Рубрики
Начальное образование

Использование игровых приемов в процессе формирования навыка чтения у младших школьников

В данной статье рассмотрен вопрос формирования навыка чтения у младших школьников с помощью игровых приёмов. Представлены игры и игровые упражнения, способствующие развитию осмысленности и техники чтения. Благодаря использованию игровых приёмов повышается мотивация и интерес детей к слову.

0

Чтение пробуждает мысль. Умение читать надо довести до автоматизма.

В. А. Сухомлинский

Пользу и значение навыка чтения для успешного обучения младших школьников трудно переоценить. Этот вид интеллектуальной деятельности требует сосредоточенности, трудолюбия, осмысленности, техничности. Благодаря навыку беглого, осознанного и выразительного чтения обучающийся способен успешно осваивать школьную программу.

Овладение учениками умением хорошо читать – одна из первоочередных задач начальной школы. Существует множество классических и инновационных подходов к обучению младших школьников. Наибольшую привлекательность для детей имеют игровые приёмы. Дети часто незаметно для себя увлекаются игрой с буквами и словами. Трудное чтение оживляется соревновательными элементами и ожидаемым поощрением. В результате у детей быстрее преодолевается чувство беспомощности и неуверенности, закрепляется автоматизм и осознанность чтения.

Игровые приёмы для закрепления навыка чтения:

1. «Кошка села на окошко»

Цель: отработка навыка выразительного чтения.

Предложить прочесть фразу (пословицы, поговорки, стихи) с различными интонациями: вопросительно, торжественно, грустно, задумчиво, весело.

2. «Молния»

Цель: упражнение для развития навыка скорочтения.

Чередование чтения в обычном темпе с чтением в максимально быстром темпе. Ведущий дает сигнал «Молния», дети переключаются с обычного темпа на «турборежим» и наоборот.

3. «Найди половинку»

Цель: целостное восприятие словесной конструкции.

Ребенку предлагаются разрезанные по горизонтали и перемешанные таблички (половинки) разных слов. Задача ребенка: составить половинки и прочитать слова.

4. «Айсберг»

Цель: развитие целостного восприятия слова.

Закрыть непрозрачной полоской бумаги или линейкой верхнюю или нижнюю часть предложения (айсберг) и попросить ребенка прочитать предложение целиком.

5. «Буксир»

Цель: упражнение для развития скорости чтения.

Учитель (буксир) быстро читает вслух текст. Ребенок читает про себя. Педагог останавливается и просит ребенка показать в тексте место остановки.

6. «Шерлок Холмс спешит на помощь»

Цель: развитие скорости чтения.

В хаотичном порядке расположить листочки в форме следов с различными словами. Задание: найти по следам определенное слово, а затем предмет в тайной «шкатулке».

7. «Буква — проказница»

Цель: развитие наблюдательности и внимания при чтении.

Предложить ребенку быстро прочитать пары слов, которые отличаются одной буквой-«проказницей»: козы – косы; рак – рад; сыр – сын; песенка – лесенка; сало – мало и т.д.

8. «Лишнее слово»

Цель: развитие наблюдательности и осмысленности чтения.

Ребенку предлагаются карточки с написанными в строчку одинаковыми словами (за исключением одного). Необходимо найти «лишнее слово»:

рука рука рука река рука рука; стол стол стул стол стол стол.

9. «Цепочка»

Цель: развитие техники чтения похожих графических символов.

Предложить ребенку быстро и без ошибок собрать «цепочки слов»:

вслух – глух – стух – пух – мух – дух – слух.

10. «Шрифты – зазнайки»

Цель: тренировка целостного восприятия слова.

Слова написаны разными шрифтами и разными способами:

переСКАзаЛи; недолеТЕЛ; теЛЕФОН; ПЕрекрёсТОК и другие.

Задача: прочитать все слова, независимо от способа их написания.

В каждой игре возможны различные вариации. Ребёнок сам может придумывать тексты, задания, меняться ролями с ведущим. Игровые упражнения можно использовать на уроке фронтально, включать в индивидуальную работу, предлагать в виде внеклассного задания. Преимущество таких игр заключается в возможности творчески подходить к выполнению предложенных упражнений. Уходит монотонность и трудность процесса чтения. Играя, ребенок легче запоминает буквосочетания, ему не нужно каждый раз их вновь прочитывать – так появляется необходимый навык. Вслед за этим приходит и целостное восприятие слова. Упражняясь в чтении текстов, внимание ребенка с технической стороны чтения постепенно переключается на его смысловое содержание и интонационную выразительность. Ребенка перестают пугать «большие» тексты, появляется заинтересованность к описываемым событиям.

Таким образом, благодаря использованию игровых приёмов, закрепляется умение ребенка читать целостно и осознанно, формируется автоматизм навыка чтения, повышается интерес и любовь ребенка к СЛОВУ.

В представленной статье даны лишь некоторые рекомендации и варианты решения для дистанционного обучения в сложившейся ситуации.

Благушина Татьяна Леонидовна,
учитель начальных классов ГБОУ Школа № 2120 г. Москвы

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Автор несёт ответственность за научно-теоретический уровень публикуемого материала и его грамотность.
Ответственный за размещение информации: Виктория Разводовская

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0