Русская классика как один из инструментов развития речи старших дошкольников (из опыта работы)

44

Закончился 2019-2020 учебный год. Какие они, современные выпускники детских садов? Будущие первоклассники любознательны и уже способны к принятию самостоятельных решений. Они активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, обладают чувством собственного достоинства. Провожая выпускников, каждый педагог задается вопросом о том, все ли целевые ориентиры, изложенные во ФГОС ДО достигнуты, на каких направлениях развития и образования до конца не реализованы возможности детей.

Безусловно, педагоги дошкольного отделения делали все, чтобы у детей к моменту окончания детского сада сформировались предпосылки к учебной деятельности. Однако остались и проблемы. Одна из главных – это недостаточный (по сравнению с возрастными возможностями) уровень речевого развития. Современные дошколята говорят короткими предложениями: им сложно построить распространенное высказывание, а ответы на вопросы, как правило, односложны. Активно используется сленг, у многих отсутствует выразительность речи. Под выразительностью в данном случае понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, но и образность слова. К сожалению, речевые проблемы часто перетекают в коммуникативные.

Привнесение в жизнь дошколят возможности знакомства с лучшими образцами русской классической литературы, живописи и музыки способствует речевому развитию воспитанников. Целью работы в данном направлении является развитие связной, грамматически правильной, эмоционально окрашенной речи детей, а также развитие эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию (область социально-коммуникативного развития). На пути к достижению цели необходимо решить следующие задачи. Во-первых, обращать внимание ребенка не только на содержательную сторону литературного произведения, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. Во-вторых, использовать произведения русской живописи и музыки как эмоциональный фон для самостоятельной творческой речевой активности детей.

Ниже представлено планирование образовательного цикла. Очередность рассмотрения литературных произведений связана с датами рождения авторов или со значимыми событиями их жизни. К каждому литературному произведению предлагается музыкально-живописная подборка (Таблица 1). Красота звучания родной речи, визуализация прочитанного в виде репродукций картин русских художников, а также музыка – это составные части занятий по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Работа над каждой отдельно взятой темой выстраивается в несколько этапов, связанных между собой.

1этап – художественно-познавательный. Чтению предшествует оформление книжных уголков. В них, наряду с красочными изданиями, присутствуют предметы, «принадлежащие» литературным героям или отражающие дух времени, к которому принадлежал автор. Возможно использование игрушек- героев сказок и наполнение уголка ряжения атрибутами, позволяющими детям перевоплощаться в литературных персонажей.

2 этап – музыкально-эмоциональный. Музыкальные минутки можно организовать во время режимных моментов. Слушанию музыки предшествует короткий рассказ педагога о том, почему выбран данный музыкальный фрагмент и как он связан с литературным текстом. Существует мнение, что классика чужда современным детям, а произведения ушедших эпох скучны им. На самом деле, все дети тянутся к красоте звука и слова, по мере возможности проявляют способность к сопереживанию, ярким разноплановым эмоциям. Тут становятся кстати слова выдающегося советского психолога, автора трудов в области психологии детства и образовательной психологии Л. С. Выготского, который считал, что «эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля».

Прослушивание сказок, стихов и рассказов, а также музыкальных иллюстраций к ним побуждает детей выражать свои чувства. Важно не упустить этот момент. В такие минуты можно разговорить любого молчуна. Затем следует 3 этап работы – этап разнообразных детских культурных практик, поддерживающих интерес к хорошей книге и родному языку.

Педагогами было отмечено, что благодаря подобным межпредметным связям (литература, живопись, музыка) у детей воспитывается потребность в слушании и чтении, происходит развитие эмоционального словаря. Они с легкостью придумывают сравнения и метафоры. Описания становятся выразительнее, активизируется речевое творчество. Кроме того, опосредованно происходит знакомство с историей и культурой родной страны, аследовательно, и патриотическое воспитание детей.

Список литературы.
  1. Л. С. Выгодский «Педагогическая психология». Издательство АСТ 2008.
  2. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников». ООО «ТЦ Сфера» 2015.
  3. Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко «Технологии развития связной речи дошкольников». Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2004.

Симонян Светлана Геннадиевна,
воспитатель ГБОУ Школа 2089. Москва,
E-mail: sgsimonian1366@mail.ru

Мальцева Наталья Викторовна,
воспитатель ГБОУ Школа 2089. Москва,
E-mail: nvmaltseva1366@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.