода. Что была уничтожена треть национального богатства страны, на оккупированных территориях фашисты оставили выжженную землю, 25 миллионов человек остались без крова, и спустя 70 лет мы находим останки героев, военную технику, бомбы, снаряды, мины … А вы когда-нибудь слышали, как идут в атаку во сне ветераны? Я не могу этого забыть, ведь свой трудовой путь я начинал в Челюстно-лицевом госпитале для ветеранов войн.

Я рассказываю ребятам, как моя бабушка в 10 лет копала окопы, как мой дед начал воевать с фашистами в 15, при этом говорю ребятам, что они были тогда вашими ровесниками … им все становится понятнее. У ребенка подспудно возникает вопрос: «А что у меня?» Хотя это тоже риск, никто не знает, что было у него, но надо верить в добро. Героев у нас было огромное количество, не только те, о которых написано в учебниках. Ученики сами спрашивают: «Александр Владимирович, а 9 мая мы будем писать о своих?» Но ведь это не только работа педагога, работа ещё и семьи.

– Расскажите, пожалуйста, о кадетах, которым Вы преподаете. Есть ли какие-то особенности в общении с ребятами, одевшими кадетскую форму. Чем они отличаются от других школьников, Вы несколько по-иному преподаете им историю, может быть более углубленно разбираете с ними историю нашей страны?

– Кадеты более мотивированы. В кадетах живет поразительная жилка такая патриотическая. Я веду занятия по русской героике, где мы подробно разбираем ту или иную историческую личность, например, Суворова. Я приглашал к ним на занятия историка, заместителя главного редактора журнала «Историк» Арсения Замостьянова. Он предложил для размышления много дополнительной информации, которой нет в учебнике. И такой сложности исторический материал обычно планируется для изучения в 10 – 11 классе, а кадеты разбираются в нем уже сейчас в 7 классе, им это очень интересно. Мы даем им более углубленные исторические знания, больше деталей, чем в обычных классах. На занятиях я показываю исторические фильмы. Недавно фильм Владимира Мотыля о судьбе декабристов и их жен «Звезда пленительного счастья» кадеты посмотрели на «одном дыхании». В советское время была создана «золотая фильмотека», с которой надо обязательно знакомить ребят. Например, «Война и мир», «Судьба человека» режиссера Бондарчука картины Быкова, Столпера, Тодоровского,   и другие.

 – Литературное творчество, знание литературы помогает преподавать историю?

– Безусловно.  Я бы сказал больше – это родные сестры. Вы помните актёра Вячеслава Тихонова в роли учителя истории Мельникова из пасторального кинофильма «Доживём до понедельника», ведь он читал наизусть Баратынского, украдкой играл «Одинокого странника» Грига, а какие примеры он приводил на уроке, как раскрыл личность революционера Шмидта … Человек должен быть разносторонне развит, а учитель вдвойне. 

– Как Вы думаете, наследие, биографии великих авторов русской цивилизации Державина, Пушкина, Лермонтова, Куприна, Бунина, Астафьева и многих других должны быть в поле зрения ребят 9 – 11 классов?

– Не только поэтов и писателей, а вообще всех избранных сынов Отечества, которые составляют цвет русской цивилизации, история волновала всегда. Конечно, желательно, чтобы ребята были знакомы с их творчеством и фактами биографии, которые, порой не отражены в учебнике. Как не рассказать о первом русском эстете Леонтьеве, генералах Корнилове и Деникине, Патриархе Тихоне, философе Лосском, поэтах Васильеве, Тарковском, Прасолове, Решетове, Бродском, Бек….

– Откуда Вы черпаете вдохновение для написания таких, например, строк:

«Сугробов стройная гряда

Легла намедни.

Застыла в Яузе вода

И день последний»?

– Вдохновение приходит свыше, а дети могут являться его проводниками. Случается, приходишь уставшим, но завязывается диалог, и ты невольно оживаешь.

– Вы помните своих первых педагогов?

– Никогда не забуду ныне покойную моего лучшего наставника словесности Клавдию Михайловну Яковлеву, рано ушедшего первого классного руководителя Григория Александровича Фонарёва, с любовью вспоминаю всех, кто и сейчас трудится в столичном образовании Вячеслава Михайловича Архипова, Софью Михайловну Архипову, Анатолия Вадимовича Новодворского, Ирину Борисовну Кацнельсон…

Когда-то ростки знаний и духовности, которые посеяли педагоги, проросли во мне. Сегодня я вижу, то, что я вкладываю в ребят – прорастает, для меня это важно.

– Александр Владимирович, СПАСИБО ВАМ за искренность!

А теперь несколько вопросов для Ваших учеников. Какой он, Орлов Александр Владимирович, и его уроки, кто из исторических личностей для них ближе всех, и кем они хотят стать в будущем?

Клочков Вячеслав, 7 кадетский класс:

– Александр Владимирович – мой учитель по истории, обществознанию и литературе. Таких учителей, которые доступным языком могут до учеников донести тему или сделать простыми какие-то сложные объяснения, очень мало. Некоторые учителя говорят: «Вот вам тема, читайте, отвечайте на вопросы в конце параграфа». Он показывает нам фильмы, пишет подробно на доске, доносит информацию, которой нет в учебнике, рассказывает какую-то историю, которую забыли вписать туда. Интерес к истории у меня с детства. Я только в этом году пришел в класс к Александру Владимировичу, и интерес к историческим знаниям только окреп. Люблю читать исторические книги. Я читал книгу для дополнительного чтения по истории «Креститель Руси», которую написал Александр Владимирович.

В будущем хочу поступить в военное училище, потому что на уроках Александр Владимирович нам приводил примеры мужества наших воинов во времена войн, рассказывал о великих полководцах: Александре Суворове, Александре Невском, Дмитрии Донском … Очень хочется повторить их подвиги, стать похожим на них. Примеры истории меня воодушевили, я загорелся героизмом, мужеством наших воинов.

Мои любимые исторические личности: Александры – Суворов и Невский. Это были два похожих военачальника, которые очень хорошо раскрыли свои полководческие таланты, ввели некоторые перемены в армию.

 Сморчков Иван, 7 кадетский класс:

– Александр Владимирович – хороший, добродушный, открытый человек, который все очень доступно и понятно рассказывает. Я хожу на урок истории с удовольствием. Мне интересно слушать то, что говорит учитель и прислушиваться к его мнению. История – не скучный предмет, а наше прошлое, судьба, которая с нами связана. Тех людей, которые жили в прошлом, мы не должны забывать.

Любимый исторический фильм – о Павле I, исторический персонаж – Суворов, потому что я кадет, я должен быть суворовцем и, кроме того, Суворов – это второй человек, который не допустил ни одного поражения, первым был святой благоверный великий князь Александр Невский. Переход через Альпы Суворова – самое незабываемое событие, по моему мнению, в истории.

Учиться в кадетском классе очень интересно: русская героика, французский язык, строевая подготовка, дополнительные занятия, рукопашный бой, подготовка к сборам.

Когда я вырасту, я стану военным врачом или военным переводчиком.

Левдонская Анастасия, 7 кадетский класс:

– Это самый лучший учитель истории и обществознания, который у меня был когда-либо. В 5,6 классах у меня менялись учителя истории каждый год. Раньше я историей не интересовалась. Прочитаю параграф, отвечу на вопросы в конце и всё, а тут, после нескольких даже уроков стало интересно, захотелось узнать больше и, я думаю, что это целиком заслуга Александра Владимировича, потому что он рассказывает увлекательно и такие факты, которые не привел бы любой другой историк. Домашние задания по истории я делаю в числе первых предметов, которые задали на следующий день. Иногда у нас бывают задания сделать доклад на какую-то тему или о какой-то исторической личности. Интересно прочитать исторические книжки, пролистать страницы в Интернете, потом начать печатать или делать презентацию.

Из исторических деятелей я восхищаюсь Екатериной Великой и полководцем Петром Румянцевым. Императрица удержала в руках огромную державу и при этом сделала много полезного для нашей страны. Она – пример для подражания. Я хочу быть такой же умной и рассудительной как она. На уроках мы обсуждаем исторических персонажей, высказываем свое мнение. Александр Владимирович всегда выслушает твои аргументы, выскажет ответные.

 Мне нравится обсуждать разные темы с таким человеком, как мой педагог. Он добрый, просто замечательный. В любой ситуации, когда у нас плохое настроение, двойку получил, неважно … пройдет по классу, скажет что-нибудь … и всем сразу весело.

Межевых Леонид, 10 класс «В»:

– Александр Владимирович преподает у меня историю, право и обществознание. Первый раз я увидел его на уроке обществознания. Все его уроки продуктивны, необычны. Он объясняет темы доходчиво, на все вопросы мы получаем ответы. Больше всего мне нравится, что он – один из тех учителей, которые воспитывают в своих учениках чувство истинного патриотизма. Мне есть с кем сравнивать; так случилось, что я сменил пять школ. В курсах обществознания и права есть много философских моментов, высказываний, понятий, которые с первого раза можно просто не впитать в себя. Он объясняет эти понятия с помощью каких-либо примеров из собственной жизни, жизни государства. Таким образом, информация о данном философском высказывании усваивается гораздо лучше, можно анализировать данную тему. У меня любимые предметы, из тех, что преподает Александр Владимирович, – право и обществознание.

Я с детства люблю политологию. Примером для меня всегда являлся Владимир Владимирович Путин. В моей семье процветает патриотизм, я хочу попробовать реализовать себя в этой области, хочу быть политиком.

Зиновьев Егор, 9 класс «Г»:

– Александр Владимирович очень коммуникабельный человек, с ним просто приятно общаться. Мы недавно ездили в храм Христа Спасителя, где он рассказывал о своем новом произведении «Креститель Руси». Приятно иметь такого классного руководителя, с которым можно достойно проводить свободное от уроков время.

Больше всего мы говорим с ним об истории, обществознании, много занимаемся, рассматриваем различные задания, делаем доклады по истории. Недавно я делал доклад о Борисе Пастернаке, и выбрал его биографию, потому что он лауреат Нобелевской премии, у него был сложный литературный путь, он не сразу получил признание, и главное – мне нравятся его стихи.

Помимо учебы мы говорим с учителем о наших достижениях. Я занимаюсь спортом, могу рассказать своему классному руководителю о своих успехах. Талантливый человек талантлив во всем, Александру Владимировичу интересен и спорт. Я могу рассказать ему о своих спортивных успехах в смешанных единоборствах. Учитель всегда заинтересован в том, о чем мы ему рассказываем, проявляет внимание, может сказать, как лучше поступить, но не обязывает поступать тебя так, как он хочет или считает нужным, просто объясняет, как надо поступить по совести.

 Все знания, которые есть в учебнике, Александр Владимирович подает под другим углом, нежели в учебнике. Интереснее его слушать, чем пользоваться учебником на уроках. Учитель сам по себе учебник, он должен знать больше, чем то, что есть в учебнике.

Я ездил в храм Христа Спасителя, где в рамках Международных Рождественских образовательных чтений состоялась презентация книги Александра Владимировича. Мне понравилось, как отреагировали на написание книги «Креститель Руси» другие люди, которые сидели с нами в одном зале: школьники, деятели культуры, литературоведы. Они все слушали внимательно, проявился интерес и у школьников, и у более старшего поколения, у всех была положительная реакция на это произведение. Мне было приятно, что это именно мой педагог. Я не пожалел о потраченном времени, ведь на таких мероприятиях человек познает мир.

Акулинушкин Олег, 9 класс «Г»

– Александр Владимирович является для меня, прежде всего, наставником, учителем. Когда у тебя есть какие-то проблемы и переживания, можешь с ним поделиться, задать вопрос. Он всегда ответит, ведь у него большой опыт. Можно сто раз спросить одно и то же, но Александр Владимирович не рассердится, нужно очень постараться, чтобы вывести его из терпения. Терпение – это основная и необходимая черта характера учителя. Все ученики разные, у нас разные характеры и ко всем нужно иметь свой подход. Александр Владимирович находит к каждому свой подход, с кем-то нужно пожёстче, если не понимает человек, кому-то нужно спокойно сказать.

Я хочу стать программистом. Но история мне очень нужна. История расширяет кругозор, знания никогда не помешают, кем бы ты ни стал в будущем. Исторические знания помогают не совершать ошибки в жизни. Ты знаешь, что произошло когда-то и можешь вспомнить случаи из прошлого, наставления, фразы или высказывания великих людей, философов. От Александра Владимировича я узнал о великом русском философе Иване Александровиче Ильине, высказывания которого теперь влияют на формирование моей жизненной позиции. На уроках у Александра Владимировича есть момент интерактивного общения. Учитель часто не просто задает вопрос, чтобы мы нашли ответ в учебнике и пересказали, он заставляет нас думать и развивать своё мышление, мы можем подискутировать на какие-то исторические темы. На уроке мы работаем все вместе, поддерживаем беседу, нет такого, чтобы несколько человек работали на уроке, а остальные просто молча сидели. Мы работаем все вместе.

Если бы я перешел в другую школу, то интерес к истории сохранился, но мне не хватало бы неповторимой манеры общения и преподавания Александра Владимировича, я бы скучал!

Гайнуллина Динара 10 класс «В»:

– Я человек, склонный к точным наукам: физике, математике и раньше не очень любила историю. У Александра Владимировича получилось привить мне любовь к истории. Раньше, например, меня не интересовали войны между государствами, теперь я хочу понять, почему страны воевали между собой, как развивался ход истории. Одним из таких толчков стало чтение книги «Креститель Руси». Александр Владимирович пишет красивым литературным языком, не применяет особенно сложных терминов, раскрывает много фактов, поэтому книга доступна и детям разного возраста, и взрослым. Чувствуется литературный дар, так же, как и на уроках. Я обратила внимание, что иллюстрации в книге, созданные в соавторстве с Александром Владимировичем, соответствуют исторический правде, тем событиям, о которых говорится, они яркие и красочные.

На уроке у педагога я не чувствую себя скованно, и трудно сказать, какой предмет он преподает лучше: историю или обществознание. Неважно, какой урок ведет Александр Владимирович, и даже, если он начнёт преподавать точные науки, математику, например, то думаю, что это тоже будет профессионально.

Сбоева Екатерина, 9 класс «Г»:

– Мне очень нравится, что, Александр Владимирович с юмором подходит к каждому. У него всегда есть в арсенале необидные шутки, которыми он может поддержать, подбодрить других людей.

Мне очень нравится обществознание, я люблю узнавать об устройстве общества, в котором живу. Владимир Владимирович Путин для меня тоже авторитет.

На обществознании Александр Владимирович рассказывает о тех ситуациях, которые чаще всего встречаются сейчас, и такое рассмотрение помогает нам в жизни. Отталкиваясь от этих примеров, я понимаю, как вести себя, способна дальше развиваться в обществе. Недавно, после разговора с Александром Владимировичем, я открыла для себя поэта Бориса Корнилова, а впоследствии подготовила презентацию о его жизни и творчестве.

Сначала я удивилась, что учитель истории пишет стихи. Но потом стало так здорово приходить домой и говорить, что мой классный руководитель не только ведет историю и обществознание, но и пишет стихи, книги.

Я хочу связать жизнь с медициной, предполагаю стать хирургом.

Гаврюшина Виктория, 9 класс «Г»:

– Первый раз я увидела своего нового учителя истории в конце августа. И получилось так, что я пришла заплаканная. Он сказал что-то доброе, и я поняла, что все хорошо будет и не о чем переживать. Главная его черта – доброта, которая и является одной из самых важных качеств учителя, ведь взаимоотношения с детьми строятся на ней.

Один из последних докладов я делала о творчестве Александра Фадеева. Меня заинтересовала его личность благодаря рассказам Александра Владимировича. От него я узнала о советском разведчике Рихарде Зорге, о самом молодом командующем фронтом во время Великой Отечественной войны Иване Черняховском … 

На мой взгляд, литература с историей тесно связаны. Историк должен быть отчасти литератором. Под руководством Александра Владимировича я писала статью, посвящённую юбилею Владимира Андреевича Кострова, который является литературным наставником моего педагога, поэтому для меня это было вдвойне интересно.

Оценки наш учитель ставит строго, требует хорошей подготовки, я считаю, что это правильно. Для меня подготовка к урокам истории и обществознания не очень затруднительна, потому что достаточно информации мы получаем на уроках. Педагог привил нам интерес докапываться до «недр», читать дополнительные источники информации, а не только учебник. А если самостоятельно не удается докопаться до правдивой информации, тогда надо обратиться к Александру Владимировичу, который всегда ответит, всегда знает тему, никогда не уходит от ответа.

Любимые исторические персонажи: Екатерина II, Александр Невский.

Не только наш педагог участвует в конкурсах, я тоже с удовольствием участвую в конкурсах, например, исторических.

Я хочу стать дипломатом.

Ученики Александра Владимировича Орлова гордятся победой своего учителя и поздравляют с заслуженным признанием его поэтического творчества.

Алиева Влада, 9 класс «Г»:«Александр Владимирович, поздравляю Вас с этой наградой, я считаю, что это заслуженно, потому что Вы очень чуткий, добрый руководитель и очень хорошо знаете свое дело. Я желаю всем такого вот учителя!».

Касумова Нармин, 11 класс «Б»:«Александр Владимирович, я очень горда, что Вы получили такую награду. Поздравляю Вас! Я знаю, что было очень много конкурсантов, это большое достижение – получить первое место в Москве в литературном конкурсе. Я уверена, что это не последняя награда, и за труд, который Вы вкладываете в написание стихотворений и рассказов, Вас ждет еще много наград».

Межевых Леонид, 10 класс «В»:«Александр Владимирович, поздравляю Вас! Талантливые люди должны быть награждены определенными премиями. Я рад, что Ваш талант не остается незамеченным».

 

 

Cпасибо ВСЕМ участвовавшим в беседе школьникам!

Беседу вела Храмова Елена Александровна