Рубрики
Дополнительное образование

Организация групповой работы в ходе проектно-исследовательской деятельности

К современному школьнику предъявляется всё больше требований: умение работать с информацией, добывать знания в ходе решения практических задач и применять их в конкретной ситуации, быть инициативным, не бояться задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения, то есть – уметь учиться. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не столько индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, сколько сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Проектно-исследовательская деятельность, как одно из средств развития учащихся, позволяет в некоторых случаях эффективно использовать групповые формы работы. Работа над проектом формирует и развивает метапредметные умения у учащегося, что очень важно в условиях современной школы.

0

Введение

Умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А. Цукерман).
Вовлекать в проектную деятельность можно как отдельных мотивированных ребят, так и группы и даже класс в целом. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность максимально раскрыть потенциал ребёнка, способствует успешной социализации учащихся за счёт создания познавательно-информационной среды, в которой ребята учатся ориентироваться как самостоятельно, так и активно включаясь в учебное сотрудничество.
Умение работать в группе – это важный навык. У ребят повышаются мотивация к обучению, эффективность усвоения учебного материала, снижается уровень тревожности, улучшается психологический климат в классе.
Работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную организовывать коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.

Основная часть
Рассмотрим, как проходила организация групповой работы на примере проектно-исследовательской работы «Чтобы знали, чтобы помнили…». Проектно-исследовательская работа, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, была выполнена учениками 4 класса. Еще 2 сентября, на самом первом уроке, посвященном празднованию 75-й годовщины Великой Победы, дети рассказывали о своих родственниках, участвовавших в войне.

Понятно, что всех выслушать невозможно, и учителем было предложено организовать работу над созданием Альбома Памяти, посвященного родственникам учеников 4 класса – участникам Великой Отечественной войны (мотивационный этап). После того, как были определены цель и задачи работы (планирующий этап), дети вместе с родителями и учителем стали искать информацию на сайтах, в личных архивах, интервьюировали родных.
Затем ребята самостоятельно оформляли свои странички в альбоме.

Педагог участвовал в проекте наравне с детьми и оформил две странички. Ребята нашли много ценной информации, даже делали запросы в архивы государств СНГ (информационно-операционный этап, непосредственно выполнение проекта). Когда мы обобщили эту информацию, стали понятны направления, по которым начали работать микрогруппы.
Каждая микрогруппа работала со своим объемом информации, решала свои задачи (формирование групп, определение критериев оценки результата)

(Памятка работы в группе). Дети узнали, сколько военных вернулось с фронта, сколько погибло, сколько побывало в плену;
установили количество участников боевых действий, тружеников тыла, детей войны;
Затем ребята сформировали общие списки.
Каждая группа в течение нескольких дней представляла свою работу.

Для Ветеранов Великой Отечественной войны группа школьников сделала солдатские треугольники с письмами и пожеланиями внутри.

Педагог с ребятами обсудили все сложности, появившиеся в ходе исследования, выслушали пожелания и вопросы. Полученные данные были систематизированы, оформлены в диаграммы и таблицы (рефлексивно-оценочный этап).

Получился альбом памяти наполненный письмами, документами военных лет, наградными листами, фотографиями членов семей – участников войны, данными из архивов.
По итогам работы была создана презентация и смонтирован видеофильм.

Заключение.

В результате организации групповой работы в ходе проектно-исследовательской деятельности ребенок приобретает навыки самостоятельной работы, умение выстраивать диалог с другими участниками, у него формируются такие качества, как взаимопомощь и взаимоконтроль. Очень важно при этом учитывать уровень образовательных возможностей учащихся и особенности состава группы, чтобы решение поставленных задач было по силам ребятам, а также оказывать помощь в распределении ролей, и тогда рефлексия совместной деятельности принесёт ребёнку удовлетворение, ощущение собственной значимости и успешности.

Используемая литература:

1. Зуева Т.П. Использование групповых технологий в методической деятельности / Т. П. Зуева // Начальная школа. – 2009. – № 11. – С. 96
2. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Стандарты второго поколения. От действия к мысли. Под редакцией А.Г. Асмолова, Москва, Просвещение, 2008 г.
3. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб. Педагогика, 2000.
4. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», 2-4 класс, РОСТ книга, 2015 г.
5. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, Пеленг, 1993.
6. Понятия «Проектная деятельность» и «Метод проекта»
7. Метапредметные результаты обучения по ФГОС. Что это такое?
8. Фильм
9. Презентация

Володарская Анна Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ Школа № 2120 г. Московский,
E-mail: V_anna73@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0