Рубрики
Дошкольное образование

Русская классика как один из инструментов развития речи старших дошкольников (из опыта работы)

Актуальность данной статьи объясняется необходимостью работы над рядом проблем в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста: недостаточным уровнем развития выразительности речи и сложностями при самостоятельном творческом рассказывании. Авторы говорят о необходимости создания особых условий, позволяющих подготовить детей к восприятию литературных произведений и обогащению опыта читательских переживаний. Представленный опыт, по мнению авторов, способствует, помимо речевого развития, становлению эстетического отношения к окружающему, формированию представлений о разных видах искусства, сопереживанию персонажам художественных произведений.

0

Закончился 2019-2020 учебный год. Какие они, современные выпускники детских садов? Будущие первоклассники любознательны и уже способны к принятию самостоятельных решений. Они активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, обладают чувством собственного достоинства. Провожая выпускников, каждый педагог задается вопросом о том, все ли целевые ориентиры, изложенные во ФГОС ДО достигнуты, на каких направлениях развития и образования до конца не реализованы возможности детей.

Безусловно, педагоги дошкольного отделения делали все, чтобы у детей к моменту окончания детского сада сформировались предпосылки к учебной деятельности. Однако остались и проблемы. Одна из главных – это недостаточный (по сравнению с возрастными возможностями) уровень речевого развития. Современные дошколята говорят короткими предложениями: им сложно построить распространенное высказывание, а ответы на вопросы, как правило, односложны. Активно используется сленг, у многих отсутствует выразительность речи. Под выразительностью в данном случае понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, но и образность слова. К сожалению, речевые проблемы часто перетекают в коммуникативные.

Привнесение в жизнь дошколят возможности знакомства с лучшими образцами русской классической литературы, живописи и музыки способствует речевому развитию воспитанников.
Целью работы в данном направлении является развитие связной, грамматически правильной, эмоционально окрашенной речи детей, а также развитие эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию (область социально-коммуникативного развития). На пути к достижению цели необходимо решить следующие задачи. Во-первых, обращать внимание ребенка не только на содержательную сторону литературного произведения, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. Во-вторых, использовать произведения русской живописи и музыки как эмоциональный фон для самостоятельной творческой речевой активности детей.

Ниже представлено планирование образовательного цикла. Очередность рассмотрения литературных произведений связана с датами рождения авторов или со значимыми событиями их жизни. К каждому литературному произведению предлагается музыкально-живописная подборка (Таблица 1). Красота звучания родной речи, визуализация прочитанного в виде репродукций картин русских художников, а также музыка – это составные части занятий по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Работа над каждой отдельно взятой темой выстраивается в несколько этапов, связанных между собой.

1этап – художественно-познавательный. Чтению предшествует оформление книжных уголков. В них, наряду с красочными изданиями, присутствуют предметы, «принадлежащие» литературным героям или отражающие дух времени, к которому принадлежал автор. Возможно использование игрушек- героев сказок и наполнение уголка ряжения атрибутами, позволяющими детям перевоплощаться в литературных персонажей.

2 этап – музыкально-эмоциональный. Музыкальные минутки можно организовать во время режимных моментов. Слушанию музыки предшествует короткий рассказ педагога о том, почему выбран данный музыкальный фрагмент и как он связан с литературным текстом. Существует мнение, что классика чужда современным детям, а произведения ушедших эпох скучны им. На самом деле, все дети тянутся к красоте звука и слова, по мере возможности проявляют способность к сопереживанию, ярким разноплановым эмоциям. Тут становятся кстати слова выдающегося советского психолога, автора трудов в области психологии детства и образовательной психологии Л. С. Выготского, который считал, что «эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля».

Прослушивание сказок, стихов и рассказов, а также музыкальных иллюстраций к ним побуждает детей выражать свои чувства. Важно не упустить этот момент. В такие минуты можно разговорить любого молчуна. Затем следует 3 этап работы – этап разнообразных детских культурных практик, поддерживающих интерес к хорошей книге и родному языку.

Педагогами было отмечено, что благодаря подобным межпредметным связям (литература, живопись, музыка) у детей воспитывается потребность в слушании и чтении, происходит развитие эмоционального словаря. Они с легкостью придумывают сравнения и метафоры. Описания становятся выразительнее, активизируется речевое творчество. Кроме того, опосредованно происходит знакомство с историей и культурой родной страны, аследовательно, и патриотическое воспитание детей.

Список литературы.

    <li>Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно=»» Москва,=»» 2014.</li>

  1. Л. С. Выгодский «Педагогическая психология». Издательство АСТ 2008.
  2. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников». ООО «ТЦ Сфера» 2015.
  3. Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко «Технологии развития связной речи дошкольников». Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2004.
  4. </li>Федеральный

Симонян Светлана Геннадиевна,
воспитатель ГБОУ Школа 2089. Москва,
E-mail: sgsimonian1366@mail.ru

Мальцева Наталья Викторовна,
воспитатель ГБОУ Школа 2089. Москва,
E-mail: nvmaltseva1366@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0