Проведение дистанционных уроков с использованием графических планшетов в период изоляции

185
В период изоляции встаёт вопрос: «Каким образом обеспечить учебный процесс и подготовку к выпускным квалификационным испытаниям?».
В данной статье предлагается интерактивный способ обучения школьников.
Проблемы дистанционного обучения:
  • Отсутствие единой платформы для проведения уроков в дистанционном формате, имеющей полноценный функционал для качественного проведения занятий и контроля посещаемости.
  • Появление обезличенности в подаче материала.
  • Сложность восприятия материала учениками, так как отсутствует публичная практика в решении заданий.
  • Трудности в отработке оформления второй части экзамена ОГЭ, ЕГЭ.
  • Сложность в самоорганизации обучающихся.
  • Сложность контроля над присутствием учащихся при обсуждении материала.

В связи с вызовами, стоящими перед нашей страной, появление единой платформы для проведения уроков в дистанционной форме – дело ближайшего будущего, и оно должно решаться с учетом конкуренции на рынке и средств, выделенных на развитие цифровой школы. Ориентируясь на современные методы и средства разработки программного обеспечения, можно предположить, что к началу следующего учебного года конкурирующие фирмы начнут массово предлагать свои продукты для организации дистанционного обучения. Для решения остальных проблем можно использовать графические планшеты, которые приобретаются учащимися индивидуально, при отсутствии возможности рассматривается вариант обеспечения отдельной категории учащихся за счет школы (во временное пользование). Это позволит организовать интерактивное взаимодействие «учитель – ученик – класс» на уровне, близком к реальному. При использовании графических планшетов появляется возможность вовлекать школьников в процесс обучения, как будто учащийся отвечает у доски. Данный механизм уже можно реализовывать, используя интерактивные доски.

Учитель дает ученику разрешение на редактирование контента на доске, и ученик привычным для него способом пишет с помощью графического планшета на поле доски, при этом все его записи видны всему классу, подключенному к уроку.

При реализации данного подхода к проведению дистанционного обучения ученику приходится быть в курсе событий, то есть следить за уроком, так как в любой момент учитель может попросить его продолжить писать дальше.

Сравним некоторые из интерактивных досок:

Анализируя данные, представленные в таблице, можно сделать вывод о том, что каждый преподаватель должен выбрать наиболее приемлемую для него доску. Это очень сильно зависит от обеспеченности учеников техникой и развитием информационных технологий в регионе.

Перейдем к рассмотрению вариантов организации занятий.
Вариант 1

Выбираем платформу, возможен выбор нескольких вариантов, например, Zoom и Whiteboard, O – whiteboard, Google Jamboard. На Zoom организуем видеоконференцию с подключением учеников класса и отправляем несколько приглашений администрации для возможного контроля. Выдаем разрешение для подключения и возможности редактирования Whiteboard (O – whiteboard, Google Jamboard) для участников видеоконференции. Для полноты картины включаем в Zoom демонстрацию экрана (преподавателя). На Whiteboard (O – whiteboard, Google Jamboard) прикрепляем изображение задания (заданий) из дидактических материалов (открытой базы задач), можно написать задание в ручном режиме с помощью графического планшета.

Далее, согласно учебному плану, проводим занятие.

Поскольку для выпускных классов важен разбор некоторых спорных моментов, то включаем в Zoom запись экрана, таким образом, появляется возможность просмотреть все, что происходило на уроке, увидеть недостатки в подаче материала, провести корректировку учебного процесса. При таком подходе индивидуализируется подача и разбор материала, не теряется качество оформления. Это позволяет учащимся не терять навык оформления заданий.

Замечание: Данный вариант будет качественно работать при наличии хорошего интернета.
Вариант 2

При не очень хорошем интернете возникает эффект «залипания», при написании стилусом на графическом планшете не прорисовываются отдельные элементы, письмо становится некомфортным. Для такого случая есть механизм, основанный на стандартном приложении OneNote, входящем в пакет Microsoft Office. Данное приложение позволяет писать с помощью графического планшета, сохранять результаты работы и в совокупности с демонстрацией экрана в других приложениях предоставляет полноценный механизм для проведения дистанционных занятий аналогично варианту 1. Также данный вариант позволит ученикам создать свою электронную тетрадь. При таком подходе появляется механизм удобного взаимодействия «ученик – учитель» для проверки домашнего задания. Файл OneNote, отправленный по электронной почте, гораздо удобней, чем фотография с телефона.

Вариант 3

Самый простой вариант: устанавливаем на свой компьютер программу для рисования поверх всех окон, например, Epic Pen. Готовим к уроку презентацию, оставляем место на слайдах для рукописного текста. При проведении занятия включаем демонстрацию экрана, запускаем презентацию. Поверх презентации пишем с помощью графического планшета. Единственный недостаток такого варианта – это возможность сохранения и возвращения к предыдущим записям только при условии записи экрана.

Заключение

Специфика организации учебного процесса заключается в широком применении дифференцированного подхода в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, но, прежде всего, с учетом физического и эмоционального состояния обучающихся.

Работа преподавателя, осуществляющего обучение детей, требует от него не только знания методики преподавания и содержания учебного предмета, но и свободного оперирования различными образовательными программами; владения различными методами, учета уровня учебной подготовки каждого ученика, состояния здоровья ученика (как физического, так и эмоционального), терпеливого и корректного общения с детьми. Дистанционное обучение диктует свою специфику организации учебного процесса, отбора средств обучения, обучающих методов и приемов. Будучи гибким, процесс такого обучения легко адаптируется под возможности ребенка.

В представленной статье даны лишь некоторые рекомендации и варианты решения для дистанционного обучения в сложившейся ситуации.

Сологуб Татьяна Сергеевна,
учитель математики, ГБОУ «Школа №293»
sologubt@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Автор несёт ответственность за научно-теоретический уровень публикуемого материала и его грамотность.
Ответственный за размещение информации: Виктория Разводовская