Рубрики
Дошкольное образование

Сюжетное конструирование с детьми раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания

Конструирование не только оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка раннего возраста, но и помогает облегчить период адаптации в условиях кратковременного пребывания. В данной статье автор раскрывает вопрос организации сюжетного конструирования на основе литературных произведений с детьми от 1,5 до 2,5 лет.

0

В период адаптации очень важно создавать благоприятную эмоциональную атмосферу. Дети раннего возраста, приходя в детский сад, получают первый опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Авторы считают, что одним из условий обогащения такого опыта является организация сюжетного конструирования, цель которого в условиях группы кратковременного пребывания (ГКП) не только всестороннее развитие способностей ребенка, но и помощь ему в адаптации к новым условиям. Это стимул, благодаря которому ребенок переключается с негативных эмоций, вызванных разлукой с мамой, на позитивные. Такой стимул задает педагог, привлекая ребенка к игре или другой совместной деятельности. Особенно это актуально для ГКП, так как новые дети приходят в течение всего учебного года. Как показывает опыт, новые дети с удовольствием подключаются к продуктивной деятельности, совместная игра вызывает положительные эмоции и радость. Привлечь внимание малышей можно с помощью игрушки-персонажа, а потом увлечь именно деятельностью, например, сюжетным конструированием, в процессе которого происходит развитие речи, сенсорных способностей, моторики, эмоциональной сферы. Наши малыши часто слышат, что они «идут в сказку», потому что «сказка» — это название структурного подразделения, в котором находится наша ГКП. Это подтолкнуло к идее планирования и апробации модели сюжетного конструирования на основе литературных произведений (Схема 1):
Схема 1.
Модель планирования сюжетного конструирования на основе литературных произведений в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста.

Рекомендуемая периодичность: 2 раза в месяц. Продолжительность: 2-4 дня (зависит от содержания произведения, выбранных форм и поставленных задач).

Вариант планирования работы мы приводим ниже:

«Маша и медведь», обр. М.Булатова. Продолжительность 3 дня.
1-й день. Чтение художественной литературы: сказка «Маша и медведь»
2-й день. Конструирование. Воспитатель предлагает детям построить дом для медведя. Дети помогают, по просьбе воспитателя, берут детали и ставят на указанное место. Затем обыгрывается сюжет, как медведь радуется новому дому.
Оборудование: игрушка-медведь; строительный материал (кубики, кирпичики, пластина, треугольная призма или конус).
Результат: дом для медведя.
3-й день. Конструирование. Воспитатель предлагает рассмотреть, из каких частей состоит стул (сиденье, спинка и ножки) и стол (крышка, ножки), затем предлагает построить стул и показывает последовательность действий (строит стул для медведя): берет кубик ставит его на стол, потом берет кирпичик и ставит его узкой короткой стороной. Воспитатель строит стол и ставит стул рядом. Предлагает каждому ребенку построить стульчик для Маши. По мере выполнения детьми обыгрывается сюжет: Маша садится на стульчик и радуется.
Оборудование: игрушки медведь и кукла Маша (медведь больше Маши); строительный материал (кубики, кирпичики)
Результат: стол, стул большой, стулья маленькие.
3-й день. Игра «Маша в гостях у медведя».
Обыгрывание сюжета сказки на основе композиции: дом, стол, стулья.
В. Сутеев «Кто сказал «мяу?». Продолжительность 4 дня.
1-й день. Чтение сказки «Кто сказал «мяу?», рассматривание иллюстраций.
2-й день Конструирование. Воспитатель предлагает построить домик для собаки и забор для петуха. Дети берут детали и ставят на указанное место. Обыгрывается сюжет, как собака радуется новому домику, а петух – заборчику.
Оборудование: игрушки собака и петушок; строительный материал (кубики, кирпичики, пластина, треугольная призма или конус).
Результат: дом (будка) для собаки, заборчик для петуха.
3-й день. Аппликация «Пруд» с рыбками и лягушкой (коллективная работа).
4-й день. Игра «Приключения щенка». Обыгрывание сюжета сказки на основе композиции: дом для собаки, забор для петуха, пруд с рыбками и лягушкой.
Ранний возраст – это время, когда малыш с помощью взрослого начинает активно постигать окружающий мир. В процессе сюжетного конструирования мы учим детей рассматривать образец постройки, по образцу повторять и строить, затем обыгрывать постройку, объединять отдельные объекты на основе сюжета. В этот момент необходимо общение со взрослыми и сверстниками, закладываются основы игровой деятельности. Опыт авторов показывает, что с помощью сюжетного конструирования можно создать условия для благоприятной адаптации детей раннего возраста в условиях кратковременного пребывания. Когда дети вовлекаются в деятельность, они легче переживают разлуку с мамой, проникаются доверием к педагогу, постепенно учатся взаимодействовать со сверстниками. В целом отмечается заметное улучшение общего эмоционального фона, что позитивно сказывается не только на адаптации, но и на социализации каждого ребенка в группе.

Источники:
1. Литвинова О.Э.Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3лет. — Санкт-Петербург: Издательство «Детство-Пресс», 2018.
2. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика — Синтез, 2017 г.

Абрамкина Мария Федоровна,
воспитатель группы кратковременного пребывания, дошкольных групп «Сказка» ГБОУ города Москвы «Школа № 875»,
E-mail: miska25@list.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0