Рубрики
Авторские статьи Дошкольное образование

Эффективная реализация игровой и театральной деятельности через организацию пространственно-предметной среды в группе

В данной статье освещается роль организации пространственно-предметной среды в группе детского сада, обеспечивающей эффективную реализацию игровой и театрализованной деятельности.

0

«Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности» – такое требование к среде было сформулировано советским психологом, доктором психологических наук, профессором А.В. Запорожцем. В соответствии с положением другого советского психолога, Л.С. Выготского, среда должна быть предметной. Что это значит? Это значит, что каждый предмет, который ребенок видит в группе, должен быть на виду и быть чему-то предназначен.

Оснащение игровых уголков в группе позволяет детям самостоятельно выбирать атрибутику, продумывать действия с ней и отражать это в своей игровой и театрализованной деятельности.

Развивающая пространственно-предметная среда должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДОУ, в том числе обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей, склонностей, интересов и уровня активности с целью развития заложенных природой задатков и способностей.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – развивать интерес к творчеству. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, а также в ручном труде.

Автор делится опытом формирования представления о диких животных родного края (особенностях их обитания с учётом сезонных изменений в природе, установления причинно-следственных связей) у детей средней группы с помощью эффективной организации пространственно-предметной среды в группе, а также рассказывает о ее влиянии на творческую и игровую активность и отражении знаний в проекте «Дикие животные Подмосковья»». По мнению автора, все это способствует развитию творческих способностей у детей, их инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

Информационно-игровой проект «Дикие животные Подмосковья».
Тип проекта: Информационно-познавательный
Участники: дети средней группы 3-5 лет, воспитатели и родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Срок исполнения проекта – октябрь – ноябрь 2019 г.
Проблема: недостаточные знания детей о диких животных Подмосковья и особенностях их обитания с учётом сезонных изменений в природе.

Цель:

— расширить представления детей о диких животных родного края: повадках, внешнем виде, питании, способах передвижения.

Задачи:

— развить связную речь, активизировать и обогатить словарный запас детей;

— развить игровую деятельность детей;

— сформировать коммуникативные навыки и игровые качества через подвижные, хороводные игры и игровые упражнения.

Предварительная работа:

Работа началась с подбора иллюстраций, альбомов с изображениями диких животных родного края;
бесед, ситуативных разговоров по данной теме;
подбора художественной литературы (рассказы, сказки, загадки и т. д.);
подбора дидактических, подвижных, хороводных, пальчиковых игр и игр музыкального репертуара.

Основной этап работы с детьми:       

Чтобы реализовать основные задачи проекта в непосредственно-образовательной деятельности по «Развитию речи», автор провел беседу с детьми о диких животных Подмосковья, раскрыл понятие «дикие животные», а затем представил сравнительный анализ диких и домашних животных. Ребята вспомнили, как выглядят дикие животные и как они готовятся к зиме. В процессе работы очень помогло использование загадок, как средства развития речи, заучивание стихов и составление рассказов по картинам: «Спячка ежа», «Зайчиха с зайчатами» и «Лиса с лисятами». Также была проведена большая работа по знакомству с художественной литературой по данной теме. Ребята с большим интересом изучали творчество В.В. Бианки, читали его рассказы и сказки о животных: «Лис и мышонок», «Мишка-башка», «Как лис ежа перехитрил», В.Г. Сутеева: «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Яблоко», братьев Гримм «Заяц и еж», а также читали С.Я. Маршака, в частности, его произведение «Тихая сказка». Доступность произведений и иллюстраций в уголке книги помогла детям самостоятельно рассмотреть, обсудить и закрепить полученные знания в образовательной деятельности.

Дети приносили журналы, энциклопедии, живо обменивались своими знаниями и впечатлениями, много задавали вопросов и рисовали диких животных. Таким образом, уголки изобразительной деятельности и книги обогащались, исходя из интересов самих детей.

Правильная организация пространственно-предметной среды помогла закрепить знания, полученные в организованной деятельности. Это позволило детям легче ориентироваться в групповой комнате и без труда находить нужную им дидактическую игру: «Наши дикие и домашние животные», «Кто живет в лесу?», «Угадай животного по описанию», «Собери пазлы с животными».

Наличие в этой зоне разнообразного дидактического материала (фигурки животных, игры-путешествия и конструктор) способствовало тому, что дети реализовывали свой игровой замысел через конструктивную, познавательную и коммуникативную деятельности.

        В группе есть театральный уголок, в том числе с меховыми костюмами, что стимулирует проявлению творческой активности детей. На музыкальных занятиях при подготовке к празднику осени ребята разучивали много песен про животных и поэтому, услышав знакомую музыку, легко включались в творческий процесс проигрывания персонажей в костюмах под знакомое музыкальное сопровождение.

На протяжении всей реализации проекта «Дикие животные Подмосковья»» велась большая работа с родителями. Родителям была дана консультация «Безопасность нахождения детей в лесу» и было предложено силами родителей организовать показ сказки А.Н. Суконцева «Как ежик шубку менял». 

Итог проекта:

В ходе реализации проекта «Дикие животные Подмосковья»» обогатился опыт детей в сфере познавательного развития: расширились их представления о диких животных родного края (повадках, особенностях внешнего вида, питании, способах передвижения). Хорошим показателем была вовлеченность всех детей в активную самостоятельную деятельность, высокая продуктивность самостоятельной деятельности и положительный эмоциональный настрой воспитанников. Дети проявили инициативу в театрализованной деятельности и заинтересованность в познании нового материала.

Эффективная организация пространства обеспечила возможность для самостоятельной деятельности каждого ребенка.

Используемая литература:

  • Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (средняя группа), изд.: Элизе Трейдинг 2005;
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», изд.: Москва, Мозаика – Синтез, 2008-2010 (разделы «Проектная деятельность дошкольников», «Игровая деятельность дошкольников»);
  • «Ознакомление с природой в детском саду», средняя группа О.А.Соломенникова, 2014;
  • Хрестоматия для дошкольников, 4-5 лет, изд.1996г.
  • Сайт для заботливых родителей. http://dou17.aprec.ru/informatsiya-dlya-roditeley/shpargalki-dlya-zabotlivyih-roditeley/

Прозорова Татьяна Васильевна,
воспитатель,
ГБОУ Школа №1512, Москва дошкольное отделение

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0