Рубрики
Авторские статьи Дополнительное образование

Экспериментально-художественное творчество на примере проекта «Москва. 75 лет Победы»

В статье описаны основные этапы работы над проектом «Москва. 75 лет Победы». Целью проекта является создание образа города в годы Великой Отечественной войны средствами графики и живописи. Целевая аудитория проекта – обучающиеся младшего и среднего школьного возраста. Проект был разработан творческими объединениями дополнительного образования и приурочен к 75-летию Победы над фашизмом. Рисунки и картины, созданные в ходе работы над проектом, – это рассказ о новых идеях и смыслах, обретенных юными художниками.

0

Целью реализации художественно-творческого проекта «Москва. 75 лет Победы», наряду с обучением технике рисунка и формированием пространственно-композиционных навыков, является побуждение ребенка к размышлению о бытии и истории. Рисунки и картины, созданные в ходе работы над проектом, – это рассказ о новых идеях и смыслах, обретенных юными художниками.

Основываясь на принципе единства формы и содержания, развития художественных навыков в тесной связи с эмоционально-нравственной сферой, педагоги творческих студий «Цвет + Форма» (руководитель О.В. Денисова) и «Волшебные краски» (руководитель И.В. Гусева) успешно реализовали проекты: «Города-герои, их история и вклад в победу», «Путь героя», «Я горжусь своей семьей». Овладевая навыками живописи и графики, ребята одновременно отвечали на вопросы о месте семьи и родного города в их личной иерархии ценностей, о содержании понятия «героизм», о том, что они считают достойным, а что – неприемлемым.

Проект, о котором пойдет речь, станет логическим продолжением прежних работ в плане содержания и методов. Он призван помочь студийцам обрести чувство Родины, ощутить «скрытую теплоту патриотизма» (Л.Н. Толстой).

Мы начинаем разговор о Москве со стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, А. Барто, Ю. Друниной, В. Полозковой и других авторов. Далее следуют вопросы:

1) почему именно Москва всегда вдохновляла наш народ на борьбу с врагами?

2) какие исторические и культурные традиции помогли нашему народу победить «коричневую чуму ХХ века»?

Поиск ответов на эти вопросы заставляет ребят постарше обратиться к истории России, вспомнить Отечественную войну 1812 года, события, относящиеся к эпохе Московской Руси и т.д.

Младшие студийцы ограничиваются беседами с родственниками и таким образом узнают о параде на Красной площади 1941 года, о подвиге героев-панфиловцев, летчика В. Талалихина, партизанки З. Космодемьянской, других исторических событиях. В процессе работы над проектом учащиеся глубоко изучают историю Великой Отечественной войны. Документальные свидетельства той поры не могут оставить равнодушным никого, дети переживают очень сильные чувства: боль, гнев, сострадание, желание защищать свою Родину, свой дом, своих близких. Глубокие душевные переживания, сильная эмоциональная реакция на исторические факты в будущем станут основой творческой художественной деятельности.

Одна из важнейших тем проекта – судьба каждой семьи в истории нашей страны, вклад каждого человека в дело Великой Победы. Воспоминания и размышления на эту тему объединяют усилия родителей и детей. Интерес к истории стимулирует ребенка искать информацию в книгах, фильмах, в сети Интернет, постепенно создавая образ прошлого, образы родной земли и ее героев.

На этапе визуализации мы предлагаем ребятам определить содержание будущего произведения. Большинство студийцев, в силу возраста, мыслят сюжетно. Установка на сюжетность диктует обращение к жанру репортажа, ориентирует на документальность, достоверность деталей. При этом важно, чтобы, работая над проектом, ребята двигались от частного к общему и, повествуя о единичном событии, могли передать общечеловеческие переживания своих героев и выразить собственную оценку изображаемого.

Эмоциональное состояние авторов определяет колористическое решение работы. Большинству из них присуща сдержанность: неяркие краски символизируют аскетизм, внутреннее самоотречение и спокойствие, подчиненность всей жизни одной цели. Яркий цвет – это опасность, тревога, но в то же время и героический порыв.

Особое впечатление создают графические работы (художественный материал – тушь, карандаш). Контраст черного и белого символизирует оппозицию добра и зла, войны и мира. Графика усиливает впечатление документальности и является органичной техникой для работы в жанре репортажа.

Одним из наиболее сложных и важных моментов является композиционное решение проектной работы. В процессе поиска композиционных решений в сознании ребенка формируется целостная картина мира – синтетическое панорамное представление о действительности, о человеке и его месте в мире, о взаимоотношениях с пространством, материальными предметами, природой, обществом, другими людьми и самим собой.

Сюжетная насыщенность замысла, многофигурность, динамичность требуют изображения нескольких планов. Ребята постигают законы перспективы, используя тональные соотношения, толщину линий, яркость красок, учатся делать изображение объемным. Композиционным центром рисунков всегда становится главный герой – носитель лучших, с точки зрения автора, моральных качеств и внешне, возможно, чем-то напоминающий его самого. Таким образом, работая над проектом, ребята приобретают новый эмоциональный опыт, потому что проживают непростые, драматичные ситуации вместе со своими героями – юными москвичами, чье детство совпало с войной.

Работы студийцев, посвященные Москве в годы Великой Отечественной войны, будут экспонироваться на тематической школьной выставке, которая пройдет в рамках цикла мероприятий, посвященных 75-летию Победы над фашизмом. Для авторов проекта выставка работ – мероприятие, обеспечивающее обратную связь. Представляя свои работы на суд товарищей, родителей и педагогов, ребята рассчитывают на сотворчество зрителей. Поскольку искусство диалогично по своей природе, восприятие рисунков – это тоже творческий процесс. Выставка работ предполагает не только просмотр рисунков, но и обмен мнениями, ответы на вопросы, конструктивную критику. И этот этап проекта также в значительной мере позволяет удовлетворить потребность ребят в творчестве и самореализации.

 

Список литературы:

  1. Генисаретский О.И. Проектная деятельность, ориентированная на человека. Круглый стол //Техническая эстетика. 1988. – № 10.
  2. Ивахнова Л.А., Кучерова А.В. ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1.;

URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28571 (дата обращения: 16.03.2020).

  1. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопр. психологии. – 1991. №3.
  2. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. – №4.
  3. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
  4. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.
  5. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Шк. Культ. Полит., 1995.
  6. Щербаков B.C. Изобразительное искусство обучения и творчество. М.: Просвещение, 1969.

 

Гусева Ирина Витальевна — учитель
 изобразительного искусства и технологии,
г. Москва, ГБОУ «Школа №463 имени
Героя Советского Союза Д.Н. Медведева».

Денисова Оксана Владимировна — учитель
 дополнительного образования,
г. Москва, ГБОУ «Школа №463 имени
Героя Советского Союза Д.Н. Медведева».

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0