Рубрики
Авторские статьи Дополнительное образование

Учебный день в музее в дистанционном формате

В данной статье будут рассмотрены итоги реализации городского межведомственного образовательного проекта «Учебный день в музее» в 2019-2020 учебном году, а также возможность проведения уроков в онлайн-формате.

1

Данная статья написана по итогам реализации городского межведомственного образовательного проекта «Учебный день в музее» в 2019-2020 учебном году. Проект успешно развивается, растет интерес к нему со стороны учителей и обучающихся московских образовательных организаций, увеличивается количество музеев – участников проекта. Так, в прошедшем учебном году более 61 тысячи обучающихся из 303 московских образовательных организаций провели учебные дни в экспозициях 20 столичных музеев, в число которых вошли пять новых музеев:

  • Центральный музей Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 гг. – один из крупнейших в мире, главный военно-исторический музей России, общероссийский научно-исследовательский и культурно-просветительский центр;
  • Музейно-исторический центр истории государственной службы, расположенный во Дворце госуслуг на ВДНХ. Он посвящен трем основным направлениям – истории чиновничества в России, становлению и развитию письменности и письменных принадлежностей, эволюции делопроизводства в стране;
  • Государственный центральный музей кино – один из молодых музеев, в котором созданы фондовые коллекции, отражающие кинокультуру России, – также расположен на территории ВДНХ;
  • Дом-музей В. Л. Пушкина, небольшой деревянный особняк послепожарной Москвы 1812 года, в котором жил родной дядя великого русского поэта – известный стихотворец Василий Львович Пушкин;
  • Музей М.А. Булгакова, посвященный жизненному и творческому пути Михаила Булгакова, расположенный в легендарной коммунальной квартире на Большой Садовой улице, ставшей прообразом «нехорошей квартиры», описанной автором в романе «Мастер и Маргарита».

В музее-заповеднике «Царицыно» разработана программа учебного дня для детей с ограниченными возможностями здоровья. У ребят была возможность провести в Царицыне три урока: по математике, истории и природоведению. Во время занятий школьники знакомились с историей музея, тренировались в смысловом чтении и распознавании геометрических фигур, учились выстраивать даты в хронологическом порядке, рассматривали на местности холмы, овраги и равнины.

Обучающиеся начальной школы теперь тоже могут принять участие в городском проекте «Учебный день в музее», в рамках которого для них открыли свои экспозиции Московский зоопарк и Дарвиновский музей. Например, второклассники могут провести учебный день на Старой и Новой территориях зоопарка: познакомиться с многообразием птиц, научиться заносить информацию в таблицу, составить схему-классификацию, узнать о таких профессиях, как кипер, орнитолог, писатель-анималист, получить практический опыт использования телефона для поиска дополнительной информации. Третьеклассники помимо Московского зоопарка могут провести учебный день в Дарвиновском музее. В программу учебного дня в Дарвиновском музее входят уроки по русскому языку, окружающему миру и изобразительному искусству. В ходе занятия по русскому языку обучающимся предстоит познакомиться с разнообразием животного мира, вспомнить изученные ранее части речи и поработать с текстом-описанием. На уроке по окружающему миру – узнать о разнообразии и отличительных признаках животных. А на уроке по изобразительному искусству ребята смогут выплеснуть полученный эмоциональный заряд на бумаге, нарисовав полюбившееся животное.

Весной 2020 года обучающиеся московских образовательных организаций перешли на дистанционный формат обучения, и площадкой для проведения уроков в рамках проекта «Учебный день в музее» стало пространство сети Интернет. Появилась возможность проводить уроки в онлайн-формате. Это дало образовательным организациям целый ряд преимуществ: не надо предварительно регистрироваться на сайте проекта, не надо тратить время на поездку в музей и обратно, не надо носить учебники – все материалы доступны в электронном виде, и при желании их можно распечатать; уроки можно проводить в комфортной обстановке, не выходя из дома, в любое удобное для учителей и обучающихся время. Такие занятия не менее эффективны, чем в стенах образовательной организации или в учреждении культуры. Школьники могут под руководством учителя или самостоятельно выбрать музей, рабочие листы для дистанционного формата обучения, воспользоваться виртуальным туром по экспозиции, дополнительными материалами урока на сайте проекта и выполнить задания.

Данный формат обучения позволяет объединить всех участников образовательного процесса: «бродить» по виртуальным экспозициям музеев нравится и детям, и их родителям, и учителям. Сопровождение учителя особенно помогает в изучении материала. Для дистанционного проведения уроков адаптировано 40 рабочих листов по самым разным предметным дисциплинам в виртуальных экспозициях 14 музеев – участников проекта. С ними можно ознакомиться, пройдя по ссылке: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/uchebni-den-v-muzee/metod-materialy/dist-ob-u-d-m.html.

Музеи активно используют самые разнообразные интерактивные технологии, они подготовили для проведения уроков онлайн-экскурсии и постарались сделать их максимально реалистичными. Так, например, в Музее космонавтики разработана целая программа для дистанционного обучения. Уроки переведены в музейно-образовательный модулятор, с помощью которого можно провести учебный день онлайн. Все задания размещены в виртуальных пособиях: https://kosmo-museum.ru//static_pages/uchebnyy-den-v-muzee-online.

Методисты Городского методического центра в рамках проекта провели целый ряд мероприятий: онлайн-семинар «Организация и проведение дистанционных уроков в экспозициях музеев в рамках городского межведомственного образовательного проекта “Учебный день в музее”», онлайн-семинар «Учебный день в музее в дистанционном формате», вебинар «Итоги реализации городского межведомственного образовательного проекта “Учебный день в музее” в 2019/2020 учебном году, перспективы развития», видеоконференция «Столичные музеи – детям».

В ходе перечисленных выше мероприятий участники получили много новой интересной информации о проекте: узнали о возможности виртуально посетить музеи – участники проекта, «побродить» по залам и осмотреть экспозиции, побывать на онлайн-выставках, принять участие в онлайн-викторинах, различных играх и квестах, совмещающих развлекательные и просветительские функции, «сходить» в онлайн-кинотеатр или на концерт, поучаствовать в мастер-классах и встречах с интересными людьми, совершить путешествие в хранилище музея или попасть на ночную экскурсию – и еще много актуальной и полезной информации для организации образовательной деятельности.

В 2019-2020 учебном году созданы мобильное приложение «Учебный день в музее» для Android и IOS, а также страница проекта в сети Facebook: https://www.facebook.com/projectmuseumday/. Педагоги столичных образовательных организаций охотно делятся впечатлениями и присылают отзывы и репортажи о проведенных виртуальных уроках или публикуют фото- и видеоотчеты на сайте своих образовательных организаций.

В библиотеке Московской электронной школы создано электронное учебное пособие «Учебный день в музее». Его можно найти по ID 27489447 (https://uchebnik.mos.ru/).

Примечательно, что проект в онлайн-формате заинтересовал не только учителей-предметников, но и классных руководителей, которые используют материалы проекта для проведения тематических занятий с обучающимися.

Резюмируя вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что проект продолжает развиваться, в том числе и в дистанционном формате: расширяется круг его участников, появляются новые познавательные материалы, культурно-образовательные программы и онлайн-проекты, онлайн-лекции и видеоролики, мастер-классы.

В данной статье рассмотрен один из вариантов образования обучающихся средствами социокультурного пространства города Москвы в дистанционном формате. Статья адресована широкому кругу специалистов в разных областях деятельности.

Берникова Людмила Васильевна,
методист
ГБОУ Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы
bernikovalv@mosmetod.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1