Почему корабль побеждает волны, хотя их много, а он один? Уинстон Черчилль когда-то отвечал так: «Потому, что у корабля есть цель, а у волн – нет». Так и директор современной школы должен справляться с немалым наплывом разноплановых проблем, решать сложные задачи. Мы решили спросить у директора ГБОУ города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1411» Нины Николаевны Овчинниковой: почему побеждает она и педагогический коллектив. Только победой можно назвать перемещение школы с 264 места в рейтинге московских школ в предыдущем учебном году на 107 место в 2014–2015! Какой она видит цель, по какому курсу будет двигаться управляемый ею корабль-школа?

— Нина Николаевна, первый вопрос будет связан с таким чудесным перемещением в рейтинге вклада школ в качественное образование московских школьников. Школа поднялась на 157 позиций! Что сыграло решающую роль? Откройте нам формулу успеха. Что предпринималось в школе?

— Давайте сразу уточним: на 157 позиций поднялся комплекс «Школа № 1411». В комплексе к «типовой школе», которая маневрировала во второй и третьей сотне, присоединились школы, которые никогда не были на высоких позициях в рейтинге – и вот это значит: мы вместе – в этом наша сила. Да, мы разные, но в этом наше богатство. Мы сейчас определяем, какие плюсы в работе распространить, как объединить усилия, чтобы каждый обучающийся нашел себя. Добавлю, что школа № 1411 серьезно поработала над ошибками предыдущих лет и по олимпиадному движению, и по подготовке к ГИА. В 2014 году к нам присоединилась соседняя школа, где 17 из 48 девятиклассников не сдали ОГЭ. Шок у учащихся, родителей, бегство некоторых педагогов и такое сплочение в коллективе 1411: мы вместе, мы сможем! На этом и строились отношения с присоединенным коллективом. А когда в 2015 году вручали аттестаты всем без исключения учащимся 9-х классов, тогда поняли – мы смогли, победа была общая! Залогом успеха любого дела является команда. Мне повезло, что я работаю рядом с очень талантливыми, творческими и работоспособными добрыми людьми. А формула?... Наверное, это формула любви. Любви к детям, своим ученикам и своей работе, к своей школе.

– Расскажите, пожалуйста, об участии в проекте «Школа новых технологий». Как изменилась жизнь школы после вступления в этот проект?

– Проект «Школа новых технологий» («ШНТ») представляет своим участникам огромный спектр возможностей, таких как финансирование инновационной деятельности, экскурсии в крупнейшие ИТ-компании, мастер-классы, вебинары, конкурсы, квесты, и т.д. Список огромен, каждый месяц он расширяется и пополняется новыми мероприятиями и направлениями.

В частности, наша школа получила финансирование на обновление школьных серверов, компьютерного класса, расширение возможностей издательского комплекса. В этом учебном году мы планируем закупить новые наборы по робототехнике и новое видеооборудование для расширения возможностей школьной телестудии.

В прошлом году наши ученики стали призерами конкурса вебинаров и видеоконференций, что открыло для нас возможности вести онлайн трансляции школьных мероприятий на весь комплекс. Это был совершенно новый для нас опыт, и мы планируем продолжать работать в этом направлении.

За два года участия в проекте ребята посетили огромное количество выставок, экскурсий, мастер-классов и лекций в ИТ-компаниях, вузах и интересных музеях. Раньше такое казалось невозможным: посетить Microsoft, Intel, Canon, Sap lab, Яндекс и другие компании совершенно бесплатно, и при этом задать вопросы и получить ответы «из первых рук». Почти всегда после экскурсий слышишь от детей фразу: «Ух ты, хочу тут работать!». Теперь у них не просто абстрактная цель: поступить в университет, а поступить для того, чтобы работать, например, в Яндексе. Еще одним важным изменением является ИТ-клуб при «ШНТ». Это мероприятие уже для учителей информатики в первую очередь, но на самом деле для всех интересующихся информационными технологиями. На ежемесячных заседаниях этого клуба мы узнаем массу новых, интересных и зачастую очень полезных сведений, как о современном мире информационных технологий, так и о педагогической деятельности.

Широкие возможности для развития детского творчества предоставляют конкурсы «ШНТ». Помимо конкурса вебинаров и видеоконференций были еще и конкурсы фотографий, ИT-репортеров, робототехнические конкурсы, всевозможные видео конкурсы, где наши учащиеся становились призерами и победителями. Но самый важный и, на мой взгляд, интересный конкурс – «Школа реальных дел». Суть этого конкурса в том, что совместно с куратором из крупной компании команда учеников должна выполнить некий реальный проект. До участия в «ШНТ» ничего подобного на моей памяти не было, чтобы ряд крупнейших компаний и вузов предложил более 50 различных проектов школам Москвы, детям давались сжатые и четкие сроки, конкретные цели и этапы выполнения заданий, а также выделялся куратор, совместно с которым они выполняли проект. Уже в этом году мы узнаем результаты наших команд. На мой взгляд, проект «Школы новых технологий» открывает новый уровень возможностей и этим нужно активно пользоваться, что, собственно, наши учителя и ученики стараются делать. Надеюсь, данный проект будет развиваться.

– С сентября 2014 года в школе работают кадетские классы. Чем отличаются дети в этих классах от обычных учащихся школы № 1411? Для работы с ними применяются какие-то особенные методики, ведь программа обучения не совсем привычна для светской школы? Как кадеты воспринимают элементы военной службы в программе обучения, особенно девочки?

– Хорошее образование ценилось во все века, было признаком престижности и аристократизма. Сегодня в обществе снова наблюдается тенденция возвращения к приоритетности качественного и элитного образования, способствующего всестороннему интеллектуальному, физическому и нравственному развитию учащихся, создающего основу для их подготовки к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Особую роль должны сыграть кадетские классы. В нашей школе их два: 7 «А» и 8 «А». Становление кадетских классов происходило в год 70-летия Великой Победы. Ребята приняли участие в параде на Поклонной горе, акции «Сирень Победы», поздравляли ветеранов на Торжественной церемонии вручения юбилейных медалей «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

День кадета начинается с утренней поверки и не заканчивается со звонком с последнего урока. Кадеты имеют повседневную и парадную форму, надевают ее на официальные и торжественные мероприятия, спортивные соревнования и смотры. На уроках это обычные классы, но педагоги отдают предпочтение в работе с ними исследовательским и проектным технологиям. Очень разнообразна и тематика предметных экскурсий (демонстрационный зал МГТУ им. Э. Баумана, Сколково, Академия МЧС и др.), кадеты активно участвуют в конкурсах и олимпиадах, программах образовательного туризма. Обучение в кадетских классах способствует развитию внутренних качеств ребенка, а также его социализации в обществе. Кроме общеобразовательных предметов, предусмотрено изучение дополнительных учебных дисциплин («Знаковые фигуры в истории России», «Физмат-школа», «Введение в химию», «Этикет», «Школа кадета», «Школа безопасности», «Готовимся к балу», «Меткий стрелок»). Частыми гостями на мероприятиях в кадетских классах являются сотрудники МЧС Северо-Восточного административного округа города Москвы. Они провели в кадетских классах несколько тематических уроков, пригласили в веревочный парк, расположенный на ВДНХ. В середине декабря 2015 года кадеты стали участниками церемонии «Посвящение в кадеты» в залах Центрального музея Вооруженных сил, где приняли присягу, а потом участвовали в смотре-конкурсе «Лучший кадетский класс» в оздоровительно-образовательном центре «Патриот». За 4 дня для кадет были проведены контрольно-проверочные занятия по дополнительным образовательным программам: общевоинские уставы; строевая подготовка; основы радиационной, химической и бактериологической защиты (РХБЗ); военная топография; огневая подготовка; медицинская подготовка, история, физическая подготовка. Наши кадеты получили оценку «хорошо». Так держать! Надо отметить, что девчонки справлялись со всеми упражнениями очень достойно и составили юношам реальную конкуренцию. А потом был бал! Первый! Кадетский! Новогодний!

– Воспитание через деятельность детских общественных объединений в рамках образовательных проектов ЮНЕСКО . Чем примечателен этот эксперимент в вашей школе?

 – На протяжении многих лет наша школа развивала и совершенствовала учебный и воспитательный процесс в духе идей и ценностей ЮНЕСКО, регулярно участвовала в различных московских и международных акциях и программах. Участников Проекта Ассоциированных школ ЮНЕСКО во всем мире объединяет четыре основные направления деятельности: распространение информации об ООН и ЮНЕСКО; экология, охрана окружающей среды; изучение всемирного культурного и природного наследия; права человека, права ребенка, демократия, ненасилие.

В преамбуле Устава ЮНЕСКО есть такие слова: «Поскольку войны начинаются в умах людей, то именно в умах людей необходимо строить защиту мира». Решению этой задачи во многом способствует развитие детского общественного движения. В школе сформировались и успешно работают клуб «Мир без границ», отряд юных миротворцев «Отрада», историко-краеведческий клуб «Рубеж», детское общественное объединение «Сопричастность». Скажу несколько слов о направлениях работы объединений.

Просветительская работа: Историко-краеведческий клуб «Рубеж» проводит большую просветительскую работу по истории Великой Отечественной войны, Холокоста, таких трагических страниц Второй Мировой войны, как фашистские концлагеря. Члены клуба создали виртуальный музей «Колокола Памяти», на экскурсиях в котором идет речь о трагедиях Хатыни, Хиросимы и Нагасаки. Успешно работает программа «Эпохи разные, а Родина одна», посвященная важным историческим событиям нашей страны, ее великим гражданам (Отечественная война 1812 года, Первая Мировая война, Русско-японская война, «Варяг» и др.), проводятся музейные игры и уроки. Проекты «Живой голос истории» и «Герой рядом с нами» позволяют записать и сохранить свидетельства очевидцев, документы, фотоматериалы разных периодов истории России. Встречи с ветеранами учат ребят общению с людьми разных поколений, значимости высокого права называться патриотом и гражданином.

Международное образовательное сотрудничество: Представители детского общественного объединения «Евроклуб «Мир без границ» организовали «Еврошколу», на занятиях которой проходит изучение европейского опыта реализации прав человека, истории стран мира, дискуссии по актуальным политическим и экономическим вопросам. Евроклубовцы проводят брейн-ринги по различным проблемам и истории важных исторических дат, конкурсы исследовательских проектов, викторины, молодежные форумы, посвященные Дню прав человека, Дню толерантности, Дню ООН, Дню Мира, Дню Европы.

Духовно-нравственная работа: Юные миротворцы отряда «Отрада» изучают документы ООН, проводят встречи с правозащитниками и российскими миротворцами, экскурсии в Музей миротворческих операций. Знания, полученные ребятами, применяются на занятиях по программе «Школа безопасности», где им приходится находить выходы из различных экстремальных ситуаций. Своими знаниями они делятся с учащимися 4–7 классов на учебно-тренировочных сборах. Воспитанию гражданственности способствуют и шефство над памятником на месте падения самолета Алексея Петровича Маресьева, и установка памятника жителям Яблоньского сельсовета Фировского района Тверской области в селе Мартюшино, погибшим в годы Первой Мировой и Великой Отечественной войн, и восстановление церкви Вознесения Христова.

Наши детские объединения соединяют учебную и внеклассную деятельность, систему дополнительного образования, сочетают мероприятия, проводимые в школе, с участием в региональных («Модель ООН», «Дружбовидение», «Ступень к успеху» и др.), всероссийских (проект Русского географического общества «Школьные экспедиции к памятникам природного и культурного наследия России») и международных программах (Life Link, «Образование для устойчивого развития», «Великие реки мира», «Наше достояние», «Поэзия шекспировской весны», «Вода для жизни», «Одна планета – одно будущее!» и др.). Овладев знаниями и навыками самоуправления, молодые люди начинают чувствовать себя полноправными членами общества, учатся объективно оценивать окружающую их действительность, вырабатывать собственное мнение, отстаивать свою позицию. Наши ребята неоднократно становились участниками международных конференций в России, Финляндии, Китае, Швеции, Японии. Это – один из путей становление современного мировоззрения, зрелого подхода к происходящему в стране и в мире в целом, повышения социального статуса молодежи.

– Нина Николаевна, расскажите, пожалуйста, о проектах «Гений инженерной мысли» и «Школа – дом родной».

– Проект «Гений инженерной мысли» проводился в октябре–ноябре в рамках школьных Дней науки, традиционно посвященных дню рождения М.В. Ломоносова. Это общешкольный проект, запуск которого связан с появлением в школе инженерного класса. В проекте участвовали все желающие – от начальной до старшей школы. Так, например, ученики 2 – 4 классов стали юными изобретателями и предложили на суд всего школьного сообщества с их точки зрения нужные и важные вещи: ночник, который сам включается в темноте и выключается на свету, почтовый ящик, который светится и играет мелодию при попадании в него почты, магнитный витраж для крепления ключей, дизайнерское украшение для дома «Вечный двигатель», который выполнен из отработавших компьютерных дисков. Важно, что изобретательская мысль работала у малышей для решения реальных проблем, с которыми они сталкивались в жизни.

Учащиеся средней школы изучали творчество российских инженеров и в итоге создавали интеллектуальные игры. Например, игра «Бродилка» (по металлургическому комбинату), «Своя игра» (по творчеству сына и отца Черепановых), «Что? Где? Когда?» (о сооружениях В.Г. Шухова и Н.В. Никитина).

Старшеклассники снимали видеоролики на тему «Инженеры – Москве», в которых мы увидели увлекательные рассказы о конструкциях московских мостов, павильонов ВДНХ, Ростокинского акведука и столичного Делового центра.

Тема изобретательства и инженерного творчества очень увлекала школьников, и мы решили сделать этот проект ежегодным, посвятив его в следующем учебном году великим россиянам, чьи открытия и изобретения повлияли на весь мир.

Проект «Школа – родной дом» – это составная часть конкурса «Школа реальных дел», в котором учащиеся 8 – 10 классов работают над реализацией кейса компании «Индигос» ГК «LANIT Education» по исследованию микроклимата школьных помещений: соответствия санитарным нормам температуры, влажности воздуха, содержания кислорода и углекислого газа в нем до уроков, во время и после уроков. По итогам работы, проделанной ребятами, они готовят заседание Совета школы с участием педагогов, родителей и обучающихся по проблеме влияния нашего микроклимата на здоровье школьников и развития системы здоровьесбережения.

– Учителя Вашей школы проводят уроки в Мемориальном музее космонавтики в рамках проекта «Урок в музее». Какие это уроки?

– На основе экспозиций музея, при участии музейных работников (Р.Р. Махмутова и Д.А. Стального) были разработаны и проведены уроки по химии в 9 классе «Воздух и его состав. Регенерация воздуха на космических кораблях», учитель О.Е Забелина; литературе в 7 классе «Юрий Гагарин – первый в мире космонавт, человек и герой», учитель Л.А. Мотовилова. Сейчас подготовлен урок по физике для 9 класса «Вес и невесомость», учитель М.Б. Абдуллаева. 

Еще одним видом развивающей и творческой работы в музее является самостоятельная подготовка учащимися (или группой учащихся) экскурсии по залу музея или самостоятельная исследовательская работа (индивидуально или в группе). В этом году группа учащихся 10 классов работает в Мемориальном доме-музее С.П. Королева, выполняя сложную задачу – создание собственной экскурсии на английском языке «С.П. Королёв – космический конструктор». Этот проект включает работу не только по поиску и обработке материала, но и занятия по программе «Юный экскурсовод», на которых музейные работники Р.Р. Махмутов и Л.А. Филина рассказали ребятам как создается экскурсия.

Музейные уроки являются особым видом педагогической практики: эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивает учащимся знакомство с предметами и явлениями. Ребята проявляют большой интерес к изучаемому материалу, учатся самостоятельно получать знания.

– Дополнительное образование в школе: есть и робототехника, и газета, и студия телевидения, и другие направления деятельности. Зачем так много? Расскажите подробнее о том, какие это направления, какие кружки?

– Направлений дополнительного образования не может быть много. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Закономерен вопрос: неужели нашим детям недостаточно того объема знаний, который предлагает школа через все компоненты учебного плана – федеральный, региональный, школьный? «Изюминка» дополнительного образования как раз и состоит в том, что все его программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Основное школьное образование направлено на передачу определенной суммы знаний, умений и навыков, а дополнительное – находит практическое применение полученным в основной школе знаниям и умениям, развивает его творческий потенциал, является полноценной организацией свободного времени. Активная жизнь идет в объединениях дополнительного образования следующей направленности: художественно-эстетическое («Хор», «Музицирование», «Танцевальный ансамбль», «Театр на английском языке», «Литературный театр», «Волшебная кисточка» и др.), научно-техническое («Мульти-пульти», «Школа программирования»),  естественнонаучное («Теория решения исследовательских задач (ТРИЗ)», «Геометрия и ИКТ», «Физмат школа», «Я познаю мир», «Наглядная геометрия», «ИнфоЗнайка», «Введение в естествознание» и др.), физкультурно-спортивное («Волейбол», «Настольный теннис», «Теннис», «Ритмическая гимнастика», «Подвижные игры», «Легкая атлетика», «Умею плавать», «Русские шахматы»), туристско-краеведческое («Путешествуем вместе»), культурологические («Страноведение» (на английском языке), «Зарубежная литература» (на английском языке), «Всемогущий и занимательный синтаксис», «Английский язык. Литературное чтение», «Практическая фразеология» и др.) и военно-патриотическое («Школа безопасности»).

    

– Без чего школа не может быть тем местом, домом, который остается вместе с нами, когда мы становимся взрослыми людьми? Попробуйте нарисовать некий идеальный портрет учителя, родителя и выпускника Вашей школы.

– При входе в школу вас встретит фотовыставка «Яблоко от яблоньки» – это наша визитная карточка. На ней представлены семейные портреты наших выпускников, ставших теперь родителями, с их детьми – нашими сегодняшними учениками. Мы очень дорожим тем, что наши дети возвращаются в школу не только учителями, а и родителями. Причем, такими родителями, которые чтут школьные традиции, становятся участниками, а иногда координаторами школьных дел. Да, надо сказать, с родителями нам очень везет! Начиная с праздника «Посвящение в школьные родители», мы вместе составляем программу развития классных коллективов, вместе ее осуществляем. Вплоть до выпускного бала, тоже являющегося нашим общим семейным праздником. Родители – активные участники научных проектов, спортивных праздников, образовательных путешествий. Есть театральный коллектив родителей и детей. Мы свой опыт представляем так – школа должна помогать семье воспитывать ребенка. Вот мы и стараемся делать это вместе. Замечательный Кадетский бал в преддверии Нового года, на котором кружились в вальсе кадеты со своими мамами и папами был продуман и подготовлен выпускниками. Ежегодный школьный турслёт – детище выпускников и родителей. На традиционный конкурс бального танца среди непрофессиональных пар, к которому на протяжении почти сорока лет наши выпускники прошлых лет готовят с сегодняшними маленькими артистами танцевальные сюжетные картинки, приходят жители всего района.

А еще у нас работает замечательная молодежная команда. Возвращаясь в школу в качестве учителей, наши ребята приглашают с собой своих единомышленников – однокурсников. Талантливые ребята, любящие детей и школу, не только являются хорошими учителями, но и уже руководят многими образовательными проектами. Они – будущее нашей школы.

Знаете, не бывает идеальных! Бывают любимые! На один из школьных праздников мама бывших учеников школы привела к нам теперь уже своих внуков и сказала: «Выбирать школу надо ту, что ближе к сердцу».

Беседу вела Храмова Елена Александровна