ФЕВРАЛЬ 2016


Уважаемые коллеги!


Представляем Вашему вниманию дайджест публикаций сетевого издания Городского методического центра «Слово учителю».



Раздел «Авторские материалы»
 
Алабина С.В., Григорьева В.В., Крысанова Е.А. Инновационный подход к использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционном сопровождении детей с ОВЗ
Аннотация: коллектив авторов предлагает разработанную и апробированную систему использования технологий здоровьесбережения и здоровьеобогащения в интеграции различных видов деятельности и форм организации образовательного процесса, с учётом современных методов и средств обучения.
Ключевые слова: валоелогическая компетентность, здоровьесберегающая культура, коррекционно-педагогическая поддержка детей с ОВЗ.
Читать

Андреева О.Е. Авторский проект, посвящённый правилам безопасного поведения в дни летних каникул
Аннотация: данная статья содержит опыт создания проекта, посвященного правилам безопасного поведения в городе в период летних каникул. Результат проекта – авторский фильм, снятый при участии обучающихся.
Ключевые слова: безопасность, каникулы, лето, опасности на детской площадке, поведение на природе, правила езды на велосипеде.
Читать

Атаманова Н.Б. Технология создания динамической модели слова в процессе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста «ЛогоЛадошки»
Аннотация: в данной статье представлен научно обоснованный способ подачи материала, с одной стороны, и высоко мотивированный игровой метод овладения грамотой, с другой стороны, который приводит к совершенствованию фонематических процессов как базы для овладения письменной речью.
Ключевые слова: динамическая модель слова, предупреждение дисграфических ошибок, совершенствование фонематических процессов, технология «ЛогоЛадошки».
Читать

Бокарёва О.С., Смирнова Т.Ю. Решение химических задач оптимальными математическими методами
Аннотация: в данной работе авторы делятся рациональными, нестандартными способами решения задач на смеси, растворы и сплавы.
Ключевые слова: алгоритм, математика, Пирсон, смеси, сплавы, химия.
Читать

Борисюк Н.В. Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе
Аннотация: в данной статье представлен опыт работы по организации проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе, которая соответствует ФГОС.
Ключевые слова: журнал, проекты, путешествие, сказка, творчество, чтение.
Читать

Верменская Л.Н., Востриков Е.И. Интегрированное учебное занятие в 8 классе на тему: «Влияние физических упражнений на дыхательную систему и здоровье человека»
Аннотация:
в статье представлена авторская разработка урока, дается сценарное описание интегрированного занятия с использованием знаний по биологии и физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
Ключевые слова: дыхательная система, здоровьесбережение, здоровый образ жизни, команда, физические упражнения.
Читать

Дерягина Л.О. Педагогические особенности патриотического и интернационального воспитания в школе с этнокультурным компонентом
Аннотация: данная статья посвящена проблеме патриотического и интернационального воспитания обучающихся в школах с этнокультурным компонентом. 
Ключевые слова: гражданский патриотизм, интернациональное воспитание, культура межнационального общения, национальная идентичность, поликультурная среда, этнокультурный компонент.
Читать

Дубкова О.И. Экскурсионно-развивающая деятельность в образовательном процессе (из опыта работы классного руководителя)
Аннотация: в данной работе обобщен многолетний опыт классного руководителя по организации экскурсионно-развивающей деятельности для учащихся средней школы. Приведены примеры трех экскурсий и рекомендован алгоритм работы по данному направлению.
Ключевые слова: классный час, тематика классного часа, школьная экскурсия, школьный предмет, экскурсионный объект.
Читать

Зименко Н.А. Наши первые шаги по программе «Миры Детства: конструирование возможностей»
Аннотация: в этой статье представлен материал из опыта работы ОО по апробации примерной образовательной программы ДО «Миры детства: конструирование возможностей» (Т.Н. Доронова).
Ключевые слова: миры детства, Т.Н. Доронова, экспериментальная программа.
Читать

Иванова Е.В., Черемисина Я.А. Песочные игры с дошкольниками
Аннотация: в статье приведены примеры игровых упражнений и заданий для дошкольников 3–6 лет в обычной песочнице, песочнице с прозрачным дном и песочнице с подсветкой.
Ключевые слова: детские игры с песком, дошкольник и природа, игровые песочные столы, игры с песком, оборудование для дошкольников, образное мышление ребенка.
Читать

Кириллова М.В. Викторина «Культура Древней Греции»
Аннотация: статья содержит рекомендации по проведению викторины «Культура Древней Греции», которая направлена на повышение мотивации обучающихся к изучению предмета «История» и содействие вовлечению их в учебный процесс.
Ключевые слова: античность, Древняя Греция, Илиада, культура, миф, Одиссея.
Читать

Коваль Е.В., Писклова Е.В. Игры с песком и не только
Аннотация: в статье предложены игры-эксперименты, мастер-класс по изготовлению цветного песка, примерные виды игровых творческих занятий с цветным песком, апробированных в работе с детьми старшего возраста.
Ключевые слова: детское экспериментирование с песком, игры детей с песком, развитие воображения дошкольников, развитие дошкольников, познавательное развитие дошкольника.
Читать

Колотильщикова С.В. Исследовательская деятельность на уроке физической культуры
Аннотация: в статье представлены примеры исследовательской деятельности в уроке физической культуры – мини-исследования: урок-исследование (лабораторные работы); урок-эксперимент.
Ключевые слова: исследование, лабораторная работа, эксперимент.
Читать

Комазенкова А.А. Мастер-класс по изготовлению цветка в подарок на 8 марта
Аннотация: в предлагаемой статье описан поэтапный ход изготовления цветка в подарок маме на 8 марта. Данную работу можно проводить в рамках реализации непосредственной образовательной области «Познавательная конструкторская деятельность».
Ключевые слова: двусторонняя клейкая лента, имитация, импонирующая форма, каркас, нитки мулине, самоклеящаяся пленка, трафарет, цилиндр.
Читать 

Кригер Е.И. Проект для дошкольников: «Осень разноцветная»
Аннотация: статья содержит методические рекомендации по реализации проекта для дошкольников. В ходе занятия воспитанники знакомятся с признаками и приметами осени, учат названия осенних месяцев.
Ключевые слова: осень, проект для дошкольников.
Читать

Мартынцева Е.В. Ассоциация как форма эффективного сотрудничества ведомственных образовательных организаций
Аннотация: данная статья посвящена одной из форм эффективного сотрудничества образовательных организаций. В статье показаны возможные подходы и пути взаимодействия гимназии МИИТ, как одного из структурных подразделений Университета путей сообщения, с ведомственными региональными школами.
Ключевые слова: Всероссийский конкурс «Транспорт будущего», инновационная техническая лаборатория, сотрудничество между ведомственными образовательными организациями.
Читать

Муравьёва Г.М., Васильева О.А. Опыт создания и функционирования общешкольного детского объединения (на примере Федерации «Олимпия» Школы № 2126)
Аннотация: в статье рассматривается опыт работы конкретной образовательной организации, дается подробное описание задач, функций, механизмов работы воспитательной системы школы.
Ключевые слова: классный коллектив, социально-значимая деятельность, ученическое самоуправление, школьная республика.
Читать

Николаева Н.Н. «Дневник моего роста» как эффективный способ отслеживания образовательных результатов младших школьников
Аннотация: «Дневник моего роста» – это современная эффективная форма отслеживания роста развития и формирования учебных универсальных действий ученика. Цель работы с дневником – формирование контрольно-оценочной деятельности. Представленная работа будет интересна учителям начальных классов.
Ключевые слова: оценочный лист, самооценка, успешность.
Читать

Новрузова С.Н. Использование технологической карты и партитуры урока в системно-деятельностном подходе
Аннотация: статья посвящена опыту использования технологической карты и партитуры урока как методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Ключевые слова: научно-познавательный текст, партитура урока, системно-деятельностный подход, технологическая карта.
Читать

Русанова Н.Б. «Логика изломанного слова»: особенности языка прозы А.П. Платонова
Аннотация: данная статья посвящена особенностям языка прозы А.П. Платонова, складывающегося в послереволюционные годы. В статье раскрыты некоторые особенности языка прозы Платонова: народность, простота, непредсказуемость фразы, реализация метафоры, замена обстоятельств определениями, сочетание качественно разнородных понятий и др.
Ключевые слова: Андрей Платонов, емкость слова, материальность слова, «неуравновешенный синтаксис», особенности языка, «язык эпохи», «языковая личность».
Читать

Русанова Н.Б. Художественное слово в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
Аннотация: данная статья посвящена анализу возможностей художественного слова в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Автор приходит к выводу, что самый существенный план произведения раскрывается только при условии проникновения в тайники щедринского слова.
Ключевые слова: Иудушка, распад семьи, речь героя, пустословие, Салтыков-Щедрин, художественное слово.
Читать

Синицын В.А. Авторский учебно-методический комплект (УМК) «Мастерская выразительного чтения» для 1–4 классов как средство реализации ФГОС начального общего образования
Аннотация:
в статье дается описание нового и нетрадиционного для школьной практики в рамках внеурочной деятельности авторского спецкурса «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения». Представлена оригинальная модель учебных пособий – рабочих тетрадей «Мастерская выразительного чтения» для 1–4 классов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования
Ключевые слова: выразительное чтение, мастерская, методика работы с текстом, постановка голоса, содержание, спецкурс.
Читать

Синицын В.А. Интегрированный спецкурс «С русским словом можно творить чудеса!» для учащихся 5–6 классов как авторская модель речетворческой педагогики и средство реализации ФГОС основного общего образования
Аннотация: в статье дается краткое описание авторского спецкурса для развития речи и речевого творчества учащихся 5–6 классов, представлены опорная схема с методической расшифровкой спецкурса и содержательные блоки программы, указан перечень формируемых универсальных действий ученика.
Ключевые слова: интегрированный спецкурс, конструктор речевого творчества, речевое творчество, содержание спецкурса.
Читать

Синицын В.А. Опыт разработки программы внеурочной деятельности: спецкурс «Основы книжной культуры школьника» для учащихся 5–7 классов
Аннотация: в статье представлена нетрадиционная система авторских подходов к разработке программы спецкурса «Основы книжной культуры» для учащихся 5–7 классов, предлагается вариант планирования, содержания и практических заданий.
Ключевые слова: методы и формы организации практических заданий, планирование, программа, спецкурс.
Читать

Синицын В.А. Опыт разработки содержания практических материалов авторского спецкурса «Литература с основами литературоведения» для учащихся 10–11 классов профильных классов
Аннотация: в статье представлена система авторских подходов к разработке материалов спецкурса «Литература с основами литературоведения» для старшеклассников профильных классов, проявляющих интерес к проблеме развития литературного мышления, совершенствования речетворчества.
Ключевые слова: контрольные задания, комплексный анализ художественного текста, спецкурс, справочные материалы.
Читать

Синицын В.А., Кнодель О.Е., Кидалинская Е.Ю. «Музей речевого творчества детей и взрослых»: опыт организации нового управленческого (социально-образовательного) проекта школы № 2017
Аннотация: в статье обозначен опыт конкретной образовательной организации по реализации нового управленческого проекта – создание музея речевого творчества детей и взрослых, представлены цель и задачи, тематическое содержание разделов, формы презентации речетворческого материала
Ключевые слова: музей речевого творчества детей и взрослых, ожидаемые результаты, управленческий (социально-образовательный проект), экспозиционные разделы.
Читать

Степенина М.А. Урок русского языка в 3 классе по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова»
Аннотация: в данной статье представлен сценарий урока, в котором особое внимание уделено исследовательской работе при изучении новой темы: на уроке обучающиеся учатся самостоятельно формулировать тему урока, занимаются поиском нужной информации, работают парами и группами.
Ключевые слова: непроизносимая согласная в корне слова, сценарий урока по русскому языку.
Читать

Суродеева О.Г. Комплексный подход к формированию природоведческой лексики у детей с общим недоразвитием речи
Аннотация: данная статья посвящена вопросам развития лексических навыков у детей с общим недоразвитием речи. В фокусе внимания автора – задача обогащения словаря обучающихся посредством словесных, наглядных и практических методов работы.
Ключевые слова: обогащение словарного запаса, ОНР, усвоение лексики.
Читать

Тихомирова Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения в ходе анализа личностных качеств героев басен И.А. Крылова
Аннотация:
статья содержит методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроке литературного чтения по теме «Характеристика персонажей басен И.А. Крылова». Главная цель урока – формирование умения исследовать научно-популярный и художественный тексты.
Ключевые слова: басня, герой, научно-познавательная статья, театр масок, характеристика литературных персонажей.
Читать

Тихонова Е.С., Селиванова М.Е. Музыкально-грамматические рифмовки как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Аннотация: в статье идет речь о коррекционно-развивающей технологии «музыкально-грамматические рифмовки». Обоснована возможность включения рифмовок в контекст логопедической работы и работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В заключении приводятся фрагменты досуга с использованием музыкально-грамматических рифмовок.
Ключевые слова: дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, лексико-грамматический строй речи, музыкально-грамматические рифмовки.
Читать

Царицына М.В. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников на уроках риторики
Аннотация: статья раскрывает суть одной из актуальных проблем современного образования – проблемы формирования коммуникативных навыков у младших школьников. В работе рассмотрены теоретические аспекты понятия «коммуникативные навыки», приведены убедительные аргументы, доказывающие необходимость их развития при формировании личности ребёнка.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, культура речи, младший школьник, практико-ориентированная направленность, риторика.
Читать

Черемисина С.В., Дедловская М.Ю., Чекурова О.В. Профессиональная компетентность педагога как гарантия качественного образования обучающихся в условиях инклюзивного образования
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема готовности педагогов к работе с обучающимися, имеющими проблемы в развитии, в условиях реализации программ инклюзивного образования. Авторами предложена методическая разработка интерактивного занятия с педагогами для изменения стереотипов и профессиональной позиции, формирования компетенций работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, профессиональная компетентность педагога, работа с детьми с ОВЗ.
Читать

Черныш И.А., Свистунова Т.М. Связь информатики с технологией. Бинарный урок информатики в 1 классе: «Цепочка. Бусины в цепочке»
Аннотация: в данной статье рассказывается о совместной работе учителя начальных классов и учителя информатики в 1 классе. На данном уроке учащиеся при изучении нового материала по информатике использовали бусины, изготовленные из пластилина специально для этого урока с учителем начальных классов на уроке технологии.
Ключевые слова: 1 класс, бинарный урок, бусины, информатика в начальной школе, межпредметные связи, цепочка.
Читать

Шаршакова А.Н. ИКТ в преподавании иностранного языка
Аннотация: статья посвящена использованию средств ИКТ на уроках английского языка различных типов, которые способствуют повышению интереса учащихся к предмету и эффективному формированию всех видов речевой деятельности.
Ключевые слова: английский язык, использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка, среднее профессиональное образование.
Читать

Шаршакова А.Н. Методические рекомендации по выполнению проектной работы по теме: «Английский язык в Вашей профессиональной среде»
Аннотация: статья посвящена проведению урока, в ходе которого обучающиеся овладевают многими метапредметными умениями: самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в дальнейшем обучении; овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.
Ключевые слова: английский язык, иностранный язык, метапредметность, методические рекомендации, проект.
Читать

Шахраманьян М.А., Родионова Т.К. Проект «Электронная школьная республика» как эффективная форма содействия организации самоуправления и профильного обучения школьников
Аннотация: данная статья посвящена вопросам самоуправления и профильного обучения школьников в форме деловой игры «Электронная школьная республика», где школьники в роли сотрудников министерств приобретают опыт коллективного сетевого взаимодействия при решении различных актуальных практических задач.
Ключевые слова: деловая игра, куратор, министерство ЭШР, самоуправление, съезд делегатов ЭШР, электронная школьная республика (ЭШР).
Читать

Щербаков С.Н. Тактика царского правительства при подавлении башкирского восстания (1662–1664) и восстания С.Т. Разина в 1670–1671 гг.
Аннотация: на основании анализа опубликованных источников и современных научных исследований, в статье рассматривается тактика царского правительства при подавлении башкирского восстания (1662–1664) и восстания С.Т. Разина в 1670–1671 гг.
Ключевые слова: восстание, московские стрельцы, мятежники, приказ, присяга, С.Т. Разин, шерть, Ю.А. Долгоруков.
Читать

Яновская Е.В. Из опыта работы учителей начальной школы ГБОУ СОШ № 426 с интерактивными курсами на портале nachalka.seminfo.ru
Аннотация: в статье представлен обобщённый опыт работы учителей начальных классов в информационном пространстве «nachalka.seminfo» на оболочке Moodle: теоретический аспект реализации данного направления работы учителей начальных классов, его актуальность в условиях реализации ФГОС НОО; раскрывается суть основных интерактивных курсов, предлагаемых создателями данной системы дистанционного обучения.
Ключевые слова: ИКТ, информационная образовательная среда, система дистанционного обучения, ФГОС НОО.
Читать

Яновская Е.В. Из опыта создания и воплощения сценария праздника «Широкая Масленица»
Аннотация: статья представляет собой опыт разработки сценария традиционного русского праздника проводов зимы и встречи весны – «Широкая Масленица», который рассчитан на обучающихся начальной школы.
Ключевые слова: начальная школа, праздник, русские традиции, сценарий, Широкая Масленица.
Читать
 
Жак-Ив Кусто. Гражданин океана
Аннотация: Юбилейный урок, посвященный жизни и деятельности талантливого исследователя Мирового океана.
Перейти к уроку

135 лет со дня рождения А.П. Павловой
Аннотация: Юбилейный урок, посвященный жизни и творчеству великой русской балерине.
Перейти к уроку

Утюг в России – 380 лет
Аннотация: Юбилейный урок, посвященный эволюции утюга и его самым необычным моделям.
Перейти к уроку


PDF-версия